|
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Поэтому мы еще раз сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.
Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.
Технократизм, бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно - профилактических задач.
Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.
Наш педагогический коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.
Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «Жизнь без наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и закон» и др.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:
– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;
– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся и опоры на показатели корригирующей диагностики;
– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;
– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.
К основным направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:
– социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;
– социальная поддержка ребенка и его семьи;
– социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими;
– социальная и педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;
– психопрофилактика и психогигиена.
Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся, состоящих на учете по всем категориям. (Докладчик представляет присутствующим статистику об учащихся, состоящих на учете.)
Итак, с какими трудностями сталкиваются педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления этих трудностей?
Каждый педагог знает, как важно, чтобы ребенок имел возможность и ощутил потребность трудиться в соответствии с максимумом своих способностей. Тезис «в соответствии с максимумом своих способностей» хотелось бы особо подчеркнуть в связи со спецификой нашего учреждения. Мы с вами на собственном опыте знаем, что плохо, когда ребенок трудится ниже своих способностей и даже самолюбие не побуждает его сделать больше и лучше, но беда бывает и тогда, когда уровень требований родителей, учителей слишком высок по сравнению с его способностями. Такой ребенок мучается на протяжении всех школьных лет, для него приобретение знаний не радость, а вечный экзамен, мучение, каждый вызов к доске, каждая письменная работа становится для него источником сильных переживаний и психологических потрясений. И, казалось бы, не могут же родители желать такого состояния своему ребенку! Но, как это не парадоксально, желают. Ребенок, до третьего, шестого классов обучавшийся в общеобразовательной школе, естественно, не успевающий там за этот период, приобрел не только отвратное отношение к школе, но накопил и множество негативных явлений, отрицательных эмоций вплоть до психических расстройств и отклонений (бродяжничество, безудержное упрямство, постоянное внутреннее беспокойство, выплескивающееся в агрессию, озлобленность, хамство).
Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.
Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.
Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.
Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.
Таким образом, педагогам вдвойне тяжелее проводить воспитательную работу: к патологии умственной отсталости, как правило, добавляется нравственно-эмоциональная патология. До бесчувственного умственно отсталого ребенка достучаться практически невозможно, убедить в разумности или сострадании, эмпатии также тяжело, поэтому показатель обратной связи от проводимых профилактических мероприятий, форм педагогического влияния и воспитательного воздействия оказывается ниже прогнозируемого результата. Я с полной ответственностью заявляю о том, что педагогами нашей школы проводится именно та, профессиональная личностно ориентированная, адресная, скрупулезная индивидуальная «живая» работа с детьми, которая с точки зрения методолого-педагогической должна бы непременно привести к логическому позитивному положительному эффекту, но этого не происходит. Поэтому мы вправе утверждать, что решение проблемы профилактики асоциальных негативных явлений имеющегося контингента учащихся кроется в развертывании на базе образовательного учреждения, прежде всего психологической, а также психоневрологической служб. Разово, эпизодически приходящий специалист (психиатр или психолог) от случая к случаю не способен стабильно, стационарно помочь, в первую очередь, ребенку справиться со своими трудностями, психологическими проблемами, бедой, а иногда и болезнью, а во-вторых, проконсультировать педагогов, как в тот или иной момент правильно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность, сопровождение и оказывать поддержку обучающихся.
Позволю себе не согласиться с теми чиновниками, у которых укоренилось мнение, что школа, педагоги виноваты в возросшей детской преступности, что в большинстве своем именно учительство теперь обязано вернуть обществу морально здоровое молодое поколение, восполнить недостатки семейного воспитания, удержать натиск и шквал детской преступности, негативизма, жестокости. Такие высказывания беспочвенны, безнадежно обречены, потому что воспитание – это компетенция не только педагогов, и даже вовсе не прежде всего педагогов. Воспитание заключает в себе емкое, широкое понятие, но в аспекте рассматриваемой нами сегодня проблемы выделю здесь только два значения этого понятия. Во-первых, многослойность воспитательского влияния, что предполагает следующее: воспитывают родители, все члены семьи, но не только семья, но и более широкое окружение: улица, населенный пункт, средства массовой информации, то есть все, что мы называем социумом и менталитетом. И, к сожалению, эти важные компоненты, возможно, самые приоритетные, в процессе воспитания педагоги изменить не в состоянии. Это задача государства, общественная программа. Деятельность педагогов – это всего лишь звено единой воспитательной цепи, направленное на образование детей и просвещение их родителей. Мы не можем принудить ребенка учиться, заставить посещать кружки – мы можем только убеждать. Мы не состоятельны в том, чтобы корригировать, ломать, изменять поведение, образ жизни, семейные условия и отношение родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями, нравственно-духовными ценностями и сформировавшимся мировоззрением, еще и психиатрическими недугами, – мы можем только просвещать, предлагать, пытаться убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой профилактической формы, так как приходится работать с такими категориями детей, как
а) дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт?... Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, докручивание, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности.
б) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.
в) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.
В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.
У детей вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства, условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет, заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.
Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспитывать гораздо труднее, чем воспитывать.
Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.
Уважаемые коллеги!
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:
«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».
«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?
«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, – находим у А. С. Макаренко. – …Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».
Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.
|
|
|