|
Исследовательская работа «1812 год в истории Ставрополья»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ставропольский государственный политехнический колледж»
Конкурсная исследовательская работа
«1812 год в истории Ставрополья »
На Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»
номинация: творческая работа учащихся 9-11 классов и учреждений начального и среднего профессионального образования
Уч – ся гр. № 301к
Задорожнего ДенисаСергевича
Руководитель :
Верещагина Т. Г.
Преподаватель истории,
руководитель музея истории колледжа.
Ставрополь, 2012
Содержание
3
3
4
6
6
7
7
7
8
8
8
9
9
|
-
Введение
Постановка темы исследования
Актуальность исследования
Цель и задачи
-
Методы исследования
-
Основная часть
Подготовительная часть
Исследовательский проект «1812 год в истории Ставрополья»
-
Заключительная часть
Использование образовательного ресурса
Рефлексия
-
Приложения
Список использованной литературы, ссылки
|
1.Введение
1.1 Постановка темы исследования.
В настоящее время нередко можно встретить человека, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся известны имена таких людей этой эпохи, как Император Александр I и Наполеон Бонапарт, Михаил Кутузов и Петр Багратион, сражения под Смоленском и при Бородино.
Война всколыхнула всю Россию и в Кавказской губернии развернулось широкое движение по сбору средств на ополчение, в пользу разоренных неприятелем губерний, на устройство гостиницы на Кавказских Минеральных Водах «для призрения воинов, раненных на поле брани». Каждый стремился помочь стране по мере сил и возможностей: кто записывался добровольцем в армию, кто жертвовал деньги на ее нужды. Так, ставропольские дворяне и чиновники собрали 8 тыс. руб., мещане и купцы – 600 руб.
Но самым значительным вкладом в дело освобождения Родины от наполеоновского нашествия было участие Ставропольского калмыцкого полка в боевых действиях 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. Воины полка самоотверженно сражались на Бородинском поле, снискав себе вместе с русской армией «славу непобедимых». Ими в боях под Вильно взято в плен 7 обер-офицеров и 120 нижних чинов. В составе отряда генерал-майора Денисова полк вступил в Париж. В 1815 г. Ставрополь торжественно встречал солдат и офицеров, вернувшихся с войны. В числе награжденных медалью «За взятие Парижа» значились Степан Жуков, Иван Веревкин (с. Летницкое), Александр Батищев (с. Новотроицкое), Степан Солгалов (с. Михайловское) и другие.
Но, к сожалению, в большинстве учебников и справочной литературы даются более сокращенные сведения, в особенности о героизме, драматичности и тактической гениальности малоизвестных людей, сыгравших не последнюю роль в Отечественной войне 1812 года и, в частности, Бородинского сражения.
1.2Актуальность исследования:
В 2012 году исполняется 200 лет великому событию в истории России - Отечественной войне с Францией. Это событие не должно пройти не замеченным о чём свидетельствует Указ Президента Российской Федерации №1755 от 28 декабря 2007 года. Это указ о праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года»:
«В связи с исполняющимся в 2012 году 200-летием победы России в Отечественной войне 1812 года постановляю:
Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2012 году 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований принять участие в подготовке и проведении празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.В. Путин»
До сих пор история эпохи 1812-1815 гг. содержит немало «белых пятен» и спорных вопросов. Должным образом не освещены и события, происходившие тогда на Северном Кавказе. Практически не разработаны проблемы, связанные с участием жителей региона в войне с Наполеоном.
За истекшие 200 лет в специальной литературе крайне редко встречаются упоминания об участии представителей народов Северного Кавказа в войне с Наполеоном. Историк Е.В. Тарле справедливо заметил в свое время, что в 1812 г. представители национальных меньшинств и отдельных групп не уступали коренному населению России в желании защищать общее Отечество: «Донские казаки, башкиры, татары, уральские казаки, народы Кавказа сражались, судя по всем отзывам, замечательно стойко и мужественно».
Представленные ниже факты позволяют убедиться в том, что часть жителей Северного Кавказа служила в российской армии, другие участвовали в добровольных пожертвованиях на нужды армии, выполняя различные повинности. Повинности населения были одной из существенных форм участия народных масс в эпопее 1812 г., это была конкретная помощь, пусть и в глубоком тылу.
Так как история один из моих любимых предметов, то мне захотелось изучить период, связанный с Отечественной войной 1812 года. Изучая литературу по данной теме, я открыл для себя интереснейшие факты связанные с моей малой родиной, с очевидцами тех великих событий, о которых по Истории России не говорится ничего.
Изученное мною, даёт мне право говорить, что это действительно великое событие, в котором складывалось самосознание русского человека, в котором проявились лучшие гражданские качества всех слоёв населения: от крепостного крестьянина до петербургских аристократов.
Объект исследования: Материалы событий в России в 1812 году. Это важный период в истории России, и мы вправе рассматривать события, происходившие тогда в различных местах Империи, в том числе, на Северном Кавказе. «Время от 1812 до 1815 года было великою эпохою для России», - утверждал В.Г. Белинский. Представители Кавказа активно проявили себя в тот период — и в регионе, и на фронтах войны.
Предмет исследования: Война 1812 года не затронула военными действиями Ставрополье. Однако вызвала небывалый всплеск национального самосознания у населения. Которое проявилось в создании народного ополчения в составе которого были и мои земляки, а также в сборе благотворительных средств для русской армии. Победа в этой войне – это мощный подъём простых солдат и офицеров, защищавших родную землю. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю.
Практическая значимость:
Возможность применения исследовательской работы для повышения образовательного уровня учащихся, использование справочного материала для углублённого изучения истории России.
1.3 Цель и задачи
Цель: Популяризация юбилейного события – Отечественной войны 1812 года, в Год российской истории. А также, сопровождение образовательного процесса.
Целью исследования является комплексное изучение роли и характера участия жителей региона в войне 1812-1815гг. и отражение этого события в периодической печати. Сохранение памяти о малоизвестных героях, об их роли в Отечественной войне 1812 года.
Задачи:
Собрать и изучить справочный материал по Отечественной войне 1812 года.
Отобрать из собранного материала подтверждаемые в документах сведения, в соответствии с предметом исследования.
Проанализировать формы и степень участия населения в деле поддержки армии и Отечества в борьбе с неприятелем.
Изучить формы пожертвований и повинностей местных жителей на «военные нужды» страны.
Проанализировав полученные результаты, сделать вывод о значении исследуемых событий.
1.4 Методы исследования
Для проведения исследовательской методики необходимо использование историко-исследовательских методов, трактуемых в различных научно-литературных источниках по-разному.
И. Д. Ковальченко в своей научной работе предоставляет нам два основных вида историко-исследовательских метода: Нарративный и Дискрептивный.
Энциклопедия образовательных терминов для студента и школьника предлагает нам иные методы, в том числе историко-системный метод - обобщение интерпретации исторических фактов и создание единой системы, а также рассмотрение, анализ, оценивание отдельных фактов с позиции всей системы и именно это метод положен в основу моей работы.
Способы реализации теоретического историко-системного метода:
Посещение мест исторической памяти и тематических музеев.
Анализ исторических документов, карт, фактов и хроник.
Систематизация и дифференцирование отдельных событий 1812 года.
Оценка последствий и значения рассматриваемых сражений относительно общей системы сражений и событий Отечественной войны 1812 года.
2. Основная часть
2.1 Подготовительная работа
Моя исследовательская работа посвящена малоизвестным широкому кругу людей страницам истории 1812 года. Вследствие чего, помимо посещения музеев необходимо было воспользоваться большим количеством справочной информации, заниматься исследованием карт сражений, ходов боев и итогов военных операций.
Немаловажным дополнением к моей работе являлось изучение записок участников и современников этих событий.
2.2 Исследовательская проект «1812 год в истории Ставрополья»
включает в себя 12 разделов:
(Добавлены гиперссылки для перехода зажать Ctrl и нажимать на текст)
Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года
Боевой путь Ставропольского Калмыцкого полка в войне 1812 – 1814 гг.
О формировании на Ставрополье горского ополчения для участия в Отечественной войне 1812 года.
Ставропольцы помогли русской армии выдержать тяготы войны 1812 года
Земляки - герои Отечественной войны 1812 года
О военнопленных из армий Наполеона на Северном Кавказе
Памятники, памятные места Отечественной войны 1812 года на Ставрополье.
По материалам книг, архивов и ставропольской прессы.
Библиографический список краеведческих книг и краеведческих газет - 2012 – 200-летие победы России 1812 года
Викторина «Войне 1812 года посвящается»
Презентация «Участие Ставропольчан в войне 1812 года»
Песня казаков атамана Платова
3.Заключительная часть
3.1 Использование образовательного ресурса
Важным шагом моей работы является определение пользователей образовательного ресурса. Я, как автор проекта предполагаю, что это будут, прежде всего, учащиеся, и форма представления материала, таким образом, проходила своеобразную экспертизу на привлекательность для учащихся. Кроме того, по материалам проекта были проведены классные часы в виде бесед и викторины «Вопросы и ответы о Отечественной войне 1812 года» для учащихся 1, 2, 3, 4, курсов. Обратная связь с участниками этих бесед показала неподдельный интерес учащихся колледжа к обсуждаемому событию – Бородинской битве.
Вторая группа пользователей – это, несомненно, инженерно-педагогический коллектив колледжа. Была сделана реклама образовательному ресурсу в виде буклета «1812 год в истории Ставрополья», в котором размещены адреса публикации проекта. Рекламный буклет был распространён среди учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.
Третья группа – это люди, интересующиеся историей России, это могут быть, в том числе, и родители учащихся. Для того, чтобы информация о проекте была доступна и этой категории потенциальных пользователей, мною, была написана статья в местную газету колледжа, которая была опубликована в рубрике «Год российской истории».
3.2 Рефлексия
Поставленные цели в данной работе, на мой взгляд, достигнуты. Работая над проектом, я намного расширил свои знания и представления о том, как ковалась победа. Какой необыкновенный наш российский народ, как он умеет сплотиться в часы смертельной опасности. Я приобрел навыки работы с историческими документами, умение отбирать и обобщать материал. При оформлении материала освоил создание Web-страниц с помощью языка HTML.
Собранный мной материал по Отечественной войне 1812 года, позволил мне в полной мере осветить выбранные мною эпизоды. Отрадно, что даже через 200 лет Россия обратилась к подвигу и героизму предков, используя воспитательное воздействие событий 1812 г. на народное сознание, отмечая необходимость защиты родных земель в любое время. 1812 г. пробудил духовные силы нации, способствовал развитию политического сознания многонационального населения страны. Год явился рубежом во внутренней, общественной жизни России. Это был переломный, судьбоносный этап в истории всего народа.
Подобного рода идеи мыслителей, писателей и общественных деятелей девятнадцатого века иногда приводились в юбилейной периодике. В частности, слова В.Г. Белинского о том, что двенадцатый год был великою эпохою в жизни страны, что по своим следствиям он явился величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого. Критик писал: «Россия больше прожила и дальше шагнула от 1812 года до настоящей минуты, нежели от царствования Петра до 1812 года. 1812-й год возбудил народное сознание и народную гордость и всем этим способствовал зарождению публичности, как началу общественного мнения; вся Россия, в лице своего победоносного войска, лицом к лицу увиделась с Европою, пройдя по ней путём побед и торжеств». А.И. Герцен также считал, что после кампании двенадцатого года «Россия вступила в новую фазу», что её «подлинную историю» «открыл собою лишь 1812 год». По мнению Н.Г. Чернышевского с этого же периода «началась новая жизнь для России».
Я очень надеюсь, что моя исследовательская работа принесет пользу людям, которые действительно интересуются ее историей. Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую победу, имеющую грандиозное историческое значение для всей Европы в целом и России в частности, а Россия должна знать, помнить и чтить своих героев!
4.Приложения
4.1Список использованной литературы, источники и ссылки:
Источники.
1. Донесение Кутузова М.И. Александру I о состоянии армии и о выборе позиции при Бородине от 23 августа 1812г. Сб. «Журналы Комитета министров (1810-1812)», т.2, СПБ., 1891. С. 542.
2. Из журнала военных действий о военном совете в Филях 1 сентября 1812г. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 3465, ч. 5, лл. 229-230.
3. Описание Бородинского сражения 26 августа 1812г. Харкевич В. «1812 год в дневниках, записках и воспоминаниях современников». Материалы ВУА, Вильно, 1900. С. 298-299.
4. Описание сражения при селе Бородине, бывшего 26 числа августа 1812г. между Российской императорской армией под предводительством генерала от инфантерии князя Голенищева-Кутузова и французскою соединенную армиею, состоявшею из войск всех держав западной Европы под предводительством императора Наполеона. «Отечественная война 1812г.» Материалы ВУА, т.16, СПб., 1911. С. 120.
5. Рескрипт Александра I генералу от инфантерии князю Голенищеву-Кутузову 8 августа за № 61. «Сборник материалов» под ред. Дубровина, т.1, СПб., 1876. С. 51.
Исследования.
6.Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С.344-358.
7. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн кн.3. СПб., 1998. С.101-159.
8. История СССР под ред. М.В. Нечкиной, т.2. М., 1955. С. 74-78.
9. Кутузов М.И. Сборник документов. т.4. М., 1954. С. 129-221.
10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 658-662.
11. Пронин В. Будет помнить вся Россия..Наш современник. М., 1987, №9. С.120-127.
12. И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования», М., 2003.
13. Энциклопедия образовательных терминов для студента и школьника.
14. Донесение А.П. Тормасова царю Александру I от 14 (2) августа 1812 г.
15. Наполеон Бонапарт. Путь полководца / сост. М. Л. Вольпе. – М.: Н27, 2008.
16. БСЭ «Советская энциклопедия» 1971 г.
17. П.Н. Зырянов «История России» Москва «Просвещение» 1994 г.
18. В.О. Пунский, А.Я. Юдовская «Новая история» Москва «Просвещение» 1994 г.
19. Детская энциклопедия Москва «Просвещение» 1967 г.
20. Энциклопедия для детей [ Т. 1]. Всемирная история. – 4-е изд., 2006
21. «История России ХIХ век» П.Н. Зырянов Москва «Просвещение» 1999 г.
Библиография по Ставропольскому краю.
1. Ставропольский край в истории России. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России(конец XVIII - XXI в.): Региональный учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.- 336 с: ил. Второе издание регионального учебника по истории предназначено для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края. Учебник включает необходимый фактический и теоретический материал, фрагменты разнообразных исторических свидетельств и документов. Система познавательных заданий позволяет организовать активную работу школьников по изучению истории родного края. Книга является составной частью учебно-методического комплекта, в который входят методическое пособие для учителя и задачник по краеведению.
2. История городов и сел Ставрополья. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки - Науч. ред. Д. В. Кочура, А. А. Кудрявцев. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002. – 702 с. ил. Книга рассказывает об основных этапах социально-экономического, политического и культурного развития городов и сел Ставрополья. Содержит более 400 статей. Очерки будут полезны широкому кругу читателей, интересующихся историей родного края.
3. Край наш Ставрополье. Край наш Ставрополье: очерки истории
Науч. ред. Д. В. Кочура, В. П. Невская. – Ставрополь: Шат-гора, 1999. – 412 с.: ил. В предлагаемой читателю книге история Ставропольского края представлена намного полнее, чем в предыдущих изданиях, что стало возможным в результате обобщения и осмысления всего, что было накоплено в историческом краеведении за многие десятилетия. Это – существенно обновленное и во многом переработанное издание «Очерков истории Ставропольского края». В основу книги положены исторические документы центральных государственных и местных архивов, монографические работы ведущих исследователей истории Северного Кавказа. В ней использованы также мемуарные источники, публикации по историческому краеведению, материалы различных периодических изданий, центральных и местных газет, фонды краевого, областного и городских музеев.
4. Облик старого Ставрополя. Беликов Г. А. , Савенко С. Н. Облик старого Ставрополя: ист. очерки в 2 кн. – Ставрополь: Снег, 2007.
5. История Кавказа в лицах. Несмачная С. И. История Кавказа в лицах: биогр. словарь. Т. 6. – Ставрополь: Пресса, 2008. – 182 с. Подготовлен к изданию многотомный биографический словарь "История Кавказа в лицах". Автор издания - историк-архивист Светлана Иванов Несмачная поставила перед собой цель представить историю Кавказа, познакомив читателя с судьбами людей, его населявших с самых древних времен до новой истории России, начавшейся в 1917 г.
Ссылки.
Материал из Википедии.
|
|
|