Главная страница

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола. «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций оу, жизненных амбиций родителей»


Скачать 40.04 Kb.
Название Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола. «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций оу, жизненных амбиций родителей»
Дата 24.02.2016
Размер 40.04 Kb.
Тип Документы

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

«Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».  

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Поэтому задачей нашей творческой группы, в которую входили педагоги школ города, психолог- создание такой формы работы с одаренными детьми, которая бы действительно работала.

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.
В школе можно выделить следующие категории детей:

  • учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

  • учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).


Методики, используемые для диагностики одаренности

Творческая одаренность

Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Предназначена для изучения вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций. Задания рассчитаны на возраст 12-14 лет.

Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Предназначен для возрастной группы 5-17 лет.

Интеллектуальная одаренность

Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна. Предназначен для изучения вербального интеллекта, общего уровня интеллекта. Рассчитан на подростков и взрослых.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест диагностирует вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический компоненты интеллекта. Предназначен для взрослых и детей.

Краткий отборочный интеллектуальный тест (В.Н. Бузин). Направлен на определение интегрального показателя общих способностей, гибкости, переключаемости мышления, эмоциональных компонентов мышления. Предназначен для взрослых и подростков.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Предназначен для оценки умственного развития учащихся 10-12 лет и определения причин неуспеваемости.

Математическая одаренность

Тест на математические способности Г. Айзенка. Предназначен для подростков и взрослых.

Лингвистическая одаренность

Тесты для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). Предназначен для изучения кратковременной вербальной памяти, способностей к обобщению, установления языковых правил. Ориентированы на подростков.

Тест на вербальные способности Г. Айзенка. Предназначен для подростков и взрослых.

Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Направлена на изучение вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций. Задания рассчитаны на возраст 12-14 лет.

Музыкальная, художественная одаренность.

Методика «Карта одаренности». Предназначена для использования учителями музыки и изобразительных искусства.

По результатам проведенных диагностик создается банк данных «Одаренные дети», который пополняется в течение учебного года.
На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

  - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

 Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.          Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  

В каждой школе  реализуется Программа либо подпрограмма «Одарённые дети». 

Нашей творческой группой были определены основные аспекты:

1)выявление одаренных детей, пакет методик будет представлен в методическом сборнике, который будет выпущен ММЦ в мае этого уч.года

2)взаимодействие педагога и психолога при сопровождении одаренных детей;

3)взаимодействие педагога и родителей;

4)разработка на уровне школы методов стимулирования детей, педагогов, родителей.