|
Роль дистанционных проектов в процессе познания закономерностей общественных дисциплин
Масленникова Оксана Николаевна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №54 г.о. Тольятти
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. В настоящее время во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов. Особую ценность информационные процессы несут и реализуются в образовательной среде. Информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образования, как цели и содержание. Это требует не только введение специальных предметов в школе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин, например, таких как обществознание и история.
2.Проведенные мониторинги по школе указывают на постоянное увеличение пассивности учащихся в получении знаний, а мы педагоги чувствуем снижение интереса не только к предметным областям, но и к жизни в целом, поэтому данная проблема стала актуальной и важной для меня не только как для учителя-предметника, но и как для классного руководителя.
3. В своей практике я широко использую различные виды уроков и формы работы на уроках, например – конференции, диспуты, викторины… Не без внимания остается и внеурочная деятельность. Но этого недостаточно!
4. Поэтому, узнав о возможности участия в дистанционном проекте, я решила, попробовать сама и привлечь внимание воспитанников , тем более что для учащихся информационные технологии сейчас очень привлекательны. Наш первый проект «Лестница успеха» дался не легко, но возможность расширения кругозора каждого участника и получения новых знаний, умений, не отходя от компьютера, увлекла ребят.
Мало - что зная об этой форме и мне пришлось вместе с ребятами окунуться в совершенно другую неизвестную форму работы. И в этот момент очень важен был не столько результат, сколько сам процесс совместного взаимодействия.
5. Нам предстояло вместе провести исследование на тему «Что такое успех», определить факторы, обстоятельства, возможно, черты характера, влияющие на успешность в жизни. Понять, всегда ли успех – это достижение чего-либо глобального, или успехом можно считать даже маленькую победу над собой. В ходе работы над проектом ребятам представилась возможность побывать в роли аналитиков, исследующих преуспевающие компании нашего города, в роли журналистов, берущих интервью у известных людей, а также в роли экспертов, определяющих «правильность» того или иного критерия. Данная работа способствовала развитию у учащихся умения самостоятельно добывать знания, конструктивно решать проблемы, работать в команде, подчиняя свои интересы, время и темперамент интересам общего дела. При работе произошло сплочение группы, развивались такие важные качества как ответственность, коллективизм, товарищество, патриотизм и дружба. Кроме этого, я как руководитель проекта получала информационно-методическую помощь по планированию и организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
6.Участниками первого этапа проекта стали ученики моего класса, где я являюсь классным руководителем. Участниками второго этапа были ученики 8-го класса, где я преподаю историю и обществознание. Но, что удивительно, к середине проекта, в работу включился практически весь класс.
7.8. Представленная на слайде рефлексия показала, что никого, кто участвовал в проекте не оставил равнодушным, так как каждый смог высказать свое мнение, отстаивать позиции в данном проекте. Немаловажным являлось и краткосрочность проектов, а внесение в него параллельно различных блицконкурсов помогало не только задуматься над актуальными вопросами, но и пересмотреть многие собственные позиции.
9. И еще один показатель, который говорит об увеличении социальной активности ребят- это то, что они самостоятельно нашли еще ряд проектов и заявили о своем участии в них «Все мы родом из детства» в различных номинациях.
10.Таким образом, используя потенциал дистанционных проектов и конкурсов, школа вышла на новый виток развития проектно-исследовательской культуры не только школьников, но и педагогов. Кроме развития соответствующих навыков и получения положительного опыта начало меняться отношение учащихся к жизненным проблемам и к собственному поведению и поступкам.
А мы педагоги не должны забывать, что создавая алгоритм поступка, мы создаем алгоритм жизни наших учеников, а через него – алгоритм жизни общества в целом.
|
|
|