Главная страница

Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы


Скачать 186.01 Kb.
Название Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы
Дата 09.03.2016
Размер 186.01 Kb.
Тип Документы

Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

            Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).         Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.

Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.

Педагогические цели групповой работы:
Сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—эмпатию и толерантность;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.

Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
- занятия-лекции;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- занятия-композиции и т.п.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1). Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.

- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);
- позиция «Поймите меня правильно»;
- истина превыше всего;

—краткость — сестра таланта; .
—Я критикую идеи, а не людей.
—Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
—Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

2). Объединение в группы. Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.

3). Распределение ролей

Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

- лидер. В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.

- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

- иллюстратор

- хронометрист следит за временем.

3). Подготовка к выполнению группового задания: 

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).  Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую -коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.

4). Групповая работа: 

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

5). Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Я умышленно употребляю термин «группа», а не «команда», потому что, несмотря на то, что ученики работают внутри группы: распределяют вопросы, поддерживают друг друга, дополняют, подсказывают, — каждый имеет свой уникальный счет удачных или неудачных ответов. Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.
Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Здесь такой фокус не проходит: оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.

        

            Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».

            При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

При изучении нового материала  учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

               

             Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам  задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Очень часто провожу по группам уроки развития речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам, описания природы, внешности, спортивных игр. Учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе.

На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам. Во время изучения произведения каждой команде даётся свой эпизод для анализа образа одного героя.

На уроках русского языка часто провожу работу в группах по комплексному анализу текста.

Текст № 1

Ландыш растёт в лесах, изредка на заливных лугах. Корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами. Весной из верхушечных почек отрастают два или три листка и цветочная стрелка. Нежные большие листья соответствуют условиям жизни в тени. Бурное цветение начинается в мае и продолжается до середины июня. Белые душистые, в виде колокольчиков, цветки собраны в рыхлую однобокую кисть. Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят целебную настойку, которая регулирует работу сердца.

Задания к тексту № 1.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Какова цель автора? Какая часть речи употребляется в тексте для достижения этой цели? Эти слова подчеркните. В прямом или переносном значении они употреблены?

3. Определите тип речи. Обоснуйте своё мнение.

4. Определите стиль речи. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

Сообщить информацию о цветке. Имена прилагательные: на заливных лугах, корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами, из верхушечных почек, цветочная стрелка, нежные (слабые, хрупкие) большие листья, бурное (стремительное) цветение, белые душистые, в рыхлую однобокую кисть, лекарственное растение, целебную настойку.

Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание – каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными («корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами», «из верхушечных почек», «нежные большие листья», «бурное цветение», «белые душистые … цветки», «в рыхлую однобокую кисть», «лекарственное растение», «целебная настойка»; 2) существительными и глаголами, имеющими признаковое значение.

Научный (научно-популярный) стиль, относящий к книжной речи, обращенной ко многим людям, желающим узнать какую-либо информацию (1 – много, ОО), задача речи – сообщение, используются слова в прямом значении, термины.

Текст № 2.

Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.

Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.

В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

Задания к тексту № 2.

1. Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста. (Или выберите одно из приведенных ниже высказываний:

Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.

Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.

Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)

2. Определите тип речи выделенных курсивом фрагментов текста. Обоснуйте своё мнение.

3. В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные в этих фрагментах текста? Приведите примеры.

4. Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?

5. Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)

6. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

1. Рассказ о впечатлении от увиденного ландыша.

2. Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание – каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными; 2) существительными, наречиями и глаголами, имеющими признаковое значение.

3. В тексте использованы прилагательные как в прямом, так и в переносном значении: «… зелёная стрелочка, листочки стали большими, маленький росток, расцвёл белыми колокольчиками, были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, на что-то удивительно красивое, … «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики…».

4. Через образное описание цветка. Прилагательные в переносном значении – эпитеты.

5. Сравнения: «похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя», «как снежные пушинки», «как серебряные колокольчики».

6. Художественный текст обращен ко многим людям и используется в книгах (1 – много, ОО), задача речи – воздействие на чувства и на воображение, для этого употреблены эпитеты, сравнения.

На уроках литературы метод групповых проектов может быть использован для закрепления темы «Художественные средства выразительности».

На протяжении нескольких уроков ученики знакомились с различными видами тропов. Для проверки степени усвоения материала, ученикам была предложена работа по анализу поэтического текста на предмет художественных средств выразительности. Работа проходила в группах. Каждая группа на этапе подготовке проекта должна была определить участников группы и подготовить проект: анализ стихотворения с точки зрения художественных средств выразительности (выявить в поэтическом тексте тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

Выступить перед классом со своей работой.

При изучении творчества И. А. Крылова в 5 классе, выделяю один час на внеклассное чтение и провожу его в форме защиты творческих проектов. Проект включает в себя следующие этапы.

На первом уроке школьники получают задание: инсценировать басню И. А. Крылова. Учащиеся делятся на группы, вместе с учителем выбирают басню для инсценировки, распределяют деятельность в группе. Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции. Через самостоятельную деятельность учащихся формируются информационная, коммуникативная, социальная, предметная компетенции.

На заключительном уроке (внеклассном чтении) защищают свои проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным учителем критериям. Формируются коммуникативная и рефлексивная компетенции.

Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников (книги) или Интернет, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.

Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-полярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.

2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек

3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом.

4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;

5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

Список использованной литературы


1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
5. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154.
6. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
7. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.

Интернет-источники


  1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. -http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php


  2. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru


  3. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - http://www.s-cool.ru

Личностный мониторинг степени мотивации учащихся 5 «А» класса в процессе работы в группе на уроках

2012- 2013 учебный год





Ф. И. обучающегося

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть




















































Аветисян Карина




















































Авлякулиев Бархудар




















































Афанасьева Екатерина




















































Борисевич Владислав




















































Воробьёв Андрей




















































Голубева Полина




















































Гурбанов Руслан




















































Дмитриев Александр




















































Ермакова Вера




















































Исаева Анастасия




















































Казьмин Кирилл




















































Кузнецов Иван




















































Курашов Никита




















































Миронова Полина




















































Мишурина Татьяна




















































Семешенко Лев




















































Фомушкина Екатерина




















































Сергеева Ксения
































































































































































Итого: высокий

Средний

низкий