|
Проект: «Профессия. Карьера. Ландшафтный дизайнер»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская школа»
Богородский муниципальный район
Нижегородская область
Проект:
«Профессия.Карьера.
Ландшафтный дизайнер»
Автор проекта:
Киселёва Анастасия
учащаяся 9 класса
Руководитель проекта:
Елена Евгеньевна Кузнецова
учитель технологии высшей квалификационной категории
с. Каменки
2014 г
Потребность
В этом году я заканчиваю девятый класс. Мне хочется получить профессию - ландшафтный дизайнер. Данная профессия сейчас востребована на рынке труда. Чтобы утвердиться в этом, мне хочется получить как можно больше информации. Именно поэтому я хочу воспользоваться методом проектной деятельности, который включает в себя всестороннее рассмотрение вопроса. Правильный выбор профессии определяет всю дальнейшую жизнь. Это рост по карьерной лестнице, хорошая заработная плата, а значит высокий уровень жизни.
Задача
Получить информацию о профессии ландшафтного дизайнера, чтобы утвердиться в правильности её выбора.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Как возникла и развивалась профессия ландшафтный дизайнер?
Появилась профессия ландшафтного дизайнера недавно, лишь в ХХ веке, развившись из профессии садовника. Речь идет именно о придворных садовниках или о тех работниках, которых нанимали крупные землевладельцы для того, чтобы те облагородили территорию вокруг дворца, замка или усадьбы.
Еще с древних времен сады были одной из форм озеленения территорий. Вначале они были популярны в странах Востока. С помощью зеленых насаждений украшали дворцы правителей и шейхов. Предшественниками этой профессии, конечно же, были садоводы. Но не те, которые занимались выращиванием деревьев на своих участках, а садовники, которые облагораживали территории замков. А профессия под названием «ландшафтный дизайнер» возникла значительно позднее, только в ХХ веке.
Ландшафтный дизайн, как искусство создания парков и садов берет свое начало из глубокой древности, когда великие императоры и правители озеленяли свои дворцы. Но само понятие «ландшафтная архитектура» впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, хотя путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками и разными культурами. В X – VIII вв. до н.э. искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции, и в итоге прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, и стали отличительной чертой древнегреческого стиля. Особенностями древнеримского ландшафтного дизайна были бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад. В славную эпоху императора Павла I в Гатчинском дворцово-парковом ансамбле трудились многие талантливые мастера своего дела. Среди них было немало первоклассных садоводов. В старинных документах конца XVIII- начала XIX столетий упоминаются имена известных английских садоводов Джона Буша и Джемса Гакета, русских садоводов Ивана Васильева, Алексея Кряжева, Дмитрия Савина, Федора Лопатина, Ивана Павлова, Василия Романова, Льва Иванова и Тихона Навозова. Многие из них являлись бывшими выпускниками Петергофской школы садового ученичества. В это же время здесь работал талантливый придворный садовод Федор Гельмгольц, и хотя сведений о нем сохранилось немного, попробуем восстановить некоторые биографические сведения о старом гатчинце. Впервые имя «ботанического садовника» Федора Гельмгольца упоминается в местной летописи в 1793 году в связи с начавшимися работами в императорском парке по созданию Ботанического сада. На месте старой, еще Орловской усадьбы, к востоку от Белого озера предполагалось устроить своеобразный питомник различных растений, в том числе и экзотических. В 1794-1795 годах под руководством молодого садовника Федора (в некоторых документах Фридриха) Гельмгольца здесь были посажены многочисленные деревья и кустарники. Когда сад получил регулярную планировку, по оси центральной аллеи были вырыты пруды для поливки растений - круглый и восьмигранный, а для подъема на территорию Ботанического сада, лежащего выше прилегающего к нему Дворцового парка, построены тринадцать каменных лестниц. В 1799-1801 г. здесь сооружаются оранжереи и парники, а на границе сада устраивается цветочная горка.
В журнале Гатчинского городового правления за 1797 год, среди распоряжений главнокомандующего города генерал-лейтенанта П.Х. Обольянинова имеется предписание от 23 июня: «О выдаче денег ботаническому мастеру Гельмгольцу на выкопание пруда и разравнение дорожек в Ботаническом саду». В документах павловского времени, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве в С-Петербурге, довольно часто встречаются «рапорты» садовода Ф. Гельмгольца, адресованные в гатчинское городовое правление. Среди них рапорт от 25 сентября 1798 года о взятии подписки с купца Воробьева на выполнение работ по озеленению в Ботаническом саду; рапорт от 15 декабря 1798 года о необходимости сделать в будущем году две каменные лестницы и о поставке материалов для этих работ; рапорт от 12 марта 1799 года о необходимости строительства парника для разведения рассад и трав и другие.
При вдовствующей императрице Марии Федоровне Гельмгольц состоял в должности смотрителя Ботанического сада и проживал в казенном доме, предоставленном ему государыней. Посетивший Гатчину в 1817 году путешественник академик Н.Я. Озерецковский в своих заметках сообщал, что в Ботаническом саду в оранжереях и на грядках содержалось до четырех тысяч различных растений. В специальных кадках росли тропические пальмы и фикусы, а на клумбах были высажены всевозможные цветы.
При вдовствующей императрице Марии Федоровне Ф. Гельмгольц был отправлен в отставку с ежегодным пенсионным жалованием. Впоследствии он проживал в одном из домов по Загвоздинской (ныне Чкалова) улице. Умер придворный садовод в 1852 году.
Вывод:
На примере исторической справки можно сделать вывод, что профессия ландшафтного дизайнера уходит корнями в глубину веков и всегда была востребована.
Значимость для общества. Важность, значение и социальный статус профессии.
Все большее значение приобретает эта профессия в связи с ростом городов, где каждый участок, не занятый постройками, хочется украсить и оживить. В основном, услугами людей этой профессии пользуются городские власти, состоятельные люди. Ландшафтных дизайнеров можно увидеть как в частных фирмах, которые занимаются обустройством территорий и комплексным строительством, так и в городском управлении архитектуры. Эти специалисты пользуются все большим спросом. Просто посеять травку, посадить деревья мало, нужно, чтобы эти деревья и другие растения находились в гармонии с окружающим пространством, с тропинками, постройками, горками и ручейками. А это уже дело для настоящего профессионала. Улицы наших городов в большинстве своем заполнены зданиями советской архитектуры – скучными и безвкусными. Оживить их, придать им эстетичный вид непросто, но вполне по силам грамотному специалисту. Хотя большинство профессионалов предпочитает работать в частной сфере, облагораживая дачи и участки вокруг особняков богатых людей, которые могут хорошо заплатить за работу.
Вывод: В современном мире вряд ли найдется человек, который бы не стремился создать уютную атмосферу своего места обитания. Так же как квартиру невозможно представить без комнатных растений, так и усадьбу или дачу без уютного сада, лужайки или цветочной клумбы. В этом не только заключается жизненная философия хозяев, но и является частицей архитектурного стиля усадьбы.
Кто же такой ландшафтный дизайнер?
На основе изученного материала я смогла ответить на вопрос: кто такой ландшафтный дизайнер?
Человека, который просто озеленяет парки и дворы, называют озеленителем или садоводом. Но если при этом разрабатывается концепция по созданию гармоничного участка, создается композиция из зеленых насаждений, малых архитектурных форм, тропинок и прудов, то это уже имеет название ландшафтного дизайна. На уровне любителей многие дачники и владельцы частных домов являются ландшафтными дизайнерами. Но профессионал этого дела имеет соответствующее образование, опыт, посвящает этому занятию всю свою жизнь.
Что же такое ландшафтный дизайн?
Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий. (Википедия)
Это не просто набор высаженных растений, а это грамотное сочетание пейзажа, соединение красоты и природы и профессиональных усилий человека. Так же как строительство дома начинается с фундамента, так и озеленение участка из проектирования. А занимается этим ландшафтный дизайнер.
Вывод: ландшафтный дизайн – это одновременно и работа, и искусство по благоустройству и озеленению участков земли, которое включает проектирование и создание газонов, садово-парковых насаждений. Для меня это интересно.
Это интересно
География ландшафтного дизайна
В каждой стране мира есть свой уникальный ландшафтный парк или дендропарк известные если не во всем мире, то хотя бы в этих странах.
Парк Нонгнуч в Таиланде
Сады Бутчартов в Канаде
Сады Херренхойзер, Германия
Вывод: на основе изученного материала я смогла ответить на вопрос: кто такой ландшафтный дизайнер?
Человека, который просто озеленяет парки и дворы, называют озеленителем или садоводом. Но если при этом разрабатывается концепция по созданию гармоничного участка, создается композиция из зеленых насаждений, малых архитектурных форм, тропинок и прудов, то это уже имеет название ландшафтного дизайн На уровне любителей многие дачники и владельцы частных домов являются ландшафтными дизайнерами. Но профессионал этого дела имеет соответствующее образование, опыт, посвящает этому занятию всю свою жизнь.
Но…
Но без хорошего вкуса, художественного воображения и умения рисовать, красивый ландшафт вряд ли возможно создать. Так же нельзя быть ландшафтным дизайнером, если ты не разбираешься в растениях, не знаешь, как они растут, цветут, какая им нужна почва, не разбираешься в особенностях рельефа. Человек этой профессии должен быть и топографом, и биологом, химиком и инженером в одном лице.
Ландшафтный дизайнер на самом деле не садовник, и он не должен заниматься посадкой растений и уходом за ними. Но он обязан хорошо разбираться в растениях, представлять их внешний вид в будущем, ведь чаще всего они высаживаются в землю в виде маленьких черенков или семян, учитывать их сочетаемость, внешний вид во время цветения, знать само время, когда они зацветут, учитывать требованиям к условиям питания, освещению и поливу. Ведь всё это должно гармонировать с существующими строениями и окружающей природой.
На сегодняшний день ландшафтный дизайн стал отдельной сферой искусства и его основная задача – это создание гармонии и красоты в нашем окружении, от дендропарка до личных четырёх соток дачи. На фото ниже представлены наиболее известные и впечатляющие примеры оригинального ландшафтного дизайна:
Дева Грязи. Сад Хелигэн в Великобритании Фонтан-великан украшает вход в музей
Тоннель любви в Клевани, Украина Сад замка Маркизъяк во Франции
Тоннель глициний в японском саду цветов
Сады Будхарт, Канада
Профессиограмма
Характеристики
Виды труда Обслуживание / Творчество
Проф. направленность человек - художественный образ / человек - природа
Сферы деятельности Культура / Обслуживание / Услуги
Сферы труда Изделия / Природные ресурсы
Описание
Содержание труда
Ландшафтный дизайнер - это и художник, и садовник, и архитектор в одном лице. Его задача - декорировать природное пространство зеленью, цветами с учетом расположения коммуникаций, беседок, колодцев, клумб, деревьев, кустарников и т.д. Специалист работает по четко разработанному плану, в соответствии с проектом. Пример такого плана работы: генеральный (концепция, стиль), дендроплан (стенки, дорожки, площадки, дренаж, схема полива, деревья, кустарник, освещение....). Эскизы всех элементов проекта. Посещение места работы. Консультация с заказчиком, со специалистами. Замеры. Утверждение проекта, осушение земли, перемещение грунта, укрепление склонов, устройство цветников, полива, водоемов, дренажа, прокладка дорожек, беседок, композиций с использованием различных природных и искусственных материалов.
Должен знать
Материаловедение,
почвоведение,
дендрологию,
мелиорацию,
цветоводство,
флористику,
ландшафтное проектирование и строительство, ботанику,
историю садово-паркового искусства, начертательную геометрию,
черчение,
правила разработки сметы на реализацию проекта,
рисование,
теорию ландшафтного искусства,
основы архитектуры,
классические традиции и стили,
технологии, с
овременные течения и новинки в мире дизайна и т.п.
Профессионально важные качества
пространственное мышление;
конструкторские способности;
креативность;
художественные вкус и способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета);
коммуникативные способности;
гибкость мышления;
самостоятельность;
ответственность;
реалистичность;
Медицинские противопоказания
аллергия на рабочие материалы;
артриты;
частые простудные заболевания;
болезни опорно-двигательного аппарата;
низкая энергичность;
апатичность.
Пути получения профессии
Начальное и среднее профессиональное образование.
Родственные профессии
Архитектор ландшафтов, ландшафтист.
Вывод: исходя из полученной информация пришла к выводу, что профессия ландшафтный дизайнер связана со многими другими профессиями. Необходимы знания в биологии, географии, геометрии, черчении и так далее. Необходимо иметь хорошее здоровье, уметь общаться и договариваться.
Опрос №1
Для опроса я предоставила три профессии: повар, ландшафтный дизайнер, медсестра. Эти профессии озвучивались на семейном совете.
Члены семьи
|
Повар
|
Медицинская сестра
|
Ландшафтный дизайнер
|
Я
|
|
|
|
Мама
|
|
|
|
Папа
|
|
|
|
Бабушка
|
|
|
|
Вывод. Мнение родственников (мамы, папы) и моё не совпадает.
Необходима консультация психолога.
Получив огромную информацию из литературных источников и сети Интернет, мне захотелось узнать, совпадает моя будущая профессия с моими интересами:
Человек – человек;
Человек – природа;
Человек – техника;
Человек – знаковая система.
Я прошла тестирование у школьного психолога.
«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Ф.И.________________________________класс___________
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
1. а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
2. а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.
4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6.а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7.а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.
11. а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Результаты исследования
«Человек – Техника»- 2 балла
«Человек- Природа»-8 баллов
«Человек - Знаковая система»- 0 баллов
«Человек - Художественный образ»-6 баллов
«Человек – человек» - 0 баллов
У Киселевой Анастасии выявлен преобладающий тип профессий «Человек-Природа».
Профессии данного типа связаны:
с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
ухаживать и наблюдать за животными;
разводить растения или животных;
заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
бороться с болезнями, вредителями;
выращивать овощи и фрукты;
ориентироваться в природных явлениях;
наблюдать, изучать различные природные явления.
Необходимые профессионально важные качества:
наблюдательность;
склонность к систематизации;
устойчивость внимания;
потребность в двигательной активности.
Результаты диагностики Киселевой Анастасии.
Тест Д.Голланда
Определение типа личности (социально-характерологического типа)
Реалистический тип – 6 баллов
Интеллектуальный тип – 3 балла
Социальный тип – 8 баллов
Конвенциальный тип – 8 баллов
Предприимчивый тип – 7 баллов
Артистический тип – 9 баллов
У Анастасии преобладающий тип – артистический.
Характеристика артистического типа
1. Психологические характеристики, особенности личности, способности:
воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие.
2. Ориентация, направленность, предпочтения: эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям
3. Профессиональная среда: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.
4. Конкретные профессии: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
Вывод: тестирование показало, что мои личные интересы совпадают с результатами профконсультации. Высокий интерес к профессиональной деятельности в области ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА и профессия дизайнера соответствует моему типу личности. Я выбираю специальность ландшафтный дизайнер.
Опрос №2
Члены семьи
|
Повар
|
Медицинская сестра
|
Ландшафтный дизайнер
|
Я
|
|
|
|
Мама
|
|
|
|
Папа
|
|
|
|
Бабушка
|
|
|
|
Вывод. После проведённого тестирования и консультации психолога с родителями, они согласились с моим выбором профессии ландшафтного дизайнера.
Выбор учебного заведения.
Собирая информацию об учебных заведениях, я остановилась на:
Государственном образовательном учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №41»
Предполагает приём учащихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования (9 классов):
Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Срок обучения 2,5 года.
Карьера
По окончании профессионального лицея можно поступить в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет на архитектурный факультет по специальности дизайн. Высшее образование даст возможность найти престижную работу, а в дальнейшем открыть свою фирму.
Вывод
Ландшафтный дизайнер
Профессия, набирающая популярность.
Суть профессии ландшафтного дизайнера:
Наглядное и реалистичное представление дизайна придомовой территории и малых архитектурных форм.
Основные клиенты:
Строительные фирмы и дизайнерские ателье.
Частные лица, для создания представлений ландшафтного дизайна.
Основные навыки, которые требуются в работе ландшафтного дизайнера:
Отличное знание программ для трехмерного моделирования (3D’s Max, 4Studio и пр.)
Отличные знания программ пост-обработки графики (Фотошоп, корель и пр.)
Желательные знания:
Знание основ проектирования наружных санитарно-технических систем (частая ошибка начинающих дизайнеров – некорректные дизайн-проекты, после осуществления которых невозможно проложить наружные системы канализации и водоснабжения)
Специальные знания и навыки:
Знание типов растений в регионе проектирования, их сочетаемость друг с другом, а также их внешний вид в различные периоды (цветение, осенний период, зимний);
Знание климатических данных региона при использовании нетипичных для региона насаждений;
Знание принципов работы систем водоснабжения (фонтаны, водопады и тд);
Учет нормируемых расстояний от инженерных объектов (канализационных колодцев, газовых шкафов) при проектировании объектов ландшафта.
Стоимость работы ландшафтного дизайнера:
от 10000р. за проект и выше.
Самооценка проекта «Профессия. Карьера. Ландшафтный дизайнер»
Выполнение проекта помогло мне утвердиться в моём выборе. Я узнала более детально о профессии ландшафтный дизайнер. Мне стало понятно, что к выбору профессии необходимо подходить серьёзно. Консультация специалистов либо поможет утвердиться или наоборот приведёт к отрицательному результату выбора. Лучше весь этот путь пройти до получения образования, чем разочароваться после прихода на работу. Я поняла, что любая профессия связана с множеством других профессий и поэтому необходимы знания во многих областях науки и техники.
Литература и Интернет ресурсы
С.Н.Чистякова «Твоя профессиональная карьера».
О.Ганичкина «Цветы на вашем участке».
Ян Ван дер Неер «100 лучших советов»
В.В.Воронцов «Благоустройство и дизайн».
http://www.profguide.ru/professions/Landshaftnyy_dizayner.html
http://www.iworker.ru/professions/view/484/
http://1001expert.ru/d/designer-landshaft.php
http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-landshaftnyy-dizayner
http://дизайнером.рф/
|
|
|