|
Проект Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста Актуальность данной проблемы
Проект
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Актуальность данной проблемы.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Основные принципы работы.
Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах:
-от простого – к сложному;
-последовательность;
учет возрастных особенностей;
соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала;
использование яркой и доступной наглядности;
использование игровых методов и приемов.
Цели проекта:
научить выделять первый и последний звук в слове;
находить место звука в слове;
научить подбирать слова на определенный звук;
научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове;
научить делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
научить дифференцировать звуки на мягкий-твердый, звонкий – глухой
Ожидаемые результаты: Дети овладеют навыками проведения полного звукового и слогового анализа слов, овладеют элементами грамоты
Программа по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов
Занятия №
|
Игры
|
Занятие №1
|
«Назови первый звук в слове»
«Назови в картинках первый звук»
«Подними подходящую картинку»
|
Занятие №2
|
«Назови последний звук в слове»
«Подними подходящую картинку»
«Назови в картинках последний звук»
|
Занятие №3
|
«Назови картинку, начинающуюся на звук…»
«Посади зайку в нужный вагон»
«Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале слова»
|
Занятие №4
|
«Назови картинку, заканчивающуюся на звук…»
«Определи место звука в слове»
«Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в конце слова»
|
Занятие №5
|
«Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук»
«Определи место звука в слове»
«Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в середине слова»
|
Занятие №6
|
«Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»
«Определи место звука К в картинке»
«Отхлопай слова»
|
Занятие №7
|
«Цепочка слов»
«Соедини картинку с нужной схемой»
«Пирамидка»
|
Занятие №8
|
«Цепочка слов»
«Определи место звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой»
«Посади цветы на клумбу»
|
Занятие №9
|
«Звук сбежал из начала слова»
«Придумай слово, подходящее к схеме»
«Угадай имя девочки»
|
Занятие №10
|
«Звук сбежал из начала слова»
«Придумай слово, подходящее к схеме»
«Назови слог»
|
Занятие №11
|
«Придумай слово, начинающееся на звук»
«Назови слог»
«Составь слово»
|
Занятие №12
|
«Придумай слово, заканчивающееся на звук»
«Составь слово»
«Поменяй слоги местами»
|
Занятие №13
|
«Придумай слово, заканчивающееся на звук…»
«Поменяй слоги местами»
«Соедини звуки в слово»
|
Занятие №14
|
«Соедини звуки в слово»
«Телевизор»
|
Занятие №15
|
«Телевизор»
«Назови звуки»
|
Занятие №16
|
«Назови звуки»
«Построй пирамидку»
|
Занятие №17
|
«Придумай слово, заканчивающееся на звук…»
«Построй пирамидку»
|
Занятие №18
|
«Угадай имя»
|
Занятие №19
|
«Угадай имя»
«Придумай слово, заканчивающееся на звук»
|
Занятие №20
|
«Угадай имя»
«Придумай слово, заканчивающееся на звук»
|
Занятие №21
|
«Раскрась буквы»
|
Занятие №22
|
«Определи гласный или согласный»
|
Занятие №23
|
«Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»
«Помоги бабочке долететь до цветочка»
|
Занятие №24
|
«Назови картинки, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»
«Придумай слова, заканчивающиеся на гласный звук»
|
Занятие №25
|
«Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»
|
Занятие №26
|
«Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»
«Посмотри на картинки и назови»
|
Занятие № 27
|
«Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»
«Добавь нужный слог»
|
Занятие №28
|
«Услышь в словах твердый или мягкий звук»
|
Занятие №29
|
«Услышь в словах твердый или мягкий звук»
«Раскрась квадратик нужным цветом»
|
Занятие № 30
|
«Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного»
|
Занятие № 31
|
Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»
«Помоги Люсе найти пару»
|
Игры на развитие умения выделять 1-ый и последний звук в слове
Игра «Назови первый звук в слове»
Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать первый звук в слове»
Игра «Назови последний звук в слове»
Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать последний звук в слове»
Игра «Назови в картинках первый звук»
Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть первый звук»
Игра «Назови в картинках последний звук»
Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть последний звук»
Игра «Назови картинку, начинающуюся на звук…»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая начинается на звук…»
Игра «Назови картинку, заканчивающуюся на звук…»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая заканчивается на звук…»
Игра «Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук»
Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые начинаются на одинаковый звук»
Игра «Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»
Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»
Игра «Цепочка слов»
Инструкция: «Посмотри на картинки. Сейчас мы будем выкладывать цепочку из картинок. Наша цепочка будет начинается со слова …. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того же звука, на какой заканчивается наше слово. Какая картинка следующая?...»
Игра «Придумай слово, начинающееся на звук»
Игра «Придумай слово, заканчивающееся на звук»
Задание «Звук сбежал из начала слова»
Инструкция: «Я буду произносить слова, но они неполные. Звук М сбежал из слов. Нужно вернуть его в начало слова и произнести слово правильно».
Задание «Замени звук»
Инструкция: Я назову слово. Ты должен будешь заменить последний звук в слове на другой и сказать, какое слово получилось»
Игры на умение определять место звука в слове
Игра «Посади зайку в нужный вагон»
Инструкция: «Я буду называть слова. В них звук С будет находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова. Если звук С будет находится в начале слова, ты посадишь зайку в 1-ый вагон, если в середине слова – во 2-ой вагон, если в конце слова – в 3-ий вагон».
Игра «Подними подходящую картинку»
Инструкция: «Посмотри внимательно, перед тобой лежат 3 картинки. Первая картинка – шары. В этом слове звук Ш находится в начале. Вторая картинка – вишни. В этом слове звук Ш находится в середине. Третья картинка – душ. В этом слове звук Ш находится в конце. Сейчас я буду называть слова со звуком Ш в начале, середине или конце, а ты будешь поднимать соответствующую картинку.
Игра «Определи место звука в слове»
Инструкция: «Перед тобой лежит полоска из 3-х квадратов и красный кружок. Я буду называть слова со звуком С в начале, середине или конце. Если звук С будет слышится в начале слова – ты положишь кружок в 1-ый квадрат, если в середине слова- во 2-ой квадрат, если в конце слова – в 3-ий квадрат».
Игра «Определи место звука К в картинке»
Инструкция: «Посмотри на картинку, определи место звука в картинке (начало, середина, конец) и укажи на схеме кружочком»
Задание «Соедини картинку с нужной схемой»
Инструкция: «Определи место звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой»
Задание «Придумай слово, подходящее к схеме»
Задание «Повтори за мной слово»
Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале (середине, конце) слова»
Игры и задания на развитие умения соединять звуки в слова
Задание «Соедини звуки в слово»
Инструкция: «Я произнесу подряд несколько звуков с паузой, а ты должен будешь соединить их в слово»
2 . Игра «Телевизор»
Цель: 1) закрепление умения выделять в слове первый и последний звук;
2) закрепление умения соединять звуки в слова
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них первые (последние) звуки. А теперь соедини первые (последние) звуки в слово и ты узнаешь, какая картинка появится на экране телевизора.
Задание «Собери слово»
Инструкция: « Я произнесу звуки, ты должен будешь собрать из них слово. Будь внимателен, звуки идут не по порядку»
Игры и задания на развитие умения определять количество
слогов в слове и делить слова на слоги
Задание «Отхлопай слова»
Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты отхлопаешь слово по слогам и скажешь, сколько слогов получилось»
2. Игра «Пирамидка»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой пирамидка. Помести в нижний ряд пирамиды картинки, названия которых состоят из 3 частей, во второй ряд – из 2 частей, в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части (состоит из 1 части).
3. Игра «Посади цветы на клумбу»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой картинки с изображением цветов. Посади в верхнюю бороздку цветы, названия которых делятся на две части, в среднюю – цветы с названиями из трех частей, а в нижнюю – с названиями из четырех частей».
Игра «Угадай имя девочки»
Цель: 1) закрепление умения делить слова на слоги;
2) закрепление умения соединять слоги в слова
Инструкция: «Ты будешь угадывать имена девочек. Я буду называть первую часть имени, а ты будешь добавлять слог ША и скажешь, какое имя получилось»
Игры и задания на определение последовательности слогов в слове
Задание «Назови слог»
Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови в них только 1-ый слог (только 2-ой, 3-ий)».
Задание «Поменяй слоги местами»
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, но в них произошла путаница. Поменяй слоги местами и скажи, какое слово получилось.
Игра: «Составь слово»
Цель: закрепление умения определять последовательность слогов в слове и соединять слоги в слова
Инструкция: « Посмотри на картинки. Назови в них 2-ой слог. Соедини 2-ые слоги и составь слово»
Игры и задания на развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове
Задание «Назови звуки»
Инструкция: «Послушай внимательно, я произнесу слово. Назови в слове 1-ый, 2-ой, 3-ий звук».
Игра «Построй пирамиду»
Цель: закрепление умения определять количество звуков в слове
Инструкция: Построй пирамиду из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже – из четырех, а в самом низу – картинки из пяти звуков».
Игра «Угадай имя»
Цель: 1) закрепление умения определять последовательность звуков в словах;
2) закрепление умения соединять звуки в слова.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них 2-ые (3-ьи) звуки. Соедини звуки в слово и ты узнаешь как зовут мальчика (девочку)».
Игры и задания на умение дифференцировать
согласные и гласные звуки
Задание «Раскрась буквы»
Инструкция: « Раскрась гласные буквы в красный цвет, а согласные в синий»
Задание «Определи гласный или согласный»
Инструкция «Посмотри на картинки. Возле каждой картинки нарисован пустой квадрат. Если название картинки начинается на гласный звук, нужно раскрасить квадрат в красный цвет, если на согласный звук – в синий цвет»
Задание «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые начинаются на гласный (согласный) звук.
Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на гласный (согласный ) звук»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые заканчиваются на гласный (согласный) звук»
Игра «Помоги бабочке долететь до цветочка»
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки
Инструкция: «Посмотри, как много здесь разных цветочков. А вот и бабочка. Бабочка может сесть только на те цветочки, которые начинаются на гласный звук. Помоги бабочке сесть на цветочек».
Задание «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»
Игры и задания на умение дифференцировать согласные
звуки на звонкий-глухой, твердый-мягкий.
Задание «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»
Инструкция: «Я буду называть слова. Если слово будет начинаться на звонкий согласный, ты поднимешь картинку с изображением колокольчика, если на глухой согласный- картинку с изображением зачеркнутого колокольчика.
Задание «Посмотри на картинки и назови»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, названия которых начинаются со звонких согласных»
Задание «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»
Игра «Добавь нужный слог»
Цель: 1) закрепление умения определять в слове глухой и звонкий согласный;
2) закрепление умения соединять слоги в слова
Инструкция: «Я буду называть слово, но не все слово целиком, а лишь первую его часть, ты должен будешь добавить нужный слог (с глухим или звонким согласным) и произнести все слово. Если ты добавишь верный слог я покажу картинку»
Задание «Услышь в словах твердый или мягкий звук»
Инструкция: «Я буду произносить слова. Если слово будет начинаться на твердый согласный, ты поднимешь синий кружок, если на мягкий согласный – зеленый кружок»
Задание «Раскрась квадратик нужным цветом»
Инструкция: « Произнеси названия этих предметов. Если в слове первый звук звучит твердо, раскрась квадратик рядом с картинкой в синий цвет, если звучит мягко – в зеленый цвет»
Задание «Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые начинаются с твердого согласного»
Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»
Инструкция «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые заканчиваются мягким согласным»
Игра «Помоги Люсе найти пару»
Цель: 1) закрепление умения различать твердые и мягкие согласные;
2) упражнение в умении находить твердому звуку мягкую пару или наоборот
Инструкция: «Посмотри на картинки. Определи, с какого согласного начинается предмет, с твердого или мягкого. А теперь помоги девочке Люсе найти каждой картинке свою пару. Соедини картинку, начинающиеся на твердый согласный с мягкой парой.
|
|
|