Главная страница

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Паспорт проекта


Скачать 113.97 Kb.
Название Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Паспорт проекта
Дата 12.02.2016
Размер 113.97 Kb.
Тип Документы

Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческий.


Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта.

  1. Воспитатели первой младшей группы.

  2. Дети первой младшей группы.

  3. Родители и другие члены семьи.

Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

 Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Игры с пальчиками не только  эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.

Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

Задачи для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.

  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.

  3. Создание предметно-развивающей среды.

  4. Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

  1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.

  2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.

  3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

  4. Интеллектуальное развитие детей.

  5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I Подготовительный этап.

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.

- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.

Диагностика и подведение результатов работы.

Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);   - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения.

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).



Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).



Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).



Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

 

Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».

Месяц

Тема

Содержание

Ноябрь

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Февраль

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Май

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

 

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Месяц

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Оборудование

сентябрь

«Игры из ничего»

«Прищепки в корзинке»

Прищепки, корзина

«Перекладывание двумя пальчиками»

Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

«Скрути нитку в клубок»

Поднос, клубок шерстяных ниток

«Вышивание на картоне»

Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок

октябрь


«Игры из ничего»

«Игры с карандашом»

Карандаш с гранями

«Игры со шнурками»

Разноцветные веревочки

«Игры с шариком»

Шарик, игрушка

«Идеальный урок»

Кусок плотной ткани, застежки разного типа

ноябрь




«Игры из ничего»

«Наждак»

Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости

«Нанизывание»

Колечки, шнурки

«Игры на кухне»

«Маленький помощник»

Миска с водой, овощи

«Взбиваем крем»

Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня

декабрь

декабрь

«Игры с крупой»

«Игры с крупой»


«Помочь Золушке»

Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)

«Волшебное сито»

Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)

«Пересыпаем ложкой»

Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

«Рисуем дорожки»

Спички, манная крупа

январь


«Игры с крупой»


«Сюрприз»

Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки

«Шуршалки и гремелочки»

Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.

«Пальчиковые игры с бумагой»

Игрушки из комканой бумаги

Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки


февраль



«Наш разноцветный мир»



«Сгибаем бумагу»

Листы бумаги

«Рвем бумагу»

Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман

«Пальчиковые игры на бумаге»

Лист бумаги, краски, пальчики

«Рисунки ладошками»

Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)


март


«Игры в ванной комнате»


«Водяные струйки»

Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

«Шариковые бои»

Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

«Напои зверей»

Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины

«Игры с водой»

Поднос, две миски

апрель

«Игры в ванной комнате»


«Игры с водой»

Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка

«Игры с водой»

Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками

«Выловим из воды»

Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета)

«Выжимание губки»

Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка)

май

«Игры в ванной комнате»


«Капли в ячейках»

Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой

«Расти, расти, цветочек»

Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа

май

«Чудеса на песке»

«Отпечатки наших рук»

Поднос с песком, ванночка с водой

«Что же спрятано в песке»

Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице

июнь

Самомассаж

«Массаж своими руками»

Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями

«Ласковые игры для пальчиков»

Варианты игр

Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.