|
Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Паспорт проекта
Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта.
Воспитатели первой младшей группы.
Дети первой младшей группы.
Родители и другие члены семьи.
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.
Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.
Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.
Задачи для детей:
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
Анализ и сбор информации из различных источников.
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
Создание предметно-развивающей среды.
Мониторинг результатов.
Ожидаемый результат:
Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
Интеллектуальное развитие детей.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения.
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.
Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее: Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».
Месяц
|
Тема
|
Содержание
|
Ноябрь
|
«Рисуем на манке»
|
Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка
|
Февраль
|
Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»
|
Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях
|
Май
|
Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!
|
Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Месяц
|
Раздел образовательной деятельности
|
Темы игр-занятий
|
Оборудование
|
сентябрь
|
«Игры из ничего»
|
«Прищепки в корзинке»
|
Прищепки, корзина
|
«Перекладывание двумя пальчиками»
|
Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы
|
«Скрути нитку в клубок»
|
Поднос, клубок шерстяных ниток
|
«Вышивание на картоне»
|
Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок
|
октябрь
|
«Игры из ничего»
|
«Игры с карандашом»
|
Карандаш с гранями
|
«Игры со шнурками»
|
Разноцветные веревочки
|
«Игры с шариком»
|
Шарик, игрушка
|
«Идеальный урок»
|
Кусок плотной ткани, застежки разного типа
|
ноябрь
|
«Игры из ничего»
|
«Наждак»
|
Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости
|
«Нанизывание»
|
Колечки, шнурки
|
«Игры на кухне»
|
«Маленький помощник»
|
Миска с водой, овощи
|
«Взбиваем крем»
|
Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня
|
декабрь
декабрь
|
«Игры с крупой»
«Игры с крупой»
|
«Помочь Золушке»
|
Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)
|
«Волшебное сито»
|
Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)
|
«Пересыпаем ложкой»
|
Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка
|
«Рисуем дорожки»
|
Спички, манная крупа
|
январь
|
«Игры с крупой»
|
«Сюрприз»
|
Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки
|
«Шуршалки и гремелочки»
|
Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.
|
«Пальчиковые игры с бумагой»
|
Игрушки из комканой бумаги
|
Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки
|
февраль
|
«Наш разноцветный мир»
|
«Сгибаем бумагу»
|
Листы бумаги
|
«Рвем бумагу»
|
Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман
|
«Пальчиковые игры на бумаге»
|
Лист бумаги, краски, пальчики
|
«Рисунки ладошками»
|
Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)
|
март
|
«Игры в ванной комнате»
|
«Водяные струйки»
|
Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками
|
«Шариковые бои»
|
Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками
|
«Напои зверей»
|
Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины
|
«Игры с водой»
|
Поднос, две миски
|
апрель
|
«Игры в ванной комнате»
|
«Игры с водой»
|
Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка
|
«Игры с водой»
|
Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками
|
«Выловим из воды»
|
Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета)
|
«Выжимание губки»
|
Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка)
|
май
|
«Игры в ванной комнате»
|
«Капли в ячейках»
|
Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой
|
«Расти, расти, цветочек»
|
Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа
|
май
|
«Чудеса на песке»
|
«Отпечатки наших рук»
|
Поднос с песком, ванночка с водой
|
«Что же спрятано в песке»
|
Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице
|
июнь
|
Самомассаж
|
«Массаж своими руками»
|
Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями
|
«Ласковые игры для пальчиков»
|
Варианты игр
|
Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.
|
|
|
|