Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Саратовской области г Энгельса
Детский сад №57
Цикл конспектов по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей подготовительной группы.
Мой город – Родина моя
Прекрасный воздух твой
И улочки кривые,
Сирени буйство по весне
И Волги воды голубые.
Разработала: воспитатель
Пысина С.А
Город Энгельс 2012.г.
Пояснительная записка
Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, о людях, населяющих его. А ведь любовь к Родине начинается именно с любви к тому месту, где ребенок родился, где его дом, семья, товарищи.
Любой край, область, даже небольшая деревушка неповторимы в своей красоте. И очень важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, традициями, а главное - людьми. Очень важно привлечь внимание людей, вызвать у них интерес, а не просто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные формы воздействия на ребенка, эмоциональную среду и нравственную сферу. Причем такие формы, которые не казались бы ребенку скучными, назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Чтобы однажды, когда у него спросят : - «С чего начинается Родина?», то он, не задумываясь, ответил – Прежде всего, это место, где я родился, где мой дом, моя семья. А родился он в замечательном городе, расположенном на берегу великой русской реки Волги – Энгельсе. Энгельс интересен и уникален и сейчас я предлагаю окунуться Вам в глубь его истории.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы
«От соли к золоту».
Интеграция образовательных областей
Социализация
Познание
Коммуникация
Чтение худ. литературы
Труд
Физическая культура
Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом.
Задачи:
Образовательные - познакомить детей с историей возникновения города, формировать интерес к «малой Родине», обогащать словарный запас детей.
-
Развивающие – развивать творческие интеллектуальные способности детей, воображение, речевую культуру, содействовать формированию познавательной активности, поисковую деятельность, развивать художественно – образное восприятие окружающей действительности.
Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей, создавших родной город, гордость за свой город.
Материалы и оборудования: посылка, карта местности, лабиринт, карточки с изображением продуктов питания, магнитная доска, шарики с буквами и цифрами, мультимедийная установка, видеоматериал «Путешествие по Энгельсу», дерево с указанием различных направлений.
Предварительная работа: чтение книг о городе, экскурсии по улицам города, заучивание стихотворений, беседы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Дети проходят в зал и присаживаются полукругом.
Вос-ль : ребята, сегодня в детский сад почтальон принес странную посылку, посмотрите внимательно, и скажите, что в ней странного? (дети высказывают различные предположения, одно из которых это то, что посылка без обратного адреса). Интересно от кого же эта посылка? Что же в ней лежит? Давайте не будем гадать, откроем и посмотрим. ( открывает и вынимает карту). Что можно определить по этой карте?
Дети: 1- место нахождения какого то объекта
2- а может место, где зарыт клад
Вос-ль : Вы хотите узнать, куда нас приведет эта карта?
(ответы детей)
Вос-ль : ну, а все ли вы здоровы?
(Дети отвечают)
Вос-ль : а к путешествию готовы?
- Ну тогда в путь! А что бы нам было весело проведем разминку.
- Эй, ребята, не ленитесь, друг за дружкой становитесь!
Кто скажите, может, дети, повторить движенья эти?
- Руки вверх я подниму – это тоже я могу,
Вправо – влево разведу, и как птица полечу
Головою поверчу, а потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного – и пешком пойду в дорогу
- Если надо побегу, все на свете я могу!
( во время разминки дети шагают за воспитателем и подходят к дереву)
Вос-ль : А вот какое- то дерево, а на нем 3 указателя. Здесь написано: налево пойдешь – в тупик попадешь, направо пойдешь - назад вернешься, прямо пойдешь- в прошлое попадешь. Куда пойдем?
(Дети выбирают прямо!)
- А не боитесь в прошлом оказаться? Ведь мы не знаем, что нас там ждёт.
(ответы детей) Тогда идём вперёд!
(Дети проползают через тоннель. Гаснет свет, появляется слайд №1»Слобода»)
Вос-ль : Куда это мы с вами попали?
Дети – какая то деревушка
Вос-ль :а почему вы так думаете?
( в городе высокие дома, есть улицы)
Вос-ль : смотрите, вот идут какие то люди, а давайте спросим у них куда мы попали?
(выходят 2е взрослых одетых в старинные одежды, дети здороваются)
- скажите пожалуйста, а как называется ваша деревня?
1 горожанин: - Добро пожаловать в Слободу
Дети: а что такое Слобода?
1 горожанин: это небольшое селение, которое наши родители начали строить на левом берегу реки Волги в 1747 году
2 горожанин :- по указу царя Петра, они приехали сюда из Украины, чтобы добывать соль.
1 горожанин: соль они возили на телегах, запряженных быками ( появляется слайд №2)с далекого озера Эльтон. В нашей Слободе соль грузили на баржи и подневольные люди, бурлаки тянули их по Волге в центр России.
Дети : наверное это очень тяжело?
2 горожанин :- очень тяжело. Соль разъедала руки, глаза, кожу, многие даже до старости не доживали. А что делать, ведь соль пользовалась повышенным спросом и ценилась на вес золота. А вы, чьи ж будете? Откуда?
Вос-ль : ребята, где мы с вами живем?
Дети: мы из 21 века и живем в городе Энгельсе, который расположен на левом берегу Волги. Оказывается, вот почему быки являются символом нашего города. У нас даже памятник им установлен!
Вос-ль : скажите пожалуйста, а как называется Слобода?
1 горожанин: а вот вы сами и узнаете. Для этого вам нужно расставить шары с буквами по порядку номеров и вы прочитаете название слободы( дети выполняют задание и получают название Слободы – Покровская)
Вос-ль;но ведь в пятидесятые годы 19века солевой промысел был закрыт! Вы наверное решили вернуться на Родину?
1 горожанин Нет ,Слобода стала нашим домом а мы получили статус крестьян и нашли себе работу по душе.
Дети: а мы знаем,чем стали заниматься жители Слободы!
2 горожанин :- Ну если вы такие умные, скажите.
Дети : разводят коров, овец, верблюдов, свиней, выращивают хлеб.
Вос-ль :действительно тяжелый у вас труд. А как же вы отдыхаете в свободное время?
1горожанин:По праздникам мы посещаем церковь Пресвятой Богородицы, которую построили всем миром. (слайд№3)
2 горожанин: мы не только работать, но и отдыхать любим, особенно попировать, про нас даже стихотворение сочинили:
Пировали на Руси! Ой, помилуй, и спаси!
Сядут есть Степан с Иваном
Глядь – уже и нет барана.
Глеба позовут дружка,
Уплетут втроем быка,
Щей ведро, бадью грибочков,
Пироги и кашу бочку.
Это конечно же шуточное стихотворение, а что же на самом деле любим мы покушать? (дидактическая игра «Убери лишнее», дети из предложенных картинок убирают лишнее и объясняют свой выбор).
1 горожанин: молодцы, правильно справились с заданием, а еще жители Слободы любят собираться по выходным на берегу реки Волги попеть песни, поиграть в игры. Предлагаю и вам поиграть в игру (проводится п.и.»Бабка-Ёжка»)
Вос-ль : большое спасибо за ваш рассказ, мы многое узнали об истории возникновения нашего города, о людях, которые его строили. Ребята, дома обязательно расскажите своим друзьям и родителям все то, что вы сегодня узнали. Ну, а нам пора возвращаться в свое время, в детский сад. На прощание мы хотели бы подарить Вам рисунки, которые дети нарисовали сами»Любимые места нашего города» и альбом с фотографиями нашего города .А ешё Вика прочитает стихотворение, которое написала ученица школы №1:
Где по дороге шли обозы с солью,
Где малоросс построил первый дом-
Сегодня вырос многолюдный город.
Теперь повсюду говорят о нём!
(Дети прощаются и возвращаются обратно через тоннель)
Вос-ль : ну вот мы и дома
( дети делятся впечатлениями о путешествии)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы.
«Ими гордится Россия!»
Интеграция образовательных областей
Социализация
Познание
Коммуникация
Чтение худ. литературы
Труд
Физическая культура
Музыка
Задачи:
Обучающие - расширять представление детей о людях, строивших наш город, прославивших своими делами, творениями, защищавших в суровые годы войны, продолжать формировать интерес к малой родине, обогащать словарь детей .
Развивающие – развивать творческие способности воображения, поисковую деятельность.
Воспитательные - воспитывать уважение к труду покровчан, чувство гордости за них .
Материал и оборудование: мультимедийная установка, сюжеты из фильмов»Они сражались за Родину»,»Ночной таран»,аудиозапись музыки А.Шнитке, Вагнера, аудиозапись с сообщением о первом полёте в космос, видеоматериал.
Предварительная работа: чтение книг, экскурсия в краеведческий музей, целевые прогулки по улицам города, прослушивание музыки А .Шнитке, Вагнера, экскурсия в Художественную галерею.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в зал, оформленный ,оформленный под телевизионный Центр
Вос-ль: Доброе утро дорогие телезрители! Вас приветствует Энгельсское телевидение, надеюсь день для вас будет добрым, т.к наша передача посвящена любимому городу. Ребята, нас пригласили с вами на передачу « Колесо истории» и не в качестве гостей, а в качестве ведущих корреспондентов. Мы должны сегодня с вами проявить все свои знания, умения, что бы провести эту передачу. Для начала распределим роли. Кто нам потребуется? ( дети называют: операторы, ведущие, спецкорреспонденты). Итак, все занимают свои места, а гости проходят за столики. Я хочу предоставить слово ведущей
Екатерине Бебневой.
Катя – Уважаемые телезрители, я хочу поговорить с вами о людях, прославивших наш город в разное время.
А я родом из России,
Пережившей столько бед,
С городка, где полк Марины
Черпал силы для побед.
С городка, что дал России
Вечной славы имена:
Шнитке, Волоха, Кассиля,
Юрия Гагарина.
Городок, который знают
За границей там и тут,
По троллейбусам, турбинам
Гордо Энгельсом зовут.
Во-тель: да, наш город прославили очень знаменитые люди. Я передаю слово нашему корреспонденту Владиславу ( появляется слайд №8 с фотографией Льва Кассиля)
Владислав – Уважаемые телезрители, я веду репортаж из дома человека, который родился и вырос в Покровске. Это Лев Кассиль, детский писатель. Лев старший сын в семье. Выучившись писать, любознательный, вдумчивый, стремился многое записывать. Даже на ночь с собой в кровать он брал бумагу и карандаш. Став взрослым, начал работать журналистом. Активность, жажда деятельности, талант дали свой результат. Его произведения известны во всем мире. Предлагаю телезрителям проявить активность и поиграть в игру « Поставь по порядку» и мы узнаем название некоторых его произведений. ( дети выполняют задание и получают название «Вратарь», «Кондуит, «Швамбрания».
Вос – тель – большое спасибо Владислав. Лев Кассиль прожил яркую жизнь, во весь рост.
( звучит отрывок из муз. Вагнера, слайд №9).
Катерина – я передаю слово нашему муз. корреспонденту Валерии.
Валерия – вы прослушали отрывок из произведения, которое написал наш великий земляк – Вагнер, он родился в нашем городе и написал очень много классической музыки. И хотя во время войны его семью выслали из Поволжья, на всю жизнь он сохранил любовь и трепетное отношение к своей малой родине, которую выразил в своих произведениях о родном городе.
Вос -тель: большое спасибо Валерия. Среди наших гостей есть звездочки, которые в будущем прославят наш город. Аня, Вика и Катя споют вам песню «Город Энгельс»
Гаснет свет, на экране сюжет из фильма « Они сражались за Родину».
Вос-тель- когда началась война многие жители Энгельса, встали на защиту Родины ( слайд№10 с фотографией Петра Волоха)
Алексей – это Петр Васильевич Волох, родился и вырос в Покровске. Боевой генерал, танкист. Погиб в тяжелом бою. Его именем названа улица в нашем городе.( сюжет из фильма « Ночной таран»).
Екатерина – а этих женщин знает вся страна( слайд №11 с фотографиями Марины Расковой и Валерией Хомяковой) я передаю слово нашему военному корреспонденту, Андрею.
Андрей – перед вами боевые летчицы Марина Раскова и Валерия Хомякова. Во время войны их авиационный полк стоял в нашем городе. Эти летчицы сражались с первого до последнего боевого вылета смело. Они погибли. Валерия Хомякова похоронена на Энгельсском кладбище, а Марина Раскова рядом с селом Самойловка Сар. Области. Эти женщины – Герои Советского Союза. В честь Марины Расковой названа улица в нашем городе, и поставлен памятник в летном городке. А в честь Валерии Хомяковой, названа школа №5, которая находится рядом с нашим детским садом.
Вос-тель- эти люди погибли, защищая нашу Родину, наш город, будущее. Давайте почтим память минутой молчания( звучит музыка, дети встают)
И после войны множество людей родившихся и выросших в Энгельсе, прославили его своим трудом.
Екатерина: почетный гражданин Энгельса знаменитый художник Андрей Андреевич Мыльников родился в городе Покровске. Он написал много известных картин, а еще он предложил открыть в доме его деда картинную галерею и передал свое творчество в дар городу.( слышится в аудиозаписях сообщение о полете в космос)
Вос-тель – вот такое радостное сообщение облетело весь мир и люди узнали о нашем городе. Ребята, а кто пилотировал корабль?
Владислав – корабль «Восток» облетев земной шар, благополучно приземлился на вспаханное поле рядом с нашим городом. Пилотировал корабль первый космонавт Ю. А Гагарин, на весь мир и на века прославивший город Энгельс. Гагарин стал почетным гражданином нашего города.
Вос-тель – ребята, ведь многие хотели полететь в космос, но выбрали его, почему?
(дети – он много тренировался и был лучшим, имел крепкое здоровье)
Вос – тель- прошло много лет с того великого момента, еще один земляк побывал в космосе. Но остались планеты на которые не ступала нога человека. И возможно, кто -нибудь из вас обязательно покорит эти планеты. Динамическая пауза « Станем космонавтами»
8. Физминутка “Ракета”
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют “купол ракеты”)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
Вос-тель – ребята это только небольшая часть людей вошедших в историю нашего города, но были и есть другие люди, это ваши бабушки, дедушки, которые строили и преумножали богатства нашего города, это ваши родители, которые трудятся в настоящее время. Вы должны гордиться ими.
Вот и подошел к концу наш телевизионный эфир, нашу встречу я хочу закончить словами:
Мой Энгельс- Родина моя
Я не сравню тебя с Москвой,
Или с другими городами.
Ты для меня всегда родной
И церковь с золотыми куполами
И первый снег и детский смех,
И все, чем я живу, что мне дороже всех!
Список литературы:
Елизавета Енина «Под Покровом Богородицы»
К.И.Шкода»Город Энгельс»(1971)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы
« Я здесь живу, здесь Родина моя!»
Интеграция образовательных областей:
Познание
Социализация
Коммуникация
Чтение худ. Литературы
Здоровье
Музыка
Цель: пробудить интерес детей к родному городу.
Задачи обучающего характера: формировать знания детей об истории возникновения родного города, о людях, населявших город, их быте, занятиях; расширять представления она стоящем нашего города, промышленности, культуре города, природе родного края.
Задачи развивающего характера: развивать познавательные интересы, способность мыслить, развивать воображение.
Задачи воспитательного характера: воспитывать чувство гордости, любви к своему городу, уважение к людям, прославившим его.
Повышение эмоционального состояния детей, рациональное распределение материала и оборудования.
Предшествующая работа: беседы, экскурсия по улицам города, чтение исторической литературы о родном городе, заучивание стихотворений, посещение краеведческого музея, цикл занятий о природе родного края, оформление презентации «С чего начинается Родина?».
Материал и оборудование: письмо, карточки с изображением предметов интерьера избы, план путешествий с условным обозначением станций, стенд «Люди прославившие наш город», фотографии достопримечательностей города Энгельса, иллюстрации с изображением гербов, флагов различных городов, макет машины времени, вырезанный из картона, старинный ключ, кроссворд на экологическую тему, фланелеграф, камешки с буквами – с цифрами , лабиринт, видео материал.
Ход образовательной деятельности.
Вос-тель: ребята, сегодня в детский сад пришло письмо, послушайте, что в нем написано : «Дорогие ребята, скоро вы подрастете, станете взрослыми и разлетитесь по всему свету. Но где бы вы не жили, вы всегда должны помнить и любить самое дорогое, что есть у человека – родителей ( семью), свой дом и свою малую Родину. А знаете ли вы, что такое малая родина и что бы вы могли рассказать о ней своим будущим детям?»
Вос-тель: ребята, о какой такой малой родине упомянуто в этом письме?
Дети – Малая Родина - это место, где человек родился и жил, где у него есть дом.
Вос-тель: хорошо ребята, что вы знаете значение этого выражения. Но я не дочитала письмо до конца. «Ребята приглашаю вас в путешествие по нашему городу на машине времени В пути вам могут встретиться различные препятствия, но я надеюсь, что вы справитесь с ними и в конце пути получите ключ от нашего города. С уважением и пожеланием удачи – мер города!
Вос-тель: а где же машина времени? (гаснет свет, в зал вносят макет машины времени). Посмотрите, действительно, машина времени! А как же управлять ею? Кто знает? (предположительные ответы детей). А, вот здесь инструкция: нажать на рычаг и сказать: раз, два, три, прошлое нас унеси. Не будем зря терять время, отправляемся в дорогу (дети произносят волшебные слова, гаснет свет, звучит музыка, появляется панорама каких-то старых построек).
Вос-тель: куда это мы с вами попали? Какие-то старые маленькие дома, кто же в них живёт?
Ребёнок: наверное, мы попали в самое начало, читает стихотворение:
1 Ребенок – Старинный город
В каждом камне
Хранятся тайны и мечты,
И много странных сочетаний
И старины и новизны.
Вос-тель: Да, ребята, наш город очень старый. Когда- то, около трехсот лет назад на левом берегу Волги появилось небольшое поселение. Жители этого поселения – выходцы из Украины, приехали сюда добывать соль с озера Эльтон. Они жили в маленьких хатах, крытых соломой. Даже названия у этого селения не было. Но жители постепенно строились, и селение получило название Слобода.
Вос-тель: ребята, кто из вас знает, чем занимались жители Слободы?
Ответы детей: добывали соль, разводили коров, овец, верблюдов, свиней, выращивали хлеб.
Вос-тель : молодцы ребята, а теперь следующее задание, определите, что находилось в жилищах покровчан.
Д/и « Что лишнее?» ( дети выбирают из, предложенных воспитателем, карточек те на которых изображены старинные предметы быта).
Вос-тель : ну что же, пора отправляться дальше. Но здесь какие-то завалы из камней. Вот вам и первое испытание, если мы соберем камни с буквами по порядку номеров, то узнаем, как называлась Слобода (дети выполняют задание и получают слово Покровское).
Вос-тель : молодцы, путь открыт, отправляемся дальше (гаснет свет, появляется панорама города Покровска).
Вос-тель : следующая остановка это уже город, когда Покровская Слобода стала городом?
Дети : только в начале 20 века, в 1914г Слободу переименовали в город Покровск. Ребёнок читает стихотворение:
Средь новых зданий и построек,
На нас глядят сквозь дым веков
Глазами наших дальних предков
Дома известных земляков
(дети на слайдах показывают достопримечательности старого Покровска: Дом Ухина , Свято- Троицкая Церковь, старая библиотека, дом Л Кассиля.)
Вос-тель: молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданием, давайте немного отдохнём. (дети вместе с воспитателем произносят стихотворения и выполняют различные движения)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, легкий ветерок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Вос-тель: отправляемся дальше.
Звучит легкая музыка и произносится стихотворение:
Где по дорогам шли обозы с солью,
Где малоросс построил первый дом,
Сегодня вырос миллионный город,
Теперь по всюду говорят о нем!
(Появляется панорама современного города)
Вос-тель: вот мы уже и в другом городе, новом, большом, красивом. Сегодня наш город – крупный промышленный центр. Теперь он стал шире, и привольно раскинулся, уходя далеко с берегов Волги.
Вос-тель: ребята у каждого города есть свой герб и свой флаг, которые являются его символом.
Следующее задание:
Д/и «Найди герб нашего города и флаг»
(дети выполняют это задание, затем объясняют)
Вос-тель: молодцы, ребята!
Пора отправляться, но я не знаю куда? Здесь какой-то лабиринт (с одной стороны лабиринта достопримечательности старого Покровска, с другой, достопримечательности горда Энгельса), если мы выберем неправильную дорогу, то попадём назад, в старый Покровск, а если выберем правильную, будем двигаться дальше.
Дети среди лабиринта находят достопримечательности Покровска, (показывают на фотографиях) и рассказывают о них.
Вос-тель: вы правильно выбрали дорогу и мы двигаемся дальше.
Следующая станция – Загадкино.
Попробуй угадай- ка,
Сложное задание
На кроссворд ты посмотри
Приложи старания.
Вос-тель зачитывает задание:
1.название реки на котором расположен город Энгельс? (Волга)
2. название озере из которого добывали соль? (Эльтон)
3. самое маленькое животное нашего края? ( Полевка)
4. самая большая птица нашего края? ( Гриф)
5. животное чистильщик леса? (Волк)
6. рыба, которая является символом нашего края (Стерлядь)
Вос-тель: вы очень хорошо справились с этим заданием. Ребята, не только достопримечательностями славен наш город, но и людьми, которые строили его, творили в нем, защищали в суровую годину и прославили во все времена.
Следующая станция – Почетные земляки.
Вос-тель: давайте вспомним наших знаменитых земляков!
Дети читают стихи.
1.А я родом - из России,
Пережившей столько бед.
С городом, где полк Марины
Черпал силы для побед.
2. С города, что для России
Вечной славы имена: Мыльникова,
Шнитке, Ваймера, Волоха,
Кассиля,Юрия Гагарина.
( дети рассказывают о земляках)
Вос-тель: молодцы ребята. Вот и подходит к концу наше путешествие по прошлому и настоящему нашего города. Вы справились со всеми заданиями и теперь достойны, получить ключ от города Энгельс, берегите его и бережно храните для бедующих потомков. Любите свой город, облагораживайте, приумножайте его достоинства и никогда не давайте в обиду, ведь это ваша Родина! Запомните эти строки: А я родом - из России,
Из Покровской Слободы
И поверьте, мне не надо
Никакой другой Земли!
Список литературы:
Елизавета Елина « Под Покровом Богородицы»
И. Шкода «Город Энгельс (1971)»
Памятники Отечества, М; 1998г.
Юдин. А. « Первые обитатели Саратовской земли».
|