|
Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Тема: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных методов обучения.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;
- Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».
Вот так и преподаватели в своей работе: для одних – это тяжелый труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи - строят собор, собор знаний, духовности, нравственности.
Создавать свою систему работы – крайне увлекательное и полезное дело для преподавателя. Эта работа сродни зодчему, строящему храм. В течение многих лет я пытаюсь построить свой храм, самое ценное в котором – мои студенты, которых надо научить делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки, способствовать развитию активной, креативной, толерантной личности. Это важно сегодня, когда современная система образования, ориентированная на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению, предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Для нас важным является:
1. Реализация компетентностного подхода в обучении, под которым понимается формирование у обучающихся знаний и опыта в определенной области. На уроках истории создаются условия через предметное содержание и использование разных форм урока.
2. Использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, метода социальных проектов.
3. Поиск результативных форм обучения.
Обучение результативно, когда:
студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество;
получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
не боятся выражать себя, допускать ошибки.
Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. В чем же их особенности?
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.
1. Пассивные методы
2. Активные методы
3. Интерактивные методы
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод
Рисунок 1.1 Пассивный метод
Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
Активный метод
Рисунок 1.2 Активный метод
Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Рисунок 1.3 Интерактивный метод
Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Значение интерактивных форм и методов обучения:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпантию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные методы:
круглый стол (дискуссия, дебаты) ;
мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) ;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
интерактивная экскурсия;
видеоконференция;
фокус группа;
метод проектов;
сократический диалог;
прием «Займи позицию»;
групповое обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
прием «Дерево решений»;
интерактивная лекция, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог) и др.(слайд).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала урока студентами. Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило меня в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции студентов в учебной и внеурочной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. На примере урока обществознания хочу показать, как можно применять те или иные приемы интерактивного обучения.
Урок обществознания (базовый уровень).
Тема: Политические режимы.
Цели: 1. Образовательная: раскрыть сущность понятия «политический режим», выявить основные черты политических режимов.
2. Развивающая: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи.
3. Воспитывающая: способствовать дальнейшему формированию личности, имеющей свою активную жизненную позицию; в процессе организации групповой работы способствовать формированию ответственности за общее дело, взаимопомощь и взаимоуважение.
Планируемые предметные результаты (студенты должны знать): раскрытие сущности политических режимов.
Планируемые метапредметные результаты (студенты должны уметь): развитие умения анализировать различные источники информации, формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.
Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, папки с рабочим материалом, лист оценки работы в группе, ватман, маркеры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План изучения новой темы:
1. Организационный момент
2. Вводно-мотивационный этап. Определение темы урока, постановка проблем, цели урока.
3. Изучение нового материала:
3.1 Понятие политического режима.
3.2 Характерные черты политических режимов.
3.3. Политический режим современной России.
4. Закрепление изученного материала
5. Рефлексия. Подведение итогов.
6. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности класса, оборудования.
2. Вводно-мотивационный этап
Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Я рада видеть вас, ребята, собранными и организованными. От своего и вашего имени я приветствую гостей и надеюсь, что наш урок будет продуктивным, полезным. Работать будем в 3 группах, в которые вы должны сами объединиться. Перед вами на столе лежат листочки, на которых записаны понятия, известные нам по материалу прошлого урока. Вспомним, о чем мы ранее вели речь и попробуем создать группы. (на листочках признаки 3 известных форм государства, изучаемых на предыдущем уроке). Прием «Найди своих».
На практике сложилось два основных принципа формирования групп студентов для интерактивной работы:
- свободный (по желанию студентов);
- организованный преподавателем.
В первом случае я использую следующие варианты:
•называю количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты;
•при входе в аудиторию обучающиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы;
•я, как преподаватель, предлагаю студентам выбрать из перечня карточки, объединенные единой тематикой. Бывают такие уроки, когда необходимо, чтобы преподаватель сам организовал обучающихся в группы. Для этого существует масса приемов:
•предварительно разложить разноцветные карточки (количество цветов определяется количеством групп) с именами и фамилиями студентов, которые должны образовать данную микрогруппу;
•при входе в аудиторию раздать студентам цветные карточки, дающие им пропуск к столу, помеченному карточкой того же цвета;
•предложить рассчитаться на то количество групп, которое необходимо для работы;
•образовать группы по рядам.
После организации групп наступает этап образовательной деятельности, во время которого учащиеся выполняют определенные задачи. Затем презентуют групповое решение, после чего делаются обобщающие выводы по целям урока. В заключение проводится рефлексия прошедшего занятия.
Учитель: по какому признаку вы объединились?
Что означает понятие «форма государства»? Какие формы государства вам известны?
Об одной из них мы сегодня поговорим более подробно.
Перед вами на слайде следующие личности: Чингисхан, Иван Грозный, Адольф Гитлер, Иосиф Виссарионович Сталин (слайд №). Вам известно, кто эти люди?
Обуч: Политики, диктаторы, правители.
Учитель: Как вы думаете, что их объединяет?
Обуч: террор, насилие, похожие способы управления государством, жестокость…
Учитель: Действительно, политические деятели, изображенные на слайде, оставили особый след в истории. Их объединяют похожие методы управления государством: террор, насилие, жесткая централизация власти т.д. Проанализируем известную вам (слайд) схему «Формы государства». Какая из трех форм государства указывает на методы и средства осуществления власти?
Обуч: Политические режимы
Уч: Верно. Это тема нашего урока - «Политические режимы» (слайд)
Мы должны решить следующие задачи:
1. выявить характерные черты политических режимов;
2. определить политический режим современной России.
3. Изучение нового материала.
3.1 Характерные черты политических режимов.
Уч: Какие существуют виды политических режимов? Обратимся к уже знакомой вам схеме «Формы государства». В современной политологии принято выделять демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный политические режимы.
Работать будем в группах. (3). Прошу выбрать лидера, который будет координировать деятельность всех членов группы и заполнять лист оценки деятельности в группе (на столе). Все необходимые для работы документы, памятки и задания в папках, которые есть у каждого на столе. Наша задача – изучить имеющийся в вашем арсенале материал, выявить характерные черты названных политических режимов, записать полученные данные в таблицу, презентовать результаты своей работы. Группа №1-охарактеризохвать демократический режим, группа №2-тоталитарный, группа №3- авторитарный политический режим. 7 мин.
Прием «Обмен знаниями».
Перед членами сформированных групп преподаватель ставит равнозначные проблемы в рамках темы урока. Затем каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос по источникам и готовит выступление перед аудиторией. В итоге происходит обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят с результатами своей работы. Во время выступления представи¬телей других групп студенты являются не пассивными слуша¬телями, а выполняют разные варианты заданий, предварительно подготовленные преподавателем: заполнение таблиц; использование рабочего листа; «распаковка кластера» и другие.
В ходе работы обучающиеся осваивают такие умения, как извле¬чение и систематизация информации, анализ исторических про¬цессов и явлений, публичная презентация, оценивание деятель¬ности своих товарищей.
Прошу продемонстрировать результаты работы.
Гр №1: «Демократия» - это понятие пришло к нам из древней Греции. Классическая демократия родилась в Афинах в V веке до н.э. Что же означает это понятие?
Демократия
demos kratos
народ власть
народовластие
Демократия – вид политического устройства государства или политической системы общества при которой источником власти в государстве признается его народ (слайд).
Обуч.: представляют результаты своей работы (1 представитель группы рассказывает, 2-й заполняет 1колонку таблицы).
Уч.: Назовите современные государства, в которых существует демократический режим.
Обуч.: Р.Ф., США, страны Зап.Европы и др.
Уч.: Вы справились со своей работой. Обратите внимание на слайд (слайд). Здесь перечислены черты, характерные для демократического режима, о которых вы говорили. (зачитываю).
Звучит музыка, слуховая ассоциация с режимом.
Уч.: Продолжим знакомство с политическими режимами. Проанализируем высказывания из следующего слайда (слайд):
«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».
Б. Муссолини
«Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным – это почти ничего».
И.В. Сталин
В одном из высказываний прозвучало слово «демократия». Но о демократическом режиме ли идет здесь речь? Обратите внимание на ключевые слова высказываний (ИНТЕРАКТ.ДОСКА- подчеркиваю: «все в государстве», «государство», «на первое место…общие интересы», «личное….почти ничто»)
Обуч.: Нет, не свойственны…
Учит.: Действительно, в данных высказываниях речь идет о тоталитарном режиме. (слайд).
Тоталитаризм ( от лат totalis- весь, полный, целый) – политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Гр №2, 3. Антидемократические режимы: тоталитарный и авторитарный.
Будьте активны, не забывайте о взаимоуважении и взаимоподдержке. В случае необходимости обращайтесь ко мне за помощью.
Обуч.: Представляют результаты работы. (1 представитель группы рассказывает, 2-й заполняет 2 и3 колонки таблицы).
Молодцы! Все справились со своей работой! Обратите внимание на слайд (слайд). Здесь перечислены черты, характерные для тоталитарного режима, о которых вы говорили. (зачитываю).
Звучит музыка, слуховая ассоциация с режимом.
Учит.: Назовите известные вам тоталитарные государства.
Обуч.: СССР, нацистская Германия, фашистская Италия, режим Мао в Китае и др.
Учит.: Хотели бы вы жить при таком политическом режиме?
Почему? ( Хотели бы вы жить при таком режиме, когда поэты и ученые гибнут на лесоповалах ГУЛАГа, когда дети горят в печах Освенцима, когда человек боится не только высказывать свое мнение, но и думать иначе, чем разрешено, ответ здесь однозначен – нет!)
Учит.: Следующий вид антидемократического режима – авторитарный. В политологии он рассматривается как переходный от тоталитаризма к демократии. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическим признакам (слайд), а в экономике – к демократическому.
Авторитаризм – ( от лат. аuctoritas – власть, влияние) – политический режим, при котором носитель власти ( диктатор, группа людей, т.д.), провозглашает сам себя единственным, имеющим право на власть. Обоснованием существования такой власти является исключительно мнение на этот счет носителя данной власти.
Учит.: Какой политический режим наиболее благоприятен для стабильного прогрессивного развития современного государства? Для ответа на этот вопрос вернемся к результатам нашей групповой работы, проанализируем информацию о полит. режимах и попробуем определить плюсы и минусы каждого. Используем прием «Водоворот». (3 мин)
Данная модель предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения своего задания и фломастер своего цвета. Для каждой группы сформулирована проблема по данной теме или целому курсу. Студенты каждой группы обсуждают свою проблему и записывают аргументированное мнение, конкретные примеры. Получив новый лист, группа оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя текст с помощью значков: «+» (согласны), «-» (не согласны), «?» (не поняли). Затем члены группы добавляют свои идеи, мысли, соображения и передают лист с пометками своего цвета другим группам.
После того как листы обойдут круг и вернутся в свои группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Выступление строится по определенному плану. Вначале надо поблагодарить группу, внесшую наиболее ценные добавления, затем обозначить положения, вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений. И, главное, делаются обобщающие выводы по проблеме с учётом дополнений других групп. Такая стратегия учебной работы называется «круглый стол». Каждая группа делает записи на листах своим цветом, и это позволяет преподавателю учесть вклад каждой из групп.
3.2. Политический режим современной России.
Учит.: Теперь, когда нам известны черты политических режимов, попробуем определить каким является политический режим в нашем государстве, в России. Используем в данном случае прием Фишбоун («Рыбий скелет»).(пример на слайде).- гр.№1.
В тетради рисуется скелет рыбы. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Для этого изучим документы из 2 папки. Итак, голова- вопрос о политическом режиме в России, верхние косточки (как вы думаете, что стоит на них написать?) – основные характеристики режима из первой колонки таблицы, а вот нижние косточки необходимо заполнить на основании документов, проанализировать получившийся результат, и в хвосте мы запишем ответ на наш вопрос.
2 группа составит на основании документов из папки №2 и всего услышанного на уроке Синквейн
В переводе с французского слово «синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
1-я строка - существительное (название темы).
2-я строка - два прилагательных (определение темы).
3-я строка - три глагола, показывающих действия в рамках темы.
4-я строка - фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.
5-я строка - вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Например, по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая
Устанавливает, гарантирует, обязывает
Хорошо бы все соблюдали законы государства
Основной закон
Пример синквейна : «Реформа 19 февраля 1861г.»
Реформа
Значимая, буржуазная
Наделила, отменила, освободила
Отменила крепостное право в России
Свобода
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выражать свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
3 группа попробует изобразить политический режим России графически.
Обуч.: работают в группах 5 мин., представляют результат своей работы.
4. Закрепление изученного материала
Учит.: Сейчас вы увидите отрывки из полюбившегося многим мультфильма «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Определите, черты каких политических режимов в них отражены. (слайд).
Обуч.: отвечают по желанию.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
Учит.: Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока (слайд, зачитываю) Все они решены.
- Что было интересным на уроке?
- Что показалось трудным?
Прием «Незаконченное предложение» (на слайд) или синквейн.
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило…
- Все хорошо сегодня работали, но особенно хочу отметить …за четкие, правильные ответы, …за активное участие в обсуждении вопросов урока,…за особый творческий подход….
- Уважаемые лидеры групп, в процессе работы на уроке вы оценивали самостоятельную работу в группе. Огласите результаты. Листы оценки и по окончании урока пож. сдайте мне.
6. Домашнее задание
Учит.: Домашнее задание (слайд) отражено и в ваших рабочих тетрадях, которые вы возьмете с собой.
1. Заполнить сравнительную таблицу «Политические режимы», используя словарь урока и приложение 2 рабочей тетради.
2. Творческие задания на выбор:
2.1 нарисовать эмблемы политических режимов,
2.2 подготовить компьютерные презентации на темы:
«Политические режимы в лицах и странах»;
«Узнай политический режим по фотографии, картине, карикатуре»
2.3 написать эссе на тему «Политический режим современной России».
Спасибо всем за активную, плодотворную работу и за положительные эмоции, которые вы мне подарили! Урок окончен. До свидания!
Литература.
1. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории [Текст] / Е. Е. Вяземский. - М. : Владос, 2003.
2. Коростылева, Л. А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям [Текст] / Л. А. Коростылева. - СПб., 1996.
3. Кукушина, В. С. Педагогические технологии [Текст] / В. С. Ку-кушина. - Ростов н/Д. : МАРТ, 2002.
4. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей [Текст] / Т. А. Мясоед. - М., 2004.
5. Пидкасистый, П. И. Технологии игры в обучении и развитии [Текст] : учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. -М. : Роспедагентство, 1996.
6. Суворова, К Г. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] / Н. Г. Суворова. - М. : Прогресс, 2005.
7. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2004. - С. 240.
Т. И. Сечена и др., Справочник учителя истории и обществознания/ авт.-сост. Т. И. Сечена. Волгоград: Учитель, 2013
|
|
|