Главная страница

Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся


Скачать 79.96 Kb.
Название Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся
Дата 12.03.2016
Размер 79.96 Kb.
Тип Анализ

Применение интерактивных методов обучения,
как средство повышения
познавательных способностей учащихся.


В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.

На основании образовательных стандартов РФ цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В законе «Об образовании» говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Преподаватель должен формировать гражданина РФ, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.

Задача, стоящая перед преподавателями школы - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся старших классов показал, что у них:

  • Низкий показательный уровень;

  • Низкая активность в изучении;

  • Недостаточно развиты мыслительные способности;

  • Не могут четко оформить свою мысль;

  • Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.

С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.

Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

По этому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития познавательных способностей урчащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике, под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности (С.Я. Батышев).

Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».

Анализ литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что эту проблему решали многие. Среди них Р. Декарт, Г.В. Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.). Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности (М.Н. Скаткин. «Совершенствование процесса обучения»).

Мне ближе трактовка Г.И. Щукиной этого понятия: «как процесса активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию».

В.Н. Максимова писала о влиянии познавательной деятельности на личность учащегося, способствующей положительному отношению его к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать.

«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, – утверждает Г.М. Щукина, – для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания».

Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь, что познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества личностей, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации возможностей.

Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов в образовательном процессе, что означает:

  • Способность к анализу информации и определение проблемы;

  • Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;

  • Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

  • Способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использованием его отдельных элементов (этапов). В других же случаях может включать в себя:

  • ролевые игры;

  • мозговой штурм;

  • групповая работа (мелкими группами);

  • анализ конкретных ситуаций;

  • портфолио;

  • кейсы.

Один из интерактивных методов, используемых мною, является метод конкретных ситуаций, который позволяет ученику научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной учебной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия учащихся. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера ученик должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и рассказать о возможных вариантах ее решения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

  1. Подготовительный этап;

  2. Ознакомительный этап;

  3. Аналитический этап;

  4. Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

    • Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать потребностям сегодняшних учеников;

    • Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

    • Содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты.

    • Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся, знакомит учеников с содержанием конкретной ситуации, индивидуальной или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и поиска решений, что является плодом совместных усилий. Для того, чтобы сформулировать свое решение учащимся приходится обращаться к словарям, справочникам, дополнительной литературе. Это обогащает их лексический запас, заставляет использовать различные значения знакомых слов. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

В результате использование в моей педагогической работе интерактивного метода учащиеся улучшили познавательные способности. При использовании моего интерактивного метода обучения учащиеся научились: оперативно мыслить, вырабатывать самостоятельные решения, развернуто и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался полнее.

Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:

  1. повысился познавательный уровень;

  2. повысилась активность при изучении и закреплении материала;

  3. повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);

  4. самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;

  5. научились отбирать и обобщать необходимые материалы.

Особенность моей разработки – интерактивные методы познавательной деятельности помогают эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание.

При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.

Литература


  1. «Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».

  2. «Учитель» 2004 №5, «Интерактивные методы обучения».

  3. «Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».

  4. «Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».

  5. Кантор И.М. «Понятийно-терминологическая система педагогики». Просвещение 1970г.

  6. Кантор И.М. «Педагогическая лексография и лексикология». Просвещение 1968г.

  7. Коджаспирова Г.М. «Педагогический словарь» 2000г.

  8. «Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.

  9. «Словарь по социальной педагогике» 2002г.





КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «Педагогический дебют - 2009»

Коллективное творческое дело

«Правила движения –

достойны уважения»

Щетинина Ольга Станиславовна,

учитель специального (коррекционного) класса МОУ СОШ № 13 п. Искра

Буденновского района


2008 г.