Главная страница

Лексический строй речи


Скачать 41.65 Kb.
Название Лексический строй речи
Дата 10.02.2016
Размер 41.65 Kb.
Тип Документы

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно последовательно высказываться, излагать свои мысли.

Речь ребенка формируется под влиянием речи окружающих его взрослых, и, в огромной степени, зависит от воспитания и обучения.

Чтобы помочь вам сориентироваться в том, насколько развита речь ваших детей, расскажу какой она должна быть в 5 лет, на шестом году жизни.

Понятие «речь» включает в себя несколько важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй, связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи и неотделимы друг от друга.

Лексический строй речи.

Словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Хорошей показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать: противоположные по смыслу слова (антонимы: хороший-плохой, жарко-холодно, положил-взял). близкие по смыслу слова (синонимы: ходить- идти, шагать, вышагивать и т. д.). подбирать прилагательные к существительным (дождь-холодный, сильный, мелкий, грибной и т. д.);подбирать наречия к глаголам (как может говорить мальчик? – быстро, медленно, хорошо, чётко, тихо, громко и т. д.) .

Грамматический строй речи.

На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно, реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей) ;легко образуют существительные и другие части речи при помощи суффиксов (столик, стульчик; учит детей – учитель, строит дом-строитель); образует прилагательные из существительных (ключ из железа-железный, окно из стекла – стеклянное и т. д.) Встречаются неточности в употреблении предлогов (между, из-за, из-под и др.)

Связная речь.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется монологическая речь. Речь перестаёт носить ситуативный характер.

- может без помощи взрослого передать содержание сказки, мультфильма, рассказа;

- описывает события, свидетелем которого он был, не только ближайших дней, но и давно прошедших;

- свободно раскрывает содержание картины (но при составлении рассказа концентрирует внимание на основных деталях, а второстепенные упускает)

Произносительная сторона речи.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от произношения взрослых. Ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребёнка новые слова, насыщенные сочетанием звуков, которые он ещё недостаточно чётко дифференцирует (например с-ш: Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки).

Дети имеют достаточно развитый фонематический слух - способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи: Хорошо слышат звуки и способны выполнять различные задания, связанные определением наличия звука в словах, определения первого звука в слове, умением подбирать слова на определённые звук.

Дети хорошо владеют интонационными средствами выразительности (выразительно рассказывают стихи; пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; передают свои чувства по отношению к различным явлениям: огорчение, негодование, радость и т. д.).

Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными праксисом способствует быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.

Отчетливо произносить звуки – очень сложная задача. Только языком мы совершаем больше 30 движений, которые дают разные акустические эффекты. (Произнесите звук Ш, почувствйте, как язык «прижимается» к небу за верхними зубами…..) Малейшие отклонения от правильного положения и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка в соответствии с тем что слышит. Движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество ошибок. По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха язык находит правильное положения, ошибок становится меньше – двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм – ребенок говорит чисто. Там где подвижность языка остается вялой или напряженной- закрепляются неверные положения и ребенок и в 5 и в 7 лет продолжает говорить как в 3 года.

Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.

Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что звуки появляются постепенно:

1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;

В 2-3 года: и ы у  ф в  т д н г к х  й;

В 3-4 года: с з   ц ш ж ч щ;

В 4-5 лет: р л

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Родители могут им в этом помочь

1. Говорите четко, правильно, неторопливо

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию.  Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подстраиваются к языку ребенка, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным. звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

2. Читайте вслух

3. Учите слушать и слышать

4. Развивайте пальцы рук.

5. Делайте артикуляционную зарядку.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад "Радуга"

г Тарко-Сале, Пуровского района

Выступление

на родительском собрании
«Развитие речи детей шестого года жизни»


Учитель-логопед В.А. Мальцева


2014 г.