|
Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной)
Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).
Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, является орудием наиболее высокого уровня мышления. Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни.
Ребенок пошел учиться в школу и у него возникли проблемы с обучением, трудности в коллективе и с учителем. Различные трудности в обучении учащихся 1 классов отмечаются у 15-40 процентов школьников. Они обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования (Дубровинская Н. В. 2000) Проблемы у детей, возникшие в связи с обучением в школе, имеют важное социальное значение. Это привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов, педагогов, логопедов.
Одна из важнейших причин возникновения школьных проблем-отставание ребенка в речевом развитии, проявляемое в неточности понимания слов, бедности словарного запаса, дефектах произношения. В дальнейшем к этим недостаткам присоединяются нарушения чтения и письма. Ребёнок делает простые ошибки в обыкновенных словах, не может правильно и красиво их написать, плохо запоминает информацию.
Нарушение письма и чтения возникает в результате отклонений в развитии устной речи, несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что часто бывает, недоразвития всех компонентов, участвующих в формировании навыков письма и чтения (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое объяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в логопедии, оно принято также большинством зарубежных исследователей.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Шестилетний Витя, уже достаточно бегло читавший по букварю, при чтении сознательно пропускал все слова с буквой «Р» из-за неумения правильно произносить звук. Шестилетняя Лида из-за плохой речи всегда играла одна, вставала неохотно в пару и при первой возможности отходила в сторону. Как в детском саду в школе, девочка все время молчала, и ее считали умственноотсталой.
В связи с этим большое значение придается школьной адаптации детей, поскольку для детей возраста от 6 лет данный фактор является вторым по значимости после фактора семейного окружения.
Адаптация (лат. Адапто) приспособление к изменениям внешний среды) т.е к школе. Она проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие. Обучение предъявляет особенно высокие требования к качеству речи детей. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Все вышесказанное явилось предпосылкой к созданию логопедического направления, призванного на научной основе с помощью специфических логопедических средств, способствовать формированию необходимых условий для успешной адаптации детей к обучению в школе и для реализации их личностных возможностей.
В рамках психолого-педагогической службы логопедическим направлением, целью логопедического воздействия является создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений учащихся логопедическими средствами. Деятельность логопеда должна быть направлена на содействие успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям школы.
Задачи реализуемого логопедического направления:
•предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
• развитие и совершенствование устной речи учащихся;
• выявление и коррекция нарушений чтения и письма;
• развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики;
• формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений.
В целях решения важнейших проблем нарушений речи и их коррекции логопед опирается на следующие основные принципы логопедии:
- принцип системности (изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений проводят через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяет те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип опоры на онтогенез (разработку методики коррекционно-логопедического воздействия ведут с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип единства обучения и воспитания.
Реализация этих принципов предполагает создание следующих условий: формирование позитивно ориентированной активности, реализация компетентного подхода.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы:
наглядности,
доступности,
сознательности,
индивидуального подхода,
учета соматического состояния ребенка.
С целью активизации коррекционно-развивающего процесса используются разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, что определяет благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений. Логопедическое воздействие должно осуществляется в следующих формах обучения:
• Индивидуальные занятия.
Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
• Подгрупповые занятия.
Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия должны носить опережающий характер и готовить детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
• Фронтальные занятия.
Основная цель – закрепление материала, отработанного на индивидуальных и подгрупповых занятиях, активное использование его в различных формах самостоятельной речи, дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. На фронтальных занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Основные направления и виды деятельности
Основными направлениями работы являются диагностико-коррекционная, профилактическая, консультационно - просветительская и исследовательская деятельность.
Диагностико-коррекционная деятельность заключается в:
• обследовании учащихся 1-4 классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;
• комплектовании коррекционных групп;
• проведении коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, чтения и письма;
• обследовании обучающихся в конце учебного года с целью выявления результатов коррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится по общей схеме и включает в себя:
– тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке;
– логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка;
– анализ и педагогическую оценку всех полученных данных.
Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей помогает определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее можно оказать. Во время логопедического обследования особое внимание обращают на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения.
По данным логопедического обследования проводится анализ речевых нарушений учащихся, и комплектуются коррекционные группы. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1х-2х классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия, комплектуются следующие группы:
– с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с фонетическими нарушениями речи.
Одна из основных задач работы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Важное значение при коррекционно-развивающем обучении первоклассников имеет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. На данном этапе работают над решением следующих задач:
– развитие полноценных фонематических процессов,
– развитие представления о звукобуквенном составе слов,
– развитие навыка анализа и синтеза звукослогового состава слов,
– коррекция дефектов произношения (если они есть).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, которых среди учащихся с речевой патологией большинство.
Еще одну группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи. Коррекционная работа с этой группой детей содержит следующие этапы:
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Содержание работы:
– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов разных частей речи и путем развития умения пользоваться различными способами словообразования;
– уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
– дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания.
Одна из причин школьной дезадаптации - трудности в письменной речи. Коррекционная работа зависит от вида нарушения письма или чтения и от того, на каком этапе овладения чтением или письмом находится ребенок. Методы коррекции дисграфий ориентированы в первую очередь на те навыки устной речи, которые необходимы для письма. Основные усилия направляются на коррекцию звукопроизношения, выработку дифференциации фонем и навыка фонематического анализа.
На каждом этапе коррекционно-воспитательной работы развивают и совершенствовают психологические предпосылки к полноценной учебной деятельности – устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, к переключению, навыки и приемы самоконтроля, познавательную активность.
«Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации школьников. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем».
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта с учителями начальных классов, психологами и родителями.
Большое значение в коррекционно-развивающей работе имеет сотрудничество с психологами. Так как большинство детей с нарушениями речи переживают не столько трудности в овладении ими чтением и письмом, сколько социальные последствия возникшей школьной дезадаптации, этим детям необходима психологическая помощь.
Не менее важным в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество с учителями, обучающими этих детей. Это необходимо как для согласования содержания логопедических занятий со школьной программой, так и для внесения некоторых важных изменений в методику индивидуальной работы с детьми в классе. Очень важным является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда.
Вилы деятельности, для успешной адаптации детей
Профилактическая деятельность
Коррекция речевых расстройств наиболее успешна при ее раннем начале. Но еще более эффективна мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств – их профилактика. Одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Работа заключается :
• обследовании детей 5-6 лет из групп развития с целью выявления имеющихся нарушений устной речи и формировании групп коррекции;
• проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на:
- исправление фонетико-фонематических нарушений;
- формирование функционального базиса чтения и письма.
Содержание коррекционно-развивающего обучения 5-6летних детей реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается, прежде всего, в необходимости предусмотреть специальный (пропедевтический) период по формированию у детей предпосылок к полноценной учебной деятельности. Учитывая психологические особенности 5-6летнего возраста, основным методом первоначального этапа обучения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.
В ходе логопедического обследования дошкольников должны выявляется группы риска, в которые входят дети с нарушениями пери- и постнатального периодов, с поздним и аномальным развитием речи, с выраженной незрелостью изобразительных способностей, с билингвизмом.
На первом году обучения в коррекционной работе основное внимание уделяется устранению нарушений звукопроизношения. Эта работа должна проводится поэтапно в индивидуальной и групповой форме.
1 этап – подготовительный.
Цель его - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному воспроизведению звуков.
2 этап - постановка звука.
Цель - добиться правильного звучания изолированного звука.
3 этап – автоматизация звука.
Цель – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Звук последовательно вводится в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звуков.
Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Параллельно с устранением нарушений звукопроизношения проводится работа по формированию функционального базиса чтения и письма. Эта работа должна проводится на протяжении двух лет совместно логопедом и учителями и включает в себя:
1. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для владения грамотой.
2. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.
3. Формирование изобразительно-графических способностей.
4. Развитие сукцессивных способностей детей.
5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Занятия в группах раннего развития позволяют существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе, успешно стартовать в школьном обучении.
Консультационная и просветительская деятельность
Успешности коррекционной деятельности, направленной на устранение речевой патологии, в немалой степени способствует консультационная и просветительская работа с родителями, учителями и администрацией школы, сотрудничество с учителями-логопедами других образовательных учреждений района, города, области.
Консультационная работа включает в себя:
– консультации для учителей и родителей по коррекционной работе с нарушениями устной и письменной речи;
– консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы;
– консультации для администрации по организации системы логопедической помощи учащимся.
Просветительская работа заключается в:
– проведении семинарских занятий, выступлений;
– организации лекториев для родителей по проблемам речевого развития детей, о роли семьи в развитии и воспитании детей.
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс (до 70%) и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Эти условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. В статье 26 Декларации ООН по правам человека записано, что родители отвечают за конечный результат семейного обучения и воспитания. Желательно, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и сотрудничать с другими людьми по вопросам воспитания, развития детей, обучению их общению. Именно с таких позиций должно рассматривается педагогическое просвещение родителей школы и привлекать к участию в работе школьного психолога, валеолога, социального педагога и медицинских работников.
Исследовательская деятельность
Параллельно с проведением диагностико-коррекционной, профилактической и констультативно-просветительской логопедической работы должно вестись отслеживание ее результатов.
Исследовательская работа проводится по следующим направлениям:
- исследование эффективности системы логопедической помощи обучающимся;
- исследование влияния логопедического воздействия на динамику адаптации младших школьников.
К настоящему моменту полученные результаты исследований логопедов позволяют говорить о практической ценности системы мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений. К концу первого учебного года должно сократится число первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексиям и дисграфиям (в среднем в 4 раза). Продолжение работы во втором, третьем и четвертом классах должны позволить добиться успешного разрешения трудностей школьного обучения, связанных с нарушениями устной и письменной речи. Благодаря возможности вести профилактическую работу с дошкольниками удастся существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволят устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.
Примерная тематика лекториев для родителей
1. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании детей. Роль семьи в речевом развитии ребенка.
3. Подготовка детей с недостатками речи к школе. Профилактика школьной дезадаптации
4. «Поможем, чем можем» - советы родителям в период становления почерка первоклассников
5. Методы педагогического воздействия в семье
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
7. Типичные проблемы семейного воспитания и пути их преодоления
8. Педагогика творчества и сотрудничества в семье
Игры и упражнения, используемые на уроках.
Выдели слово.
Предлагать детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предлагать детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т".
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Словесные речевые игры
Что ты делаешь? (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку».
В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.
Король (Народная игра)
Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
— Здравствуй, Король!
— Здравствуйте! — отвечает он.
— Нужны вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.
Коршун (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов.
Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
— Коршун, что делаешь?
— Ямочку рою.
— Зачем ямочка?
— Денежку ищу.
— Зачем тебе денежку?
— Иголку купить.
— Зачем тебе иголка?
— Мешочек сшить.
— Зачем мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем камешки?
— В твоих детей бросать.
— За что?
— Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.
Угадай, кто мой друг.
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Назови слово
Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.
Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.
Суффиксы существительных
. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .
Приставки
. Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Скажи по-другому.
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
В чем причина?
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить. Главная задача на этом этапе обучения научить детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля» и др.
Игры «Слушай команду», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», « Куда пойдешь?», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) и направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения.
Отработка этих понятий до занятий по теме «Предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении. При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.
Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение», «Чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Так в игре «Человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Работая над предлогами в предложениях, основной задачей является:
-научить детей слышать в речи окружающих предлоги,
- правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагается играть в загадки, отвечая на вопрос «У кого?» Например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «Когда это бывает?», «Найди такое дерево», «Ключи» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».
Формирование словообразования глаголов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),
-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),
-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
-про- (читать - прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в- -вы-, под – от-, при-, у-, пере-, за- - от-, на- -вы-:
Входит – выходит, подходит – отходит,
Влетает – вылетает, подлетает – отлетает,
Въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,
Прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,
Приезжает – уезжает, закрывает – открывает,
Прилетает – улетает, наливает – выливает,
Приходит – уходит, насыпает – высыпает
Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, логопед стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Главная задача на этом этапе обучения научить детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля». Так в игре «Человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Основные задачи стоящие перед логопедом в его работе с детьми при коррекции лексико-грамматических нарушений:
научить правильному образованию множественного числа существительных;
научить самостоятельному образованию новых форм слова;
научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;
научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;
научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов
научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
формировать навыки связной речи.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР
Где был?
Помоги считать щенку.
Чего не хватает Тане?
Лото.
Кому что дадим?
Кто чем работает?
Чья голова, чьё ухо, чей хвост?
Домики лесных зверят.
Чем питаются птицы?
Кормушка.
Что забыл нарисовать художник?
12. Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище».
13. Игра — сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель».
14. Сундучок.
15. Кто к кому.
16. Назвать животных парами.
17. Один — много.
18. Два брата -ИК и -ИЩ.
19. Чьи хвосты.
20. Подбери картинки.
21. Найди два слова — «неприятеля».
22. Наоборот.
23. Вы хотите? Мы хотим.
24. Поймай - скажи.
25. Как кто передвигается?
26. Кто как ест?
27. Кто как голос подаёт?
28. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы …
29. Холодно — жарко.
30. Домик.
31. Найди флажок.
32. Представлялки.
33. Кто больше.
34. Чудесный мешочек.
35. Волчок.
36. Волшебные часы.
37. Всё наоборот.
38. Прятки.
39. Кто что сделал.
40. Исправь ошибки Незнайки.
Игра с Петрушкой.
Солнечный зайчик.
43. Поможем Незнайке.
44. Игра с пингвинёнком Лоло.
45. Что ты любишь.
46. Размытое письмо.
47. Про Потому и Почему.
48. Закончи предложение (слова - антонимы).
49. Закончи предложение (сравнительные прилагательные).
50. Шустрик и Мямлик.
Использованная литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. М., 2004.
2.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учеб. Пособие. М., 1997.
3.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учебных заведениях. М., 1996.
4. Сербина Е. Развивающие игры для детей. М., 1996.
|
|
|