|
Исследование агрессивности подростков
Выступление на педсовете
«Психологические особенности агрессивного поведения подростков»
Исследование агрессивности подростков
Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком.
Наиболее остро агрессивное поведение проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.
Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений. В связи с этим в регуляцию взаимоотношений между людьми включается система оценок действий и поступков друг друга, а также собственных усилий, предпринимаемых по отношению к другим людям.
Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между подростками, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между подростками и неконструктивным способом их разрешения.
Опросники, применение которых более эффективно в условиях массового обследования, могут дать значительный результат на этапах индивидуальной работы с подростками. Именно тогда они выполняют функцию подтверждения или опровержения выявленных в процессе наблюдения данных, дополняют исследование новыми материалами, что в конечном итоге может помочь специалисту сделать точные, действительно связанные с реальностью выводы.
Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребёнка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого
лица.
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена: взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти реакции характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по
отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и
приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,
угрозы).
8. Чувство вины (аутоагрессия) - выражает степень убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.
Физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности.
При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное. С точки зрения общества, состояние уже наступило и речь идёт только об указании способа его выражения, что создаёт акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;
в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.
Опросник Басса-Дарки включён практически во все руководства по психодиагностике. В большинстве изданий обработка результатов завершается подсчётом «сырых» баллов и далее нет никаких указаний на то, как их интерпретировать – какой уровень считать низким, средним, высоким.
Учитывая всё вышеизложенное, для проведения качественного исследования среди подростков я обратилась к опыту стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки [А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова, 2008 г, с. 35-45].
Исследование
Таким образом, групповое диагностическое исследование проводилось 4 марта 2014 г. в МОУ СОШ №17 г. Воскресенск. В нём приняли участие 35 подростков из 9-а и 9-б классов. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Цель диагностики: выявить уровень и формы агрессивных и враждебных реакций.
Обработка результатов
Все бланки были проверены на пригодность. Все результаты были обработаны в соответствии с ключом (см. приложение № 1) и занесены в таблицу. Были учтены коэффициенты для умножения на «сырые» баллы, полученные по шкалам опросника, диагностические значения преобразованных баллов по всем шкалам опросника и диагностические значения для индексов агрессивности и враждебности (см. приложение № 2).
Интерпретация результатов
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у подростков показало, что наиболее выражена у них склонность к прямой физической агрессии (78 баллов) – 30% подростков обладают очень высоким уровнем, 40% - высоким уровнем и 22% - повышенным уровнем. Эти подростки готовы применить физическую силу против другого лица. Они считают, что люди, которые их постоянно изводят, стоят того, чтобы щёлкнуть их по носу; они дают сдачи, когда их кто-нибудь бьёт; когда они злятся, то могут ударить кого-нибудь; временами они не могут справиться с желанием причинить вред другим людям; если для защиты своих прав им надо применить физическую силу, то они применяют её. Настораживает тот факт, что только лишь 8% подростков обладают средним уровнем данного вида агрессии.
Косвенная агрессия тоже имеет высокий уровень в данной группе подростков (68 баллов) – 50% обладают очень высоким уровнем, 12% - высоким и 30% - повышенным уровнем. Эти подростки иногда сплетничают о людях, которых не любят; когда они раздражаются, то хлопают дверями и могут раздражаться настолько, что кидаются предметами; от злости они иногда бывают мрачными; они обижаются, когда что-то получается не так как они хотят; они способны на грубые шутки; могут проявлять вспышки гнева и иногда выражают свой гнев тем, что стучат по столу кулаком. Надо отметить, что только 8% подростков имеют средний уровень косвенной агрессии.
Как показало исследование, одной из наиболее выраженных оказалась такая форма проявления агрессии как раздражение (59 баллов): 28% имеют очень высокий уровень, 30% - высокий уровень и 20% - повышенный. Средний уровень раздражения имеют только 20% опрошенных.
Учащиеся легко раздражаются, но легко и успокаиваются, они строги к чужим недостаткам, но не замечают своих; они довольно раздражительны и часто раздражаются из-за мелочей; их может охватывать ярость, когда над ними надсмехаются; они расстраиваются, если к ним относятся хуже, чем они того заслуживают; иногда люди их раздражают просто своим присутствием; они часто чувствуют себя, как пороховая бочка, готовая взорваться, они бывают грубы по отношению к тем людям, которые им не нравятся.
В данной группе мы можем говорить о повышенном уровне вербальной агрессии (72 балла) – 24% подростков обладают очень высоким уровнем, 24% - высоким и 44% - повышенным уровнем. Это значит, что если они не одобряют поведения друзей, то дают им это почувствовать; они часто бывают не согласны с людьми, не могут удержаться от спора, если люди не согласны с ними; они требуют, чтобы люди уважали их права и когда злятся, то могут прибегать к «сильным» выражениям; если их кто-то раздражает, то они готовы сказать всё, что они о них думают; часто просто угрожают людям, хотя и не собираются приводить угрозы в исполнение, а в споре часто повышают голос; они очень прямолинейны и не скрывают плохого отношения к людям. Лишь 6% подростков обладают средним уровнем вербальной агрессии.
Негативизм имеет повышенный уровень в данной группе (66 баллов): 16% подростков обладают очень высоким уровнем, 30% - высоким уровнем и 28% повышенным уровнем. У 22% подростков средний уровень негативизма.
Если их не попросят по-хорошему, они не выполнят просьбу, если им не нравится установленное правило, им хочется его нарушить; они поступают наперекор тем людям, кого они не принимают и делают всё, чтобы они не зазнавались; если кто-то выводит их из себя, они не могут удержаться и промолчать.
Также мы можем говорить о повышенном уровне подозрительности в группе (57 баллов): 44% имеют очень высокий уровень, 12% - высокий и 22% - повышенный уровень. А 20% подростков имеют средний уровень подозрительности.
Они считают, что знают, что люди говорят о них за спиной; они держатся настороженно с людьми, которые относятся к ним несколько более дружественно, чем они ожидают; они полагают, что многие люди их не любят и завидуют им, иногда им кажется, что над ними беспричинно смеются, они постоянно думают о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для них, они полагают, что большинство людей говорят неправду; они считают, что у них есть враги, которые хотят им навредить и что некоторые люди намеренно пытаются разозлить или оскорбить их.
Уровень обиды у подростков также повышенный (55 баллов): 20% обладают очень высоким уровнем, 20% - высоким уровнем и 40% - повышенным. Только 18% подростков имеют средний уровень данного вида реакции.
Испытуемые считают, что не всегда получают то, что им положено; другие (а не они) умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами в жизни, их немного огорчает их судьба, они часто видят людей, которые им не нравятся; иногда их гложет зависть, хотя они стараются и не показывать этого, они полагают, что если бы все знали, что они чувствуют, их бы считали людьми, с которыми нелегко ладить; иногда они чувствуют, что жизнь поступает с ними несправедливо.
Диагностируя достаточно высокие уровни выраженности данных признаков у подростков, надо отметить, что они обладают повышенным уровнем и чувства вины(аутоагрессии) – 72 балла: 32% подростков имеют очень высокий уровень, 20% - высокий и 30% - повышенный уровень. То есть, совершая плохие поступки, они испытывают угрызения совести, а, значит, есть над чем работать.
Таким образом, если им случается обмануть кого-нибудь, они испытывают мучительные угрызения совести; иногда им на ум приходят мысли, которых они стыдятся; их угнетает то, что они мало делают для родителей, им хочется, чтобы их ошибки были прощены; они делают много такого, о чём впоследствии сожалеют, их огорчают неудачи, они часто думают, что живут неправильно и надо что-то менять в жизни.
Что касается индекса агрессивности и индекса враждебности, которые были подсчитаны по соответствующей шкале, умножены на коэффициент и подставлены в формулы, а результат был сверен с таблицей, то они также имеют высокий уровень.
Индекс агрессивности (73 балла): 22% подростков имеют очень высокий уровень, 38% – высокий, а 34% - повышенный. И лишь только у 6% средний уровень, а это всего 3 человека из большой группы.
Индекс враждебности (59 баллов): 26% обладают очень высоким уровнем, 20% - высоким и 42% - повышенным уровнем. 4 подростка (12%) имеют средний уровень.
Подводя итоги вышесказанному, надо отметить, что большинство подростков имеют высокую степень выраженности агрессивности, а это может привести к конфликтности личности, неспособности на сознательную кооперацию. Можно сделать прогноз о возможности проявления открытой мотивационной агрессии. Эти подростки обидчивы, враждебны, у них чувство горечи, гнева на весь мир, они убеждены, что в их неудачах виновны другие люди, только не они сами и уверены, что окружающие их люди намерены причинить им вред.
Таким образом, подростки обладают высоким уровнем проявления агрессивных реакций.
При интерпретации данных необходимо помнить, что каждый человек должен обладать определённой степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, неумению отстаивать свои интересы и т. п. Чрезмерное же развитие данной черты начинает определять весь облик личности, влиять на мотивацию, способность к самоконтролю и возможность дальнейшего развития.
В связи с вышесказанным хотелось дать рекомендации по выявлению симптомов неблагополучия и по общению с агрессивными детьми.
Симптомы неблагополучия
Эмоционально-оценочные:
не понимают чувств и переживаний других людей;
не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны;
обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;
во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие
легко теряют контроль над собой;
проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические
страдают головными болями, мускульным напряжением;
отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Снижение напряжения ситуации
не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу"); не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей; не использовать физическую силу; не втягивать в конфликт посторонних людей; не настаивать на своей правоте; не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
Сохранение положительной репутации ребенка
публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.
Предупреждение агрессивных действий детей
никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!” ; изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.
Приложение №1
Ключ к опроснику А. Басса и А. Дарки
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» - № 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия: «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;
«нет» - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» - № 11, 35, 69.
4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 28.
«нет» - №36
5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» -№ 44.
6. Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» - № 65,70.
7. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
«нет» - № 39, 66, 74, 75.
8. Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1 , 2, 7
Приложение №2
Коэффициенты для умножения на «сырые» баллы, полученные по шкалам опросника
Шкала
|
Количество
пунктов шкалы
|
Коэффициент
|
Физическая агрессия
|
10
|
10
|
Косвенная агрессия
|
9
|
11
|
Вербальная агрессия
|
13
|
8
|
Негативизм
|
5
|
20
|
Раздражение
|
11
|
9
|
Обида
|
8
|
13
|
Подозрительность
|
10
|
10
|
Чувство вины
|
9
|
11
|
Диагностические значения преобразованных баллов по всем шкалам опросника
Результаты в преобразованных баллах
|
Интерпретация
|
Шкалы
«Физическая агрессия»,
«Вербальная агрессия»,
«Негативизм»,
«Чувство вины»
|
Шкалы
«Косвенная агрессия»,
«Раздражение»,
«Подозрительность»,
«Обида»
|
0 -20
|
0
|
Низкий уровень
|
21 – 30
|
1 – 14
|
31 – 41
|
15 – 25
|
Средний уровень
|
42 – 52
|
26 – 36
|
53 – 63
|
37 – 47
|
Повышенный
уровень
|
64 – 74
|
48 – 58
|
75 – 85
|
59 – 69
|
Высокий уровень
|
86 – 96
|
70 - 80
|
Очень высокий
уровень
|
97 и более
|
81 – 92
|
|
92 и более
|
Диагностические значения для индексов агрессивности и враждебности
Результаты в баллах
|
Интерпретация
|
Индекс агрессивности
|
Индекс враждебности
|
0 – 17
|
0
|
Низкий уровень
|
18 – 27
|
1 – 14
|
28 – 38
|
15 – 25
|
Средний уровень
|
39 – 49
|
26 – 36
|
50 – 60
|
37 – 47
|
Повышенный
уровень
|
61 – 71
|
48 – 58
|
72 – 82
|
59 – 69
|
Высокий уровень
|
83 – 93
|
70 – 80
|
Очень высокий
уровень
|
94 и более
|
81 – 92
|
|
92 и более
|
[А. А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова, 2008, с.35 - 45]
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
-
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. (полное игнорирование реакций ребенка; переключение внимания, предложение какого-либо задания )
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. (обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению)
Контроль над собственными негативными эмоциями. (Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка.)
Снижение напряжения ситуации (не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть; не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты)
Обсуждение проступка. (Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.)
Сохранение положительной репутации ребенка (публично минимизировать вину, но в беседе с глазу на глаз показать истину; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.)
Демонстрация модели неагрессивного поведения (пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов)
Предупреждение агрессивных действий детей (не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины)
Обращение с ребенком после агрессивного поведения: (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу)
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
(Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.)
|
|
|