|
Правописание о-е после шипящихиЦв окончаниях существительных
Конспект урока русского языка
Тема:Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Задачи урока:познакомиться с правилом, регулирующим написание о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных; формировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных; повторить пунктуацию в ССП и СПП, предложении с однородными членами; развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: компьютер, проектор, перфопапки.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Приветствие учащихся, настрой на работу, сообщение целей урока.
2.Работа над каллиграфией.
Ребята, вспомните,какие звуки русского языка называются шипящими?
А теперь давайте вспомним, как пишутся буквы, обозначающие шипящие звуки и потренируемся в их правильном и красивом написании. Обратите особое внимание на соединение шипящих с другими буквами в словах.
Запись в тетрадях:
Жж
Жужжит
Щщ
Ще
Жук жужжит в чаще.
3. Изучение нового.
Слайд 1
Репортажем чиж`ом
маршем шалаш`ом
задачей парч`ой
товарищем плащ`ом
полотенцем дворц`ом
Ребята, внимательно посмотрите на эти слова. (Прочитать слова вслух)
Какой части речи эти слова? Какие буквы в них выделены? После каких букв они следуют?
Как вы думаете, от чего зависит написание букв о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных?
В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.
Чтение правила ( слайд 2), затем несколько учеников повторяют правило.
4. Закрепление.
4.1. Записать под диктовку, объяснить написание, графически обозначить орфограмму:
Любоваться чижом, суп с перцем, говорил со сторожем, салат с огурцом, спрятаться за шалашом, пять пальцев, укрыться плащом, с опытным врачом, быть молодцом, за лиловой тучей, с тяжелой ношей, выклеван грачом.
4.2.Выполнить упражнение 556 по учебнику с 1 по 4 предложения самостоятельно:
1)Идем по узкой деревенской улиц… 2)Слышится пение скворц…в. 3)Ласточки вьют гнезда под нашей крыш…й. 4)За последней дач…й начинается лес.
Слайд 3
Запись домашнего задания: $101, выучить правило, упражнение 556 (5-8 предложения) слайд 4
4.3. Выборочный диктант с распределением.
Из диктуемых учителем предложений записать только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в два столбика:1) с О в окончании; 2) с Е в окончании.
Два ученика самостоятельно работают у доски на отворотах, класс тоже самостоятельно, затем проверяем.
Лошади бежали рысцой. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. Ласточка свила гнездо под крышей. Над рощей пронеслась туча. Ребята подобрали двух птенцов. Мы любовались громадами снежных дворцов. Ласточку называют вестницей весны.
Слайд 5
4.4. Работа в перфопапках:
1 вариант 2 вариант
Колодц…в сторож..м
огурц…в чертеж…м
ключ…м братц…м
камыш…м молодц…м
встреч…й мудрец…в
овц…й плеч….м
плющ…м солнц…м
зайц…в борщ….м
бойц..в калач…м
свеч…й над крыш…й
4.5. Слайд 6
Составить предложения по данным схемам и с данными словами:
[- =],и [- =]. камыш..м
[- =],(что - =). огурц…в или карандаш…м
[- = и = ]. чертеж…м или борщ..м.
5.Конец урока:
5.1. Анализ работы в перфопапках.
5.2. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
Приведите примеры слов с данной орфограммой.
5.3. Выставление оценок, прощание.
|
|
|