|
Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Учитель: Рыдова Е.В.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
2. Продолжать формирование умений учащихся по созданию текста – миниатюры.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
Воспитательные
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
Организационный момент (приветствие).
Активизация мыслительной деятельности.
Берёшь перо, берёшь листок.
Фантазий радужных поток
Тебе поможет сотворить
Прекрасный мир и оживить
Ряд строчных правил, строгих слов.
Ну что, дружок, уже готов?
Лингвистика серьёзная страна.
Она так долго вас ждала.
Открытия совершить спешим
Науку мы не насмешим.
Слово учителя:
Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка.
(на доске записан эпиграф)
Пред вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его…
Н.В.Гоголь
Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.
Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).
Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.
А помощниками у нас будут пятиклассник Коля и представитель лингвистической науки Грамматик, который будет следить за правильностью наших выводов.
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!
Поиск решений.
Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.
Запишите вывод на карточке - правило (приложение № 1)
Воспроизведение знаний.
А. Отчет ребят по рядам.
Б. Сравниваем выводы.
В. Выводим общее правило (рисунок для запоминания).
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?
И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.210, п.100, орф № 18). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)
А вот, ребята, пятиклассник Коля хочет нам помочь и предлагает схемы к этому правилу. А кто – нибудь поможет мне их расшифровать?
Давайте мы их запишем в тетрадь, как маячки, которые будут сигналить нам.
Физминутка
Глазки быстро заморгали
Раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдет ещё минута, надоест им так сидеть.
Тренировочные упражнения
Для закрепления научного открытия нужно ребята написать
1 «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске
О Е
А примеры мы будем брать из упражнения 557. Но не все, поэтому будьте внимательны. А поставить слова нужно в Т.п.
По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
А теперь я должна увидеть, насколько ваше открытие велико. Докажите, что это ваше открытие. Посигнальте мне карточками-буквами О и Е. Я называю слово, а вы поднимаете букву.
2 Сигнальные карточки
Мячом, товарищем, птенцом, чижом, суворовцем, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, пшеницей, страницей, свечой.
Физминутка Чижик спал и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
3 Наш научный консультант предлагает нам поиграть в игру «Назови другим словом»
Суп со свеклой называется – борщом.
Небольшой лес иначе называют – рощей.
Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.
Человека, лечащего людей – врачом.
Границу по-другому называют – рубежом.
Невежливого, грубого человека – невежей.
Так в чем же заключается наше открытие?
4 Буквенный диктант по рядам
Храбрецом горцем молодцом
Ключом удачей чертежом
Каланчой зайцев румянцем
Солнцем встречей сторожем
Красавицей улицей кожей
Ребята открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст, ребята, будет особенный. В нем должны быть слова на правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Наш пятиклассник Коля решил нам немного помочь. Он придумал начало, а вы продолжите.
5 Сочинение-миниатюра
Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В это раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…
(В это время проверка буквенного диктанта)
Проверяем творческую работу (2-3)
Итог урока.
Так какое открытие мы сегодня сделали?
Вам всем присуждается звание грамматиков.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь - на этой лучшей из планет
Свой яркий след, живые всходы.
С.Островой
6. Рефлексия (приложение №2)
Приложение № 1
Карточка-информатор
Прочитай слово.
Поставь знак ударения.
Выдели окончание.
Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
Сделай вывод.
Карточка со словами
I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем, пляжем.
II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, удачей, каланчой.
III ряд С овцой, за больницей, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом, перед огурцом.
Карточка – правило
В окончаниях существительных после________________
Под ударением пишем__________, без ударения__________.
Приложение № 2 (приложение к «Учительской газете» Учитель года: лучшее от лучших. № 3, 2004; публикация Ольги Алиевой)
а) «Барометр настроения»
б) «Эмоциональный светофор»
в) «Точка зрения»
Многому научился
|
|
|