|
«Правописание безударных гласных в корне слова»
МБОУ «Красноярская СОШ»
Киреевского района Тульской области
Учитель начальных классов Мугинова Татьяна Александровна
Урок русского языка во 2 классе
(по учебнику Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», УМК «Перспектива»)
Тема: «Правописание безударных гласных
в корне слова»
Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
Слайд 2
Дед Егор в густом лису
Встретил рыжую лису.
- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)
IV. Работа по теме урока.
Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Слайд 3
Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов
Слайд 4
Способы подбора проверочных слов
подбираем однокоренное слово: изменяем форму слова:
звонок – звон мосты – мост
шагать - шаг стена - стены
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)
Читаю слово.
Определяю ударение.
Подбираю однокоренные слова.
Выделяю корень.
Подбираю проверочное слово.
Пишу гласную.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.
Слайд 6.
«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»
Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.
3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы
Задания 2-й группе:
Проверка выполнения задания
Слайды 7, 8
3. Игра «Собери грибы»
Слайд 9
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».
На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь
- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание
Упр. 17 с. 67
Слайд 10
- Всем спасибо за активную работу, молодцы!
Литература
-
Грюцева Н.И. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников: (творческие задания на уроках в начальной школе)/ Н.И. Грюцева. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
3. CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
4.Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго - Ярославль: Академия развития, 2004
5.Думнова И.А. Виды работ над орфограммой «безударная гласная в корне слова» (Учебно-методическое пособие по русскому языку для учителей начальной школы): [Электронный ресурс]. URL: http://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/bezglas.doc. (Дата обращения: 21.06.2012)
|
|
|