Главная страница

Конспект урока литературы в 5 классе «Тропы и их роль в речи»


Скачать 29.22 Kb.
Название Конспект урока литературы в 5 классе «Тропы и их роль в речи»
Дата 14.02.2016
Размер 29.22 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока литературы в 5 классе «Тропы и их роль в речи».

Цель урока – актуализировать знания учащихся по теме «Тропы» (термин вводится в соответствии с программой Т.Ф.Курдюмовой); проверить их умения находить тропы в художественной речи и определять их роль.

Тип урока – закрепление знаний.

Форма проведения – беседа с использованием мультимедийной презентации (см. приложение на дискете).

Оборудование – компьютер, оснащенный программой «Power Point», клавиатура или мышь для управления слайдами, экран.

Ход урока:

  • «Орг. этап». На уроке нам предстоят не совсем обычные занятия. Мы попробуем соединить столь непохожие друг на друга вещи: литературу и достижения технической мысли, художественную речь и компьютер.

  • Этап «Живопись». Обратимся к пейзажным зарисовкам. Слайды 1, 2, 3 (остановиться на импрессионистах).

Какое явление природы изображено на репродукциях, их объединяет? Это луна. → Смена слайда.

А теперь прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. В них также «нарисовано» это небесное светил. С помощью каких художественных приемов оно изображается? Это тропы. → Смена слада.

Запишем в тетрадь тему урока «Тропы и их роль в речи».

Какие тропы вам известны? Перечислить.

  • Этап «Определения тропов». Выполним следующее задание. Нам даны определения тропов. Задача – соотнести их с названиями. (Отвечает устно один человек). На слайде сменить стрелку на фломастер. Проверим правильность выполнения задания. Следите за изменением цвета. Если стрелка будет соединять одинаковые по цвету фрагменты, то мы ответили правильно. Проверьте себя – кто знал ответы на все вопросы? Отвечающему устно можно поставить оценку. Сменить фломастер на стрелку.

  • Этап «Рождение тропов».

Давайте рассмотрим, как рождаются тропы. См. слайд с китом. Прочитайте вопрос: без чего невозможно употребление любого тропа? → В основе всех тропов лежит сравнение. Даже самый простой – эпитет – и даже такой обычный, как «большой» или «красивый», все равно не подобрать, если не сравнить предмет изображения с другим, не представить, чем он похож на них или от них отличается.

Самый сложный для восприятия троп – метафора. Проследим, как она рожается. См. несколько следующих слайдов. Одновременно с анализом содержания слайдов делаем записи в тетрадях и на доске. Обратимся к образу луны – слайды «Мы видим», «Мы чувствуем», «Мы сравниваем», «Мы убираем первый план».

Давайте опять обратимся к примерам. → Ребята читают примеры со слайда. Мы видим, что совершенно обычное явление природы изображено необычно. Выполним задание – найти в отрывках тропы, назвать их. Правильность мы будем проверять по изменившемуся тексту на слайде. (Представлены тропы, рисующие образ луны, месяца, - сравнения, метафоры, олицетворения и др.).

  • Этап «Редактирование». А теперь попробуем сами подобрать тропы, изображающие явления природы. Но есть одно пожелание – они должны быть интересными, оригинальными, индивидуальными. См. следующий слайд. Прочитаем «сочинение» (о зиме). В чем его недостаток? Автор использовал тропы, которые уже не являются оригинальными. Выделим их на слайде. → сменить стрелку на значок «выделение».

  • Этап «Творчество». Перед вами изображение лесной поляны. Подберите (на выбор) один или несколько оригинальных тропов, рисующих, например, траву, деревья, цветы, небо... Ребята отвечают устно.

  • Этап «Сказка-загадка». Одна из учениц (Маша Пилюгина) приготовила презентацию, в которой представила и тропы, и их «изображение». Будьте внимательны: вам предстоит эти загадки отгадать и на вопросы ответить. → См. фрагмент «Замок тропов».

  • Этап «Подведение итогов». Ребята, расскажите о роли тропов в нашей речи. Слайд «Подведение итогов». Сейчас перед вами после щелчка появятся выводы, касающиеся плюсов и минусов употребления тропов в речи. Ваша задача, определить, что является плюсом, а что – минусом. А правильный ответ появится на экране. → см. следующий слайд.

Итак, помните, что употребление тропов украшает нашу речь, но не надо её ими перегружать, иначе получится «мало высокохудожественное произведение», ведь кенгуру не нуждается в сумке – кстати, еще один троп!

  • Этап «Домашнее задание». Подобрать оригинальные сравнения, эпитеты, метафоры (по одному на выбор) к таким понятиям, как холод, красота, солнце, любовь...

  • Этап «Прощание». См. слайд «Спасибо за внимание».