|
Правила педагогического общения
Памятка для воспитателя
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
I. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА «МЫ»
Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.
Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе педагогического общения.
- Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.
- Барьер отрицательной установки, введённой в ваш опыт кем-либо из людей.
Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.
- Барьер «боязни» контакта с воспитанником.
Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с воспитанниками.
- Барьер ожидания непонимания.
Он проявляется в установке «А правильно ли меня поймут?..», причём акцент делается всегда на то, что поймут неправильно. У воспитанника этот барьер зачастую проявляется в том, что они редко обращаются за разъяснением и помощью.
- Барьер неверных стереотипов.
Организации продуктивного общения нередко мешает неверный стереотип восприятия определённых жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Данный барьер может проявляться как следствие отношений между руководителем и подчинённым, ребёнком и родителем, педагогом и учеником. Фразеологически это выражается так: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».
- Барьер возраста выражает извечную проблему «отцов и детей».
Иногда продуктивному педагогическому общению мешают индивидуальные особенности человека. Здесь выделяют такие барьеры как:
- Барьер темперамента, который обусловлен относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами, флегматики с холериками.
- Барьер несовместимости характеров, возникающий как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности.
- Барьер отрицательных эмоций, который может возникнуть во время общения и характеризующийся страхом, страданием, гневом, чувством вины, стыда, отвращением и пр.
- Барьер противоборствующих желаний - вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека - нередко обусловлены его болезненным состоянием, поэтому общение в этом случае должно быть как можно более корректным и терпимым.
Ещё одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения.
- Барьер восприятия.
Возникает из-за нечёткости формулирования мыслей во время общения, малоэмоциональной речи, невыразительной или, наоборот, чрезмерной жестикуляции.
- Коммуникативный барьер.
Это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Возникает фонетическое непонимание из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количества слов-паразитов. Также коммуникацию разрушает стилистический барьер, который выражается в несоответствии стиля речи одного из собеседников ситуации общения, или терминологический. (Общаясь с детьми и подростками, педагог должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.)
- Барьер отношений.
Это возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию и на его действия.
Следует учитывать, что дети и подростки не воспринимают информацию, исходящую от тех взрослых, которым они не доверяют.
В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.
Для преодоления барьеров в общении необходимо:
-
постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.).
Чем выше авторитет педагога, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
II. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ
Людей всегда волнует их личность - отношение к ней, понимание, уважение и т.п. Воспитанник, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе педагогического общения весьма важно устанавливать личностный контакт. Вспомним, что все люди делятся на 3категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал,аудиал).
Одному ребёнку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
III. ДЕМОНСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ РАСПОЛОЖЕННОСТИ
Она проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринуждённо или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).
Психологические приёмы достижения расположенности детей и подростков
1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.
2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.
3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
IV. ПОСТОЯННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ВОСПИТАННИКАМ
В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.
V. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
Во всякой деятельности воспитанников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчёркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.
Воспитатель, помни!
Переступая порог детского дома и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!
Настоящий воспитатель – это человек высокой общей культуры. Народная мудрость гласит: « Слова убеждают, а пример вдохновляет…» Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова, дела и поступки стали примером для подражания.
Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.
Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.
-
Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что дети очень чувствительны.
Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.
Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!
Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.
Оптимальность педагогического общения зависит от стиля, который выбрал воспитатель.
Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.
Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!
Памятка воспитателю
«Пойми меня»
Поведенческие проявления
ребенка
|
Психологические мотивы
ребенка
|
Нарочитость, непослушания
|
Я хочу быть в центре внимания
|
Эгоистические проявления
|
Все на свете начинается с меня
|
Проказы
|
Я жажду эмоциональных впечатлений
|
Упрямство
|
Я требую независимости
|
Капризы
|
Я устал от избытка наказов и обязанностей
|
Замкнутость
|
Не влезайте в мое одиночство или не бросайте меня одного
|
Агрессия
|
Я ищу способ самозащиты
|
Пассивность
|
Я неуверен, что я хороший, что у меня получится
|
Ерничанье
|
Я хочу быть в центре внимания
|
Аморальное поведение
|
Я копирую взрослых, примеряю жизнь на себя
|
Неусидчивость
|
В мире так много интересного
|
Обидчивость
|
Сигнал о нелюбви ко мне
|
Беспорядочность
|
Я хочу успеть все и тороплюсь жить
|
Жалобы
|
Я измеряю меру справедливости
|
Лень
|
Я скучаю от неинтересности
|
Невнимательность
|
Я приветствую лишь значимое и близкое
|
Скука
|
Я ожидаю новых эмоций
|
Суета, беготня
|
Я даю выход энергии
|
Чрезмерная усидчивость
|
Я могу подолгу заниматься любимым делом
|
Неустойчивость моральных норм
|
Я пробую отношения на «вкус»
|
|
|
|