Этапы урока
|
Организационно-технологический блок
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
I Организационно-мотивационный.
|
Задача – организовать и смотивировать детей на занятие.
Методы:эмоционально-словестный.
Формы:Групповая.
Результат: подготовленность к занятию и восприятию.
Приемы контроля: проверка эмоциональной подготовленности.
|
(Создает доверительную атмосферу общения. Приветствует детей, сообщает о чем будет беседа-дискуссия)
- Здравствуйте, сегодня мы посвятим беседу празднику – 12 Декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна сегодня?
- Мы поговорим сегодня с вами на тему «Права ребенка в новом веке».
|
Дети настраиваются на занятие. Приветствуют воспитателя.
(Ответы детей на вопрос)
- Наша страна отмечет праздник - День Конституции.
|
II. Подготовка к усвоению материала.
|
Задача: подготовить к усвоению нового материала.
Методы: словестная беседа.
Формы: групповая, вопрос-ответ.
Результат: готовность к восприятию материала.
Приемы контроля: формирование понимания значимости материала.
|
(Разъясняет детям о символике страны, о Конституции).
- Да, Россия отмечет День Конституции. Мы – жители России и обязаны знать символы государства.
- Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна? ( Вопрос к детям).
- А зачем стране нужна своя символика?
- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди и у них появились главные вопросы: -Что обязаны и чего не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар, неразбериху. Очень долго решались эти вопросы и их решением занялись законы.
- Что же это такое – закон? Об этом нам расскажет ( Ф.И ребенка).
|
Внимательно слушают воспитателя, анализируют услышанное. Активируется словестно-логическое мышление.
Высказывают свои ответы на вопрос:
- Символы нашей страны- герб, флаг, гимн.
Ответы детей:
- чтобы иметь отличие от других стран, чтобы гордиться своим гербом, на котором показана сила страны.
Внимательно выслушивают информацию.
Катя: Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны принять все граждане. Законы бывают разные, но главный закон называют КОНСТИТУЦИЯ.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 г.
|
III. Изучение материала.
Знакомство с Конституцией.
|
Задача: знакомство детей с Конституцией.
Методы: приобретение новых знаний; информационно-развивающий. Наглядность.
Формы: групповая.
Результат: готовность к восприятию материала. Понимание информации.
Приемы контроля: создание творческого поиска.
|
Используя наглядный материал- брошуру Конституции, управляет процессом усвоения, осознания новой информации, показывает брошуру.
- Конституция- основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что записано в Конституции? (Об этом нам расскажут Ф.И. детей).
-У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д. А что же такое – право?
(Нам расскажет Ф.И. ребенка).
|
Разглядывают представленный материал. Усваивают информацию.
- В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и т.д.
- Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
- Право-это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
- Права ребенка надо не только знать, но и соблюдать. Тогда нам легче будет жить, играть, дружить и не тужить.
|
IV.Первичное закрепление.
«Путешествие по стране Правознайка»
|
Задача: повторение изученного, применение полученных знаний и навыков в игре.
Методы: практический. Закрепление нового. Частично-поисковый.
Формы: групповая
Результат: выявление степени усвоения и понимания материала.
Приемы контроля: оперативный. Развитие аналитически- творческих способностей.
|
Знакомит с некоторыми ситуациями из сказок, затрагивающие права.
- Теперь мы познакомились с некоторыми правами, а вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране
Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.
(вопросы детям)
1.В какой сказке и кто нарушает право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держат в рабстве?
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободу перемещения на метле?
Продолжаем путешествие, остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».
Перед вами три островка:
1.Право на бесплатное образование.
2.Право на свободный труд, защита от безработицы.
3.Право на неприкосновенность жилища.
- Теперь нужно ответить на вопросы, выбрав правильный островок.
I.Когда полицейские ворвались в комнату папы Карло, какое право они нарушили?
II.Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?
III.Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом?
|
Дети отвечают:
- это «Приключения Буратино», Карабас Барабас.
- это Колобок.
- Это Баба-Яга.
Дети рассматривают островки, анализируют и отвечают:
- Островок №3- право на неприкосновенность жилища.
- Островок №2 – право на свободный труд.
-Островок №1 – право на бесплатное образование
|
V. Закрепление знаний.
|
Задача: обеспечить понимание прав и для чего нужно знание своих прав.
Методы: частично-поисковый. Формирование умений и навыков.
Формы: групповая.
Результат: организованность практических умений и знаний.
Приемы контроля: контрольно-корректировочный.
|
Объясняет главные моменты из Конституции.
- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам: «Каждый человек имеет право на образование».
- Какие же права есть у вас? Кто нам напомнит?
(Организует и направляет деятельность детей)
Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие обязанности у школьника существуют?
|
Анализируют, осознанно оперируют своими знаниями. Отвечают на вопросы:
- У нас есть право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
(Обсуждают, осмысливают, отвечают):
-У школьника есть обязанности: уважать взгляды других людей, культурно вести себя в классе, школе и за их пределами. Ходить опрятными, выполнять устав школы.
|
VI.Подведение итогов.
|
Задача: обобщение темы.
Методы: результативный.
Формы: групповая.
Результат: подведение итогов по теме, выведение вывода.
Приемы контроля: самоанализ, контроль.
|
Обобщает пройденный материал, задает вопросы на осознание и осмысление.
- Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.
-Итак, где же записаны права и обязанности граждан России?
- Когда была принята новая Конституция?
- Зачем нужна Конституция?
|
Осмысливают, самоанализируют то, что узнали на занятии. Отвечают на вопросы.
- Права и обязанности граждан записаны в основном законе России- Конституции.
- Конституция была принята 12 декабря 1993г.
- Конституция определяет порядок прав граждан.
|
|
Рефлексия
|
Что вы почувствовали после занятия?
Что смогли узнать нового?
|
Самоанализируют себя и свои новые знания.
|