Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
(Приложение. Слайд №1-2)
Возраст участников: 16-17 лет.
Продолжительность: длительный (месяц, четверть).
Цели: попытаться разобраться в символике снов Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»; понять, как символика снов помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает групповую работу обучающихся. Для работы над данным проектом организуется деятельность обучающихся в следующих группах:
Технической (3-5 человек);
Творческой (5-8 человек);
Информационной (5-6 человек).
Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail.
Участникам творческой группы предстоит разработать сценарий презентации, оформить иллюстрации и приложения к работе.
Информационная группа будет осуществлять поиск и представление необходимой информации.
Итоговый продукт:
Материалы для исследовательской работы по теме.
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова дается толкование слова «сон»:
Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое
состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон).
То, что снится, грезится спящему, сновидение. (Приснился страшный сон).
В «Большом энциклопедическом словаре»:
СОН - периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и др.).
Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем. Одним из примеров вещих снов в литературе является сон Татьяны в романе «Евгений Онегин», из которого мы узнаём финал романа.
Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния внутреннего мира героя автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. Сны раскрывают характер и душу человека. Если внимательно прочитать роман «Преступление и наказание», то можно сказать, что автор дает описание пяти снов Раскольникова. Ведь, когда Родион был в бредовом состоянии, он также видел сновидения. Это были: второй сон или «грезы» (ч.I , гл.VI) и пятый сон или «бессмысленный бред» (эпилог, ч.2).
Попробуем по порядку разобраться в снах Родиона Раскольникова. На протяжении почти всего романа в душе главного героя происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обуславливают его неоднозначное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью стирается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон – полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, «грезы».
Рассмотрим и проанализируем первый сон Раскольникова (ч.I , гл.V).
(Приложение. Слайд №3-4)
Этот сон Родион видит незадолго до убийства. Сон тяжелый, мучительный, изматывающий. Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.
Это сон богат символами: (Приложение. Слайд №5-7) Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак – олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Родиону, ничего, кроме страха. В сцене у кабака – убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов – маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. Совпадение местонахождения церкви и кабака означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.
Родной городок — это символ и самого Петербурга. Кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера — все это неотъемлемые составляющие Петербурга времен Достоевского. Автор считает, что Петербург является причиной и соучастником преступления Раскольникова. Город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. Именно это состояние подталкивает Раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим.
Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. (Приложение. Слайд № 8). С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.
Сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Заездили клячу!» Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях.
Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы.
Читая этот сон, сразу вспоминается цикл стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде». Поэт написал цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно «одухотворенного» образа города. Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против бедных. Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы.
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
"Ну!"- погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) -
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела... ( так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам).
Он опять: по спине, по бокам,
И вперед забежав, по лопаткам
И по плачущим, кротким глазам!
Всё напрасно. Клячонка стояла,
Полосатая вся от кнута,
Лишь на каждый удар отвечала
Равномерным движеньем хвоста.
Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко свое,
Я сердился - и думал уныло:
"Не вступиться ли мне за нее?
В наше время сочувствовать мода,
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа,-
Да себе не умеем помочь!"
А погонщик недаром трудился -
Наконец-таки толку добился!
Но последняя сцена была
Возмутительней первой для взора:
Лошадь вдруг напряглась - и пошла
Как-то боком, нервически скоро,
А погонщик при каждом прыжке,
В благодарность за эти усилья,
Поддавал ей ударами крылья
И сам рядом бежал налегке.
Первый сон Раскольникова сыграл важную роль в дальнейшем произведении , так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы.
Этот сон имеет композиционного двойника – смерть Катерины Ивановны ( «Заездили клячу»). (Приложение. Слайд №9)
Второй сон («грезы») Раскольникова (ч.I, VI) и пятый сон («бессмысленный бред») (Эпилог, ч.2). (Приложение. Слайд № 10-14).
Наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, сны играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В романе есть два сна, показывающих мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит».
Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.
Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория.
Этот сон составляет полную противоположность первому сну и имеет большое значение для воплощения замысла романа «Преступление и наказание». Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию «разумного эгоизма».
В пятом сне («бессмысленном бреду») Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом, заставляя их считать себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истинной духовности. Избранные, по Достоевскому, это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в этом сне автор говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.
Четко начинает прослеживаться общение Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные «язвой» - гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои «права», пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной. В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом, происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.
Третий сон Раскольникова (ч.II, гл.II). (Приложение. Слайд №15-16).
Сон видится Раскольникову уже после убийства Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Герой находится в полусознательном состоянии. Это сон – крик, сон безобразный. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Сон заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне:
«Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления». Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря: «Не я один такой». Читатель способен здесь понять, что не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, но и любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство.
В этом сне местом действия является лестница. (Приложение. Слайд №17). Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница – это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность.Этот сон, с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» - убийство старухи процентщицы и Лизаветы. (Приложение. Слайд №19).
Четвертый сон Раскольникова ( ч.III, гл.VI). (Приложение. Слайд №20).
Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью.
В третьей части романа - снова кошмар. Раскольников повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя. В композиционном плане этот кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». В душе героя творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизаветы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал «властелином», не доказал правильность своей теории, и смех старухи - это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым.
Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. (Приложение. Слайд №21). И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.
Кроме того, этот сон (а именно - описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом.
Сон (повторное убийство старухи) – аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного.
С.В. Белов подмечает, что образ смеющейся старухи во сне Раскольникова созвучен пушкинскому образу подмигивающей Германну графини. (Приложение. Слайд №22).Этот сон Раскольникова, по его мнению, так же в известной мере близок и сну героя "Последнего дня приговорённого к смерти” В. Гюго.
Ожившая старуха (литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) – символ поражения теории героя.
Заключение.
Многие русские писатели и до и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию (функцию в данном эпизоде произведения), но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения — опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.
Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.
Список литературы:
1.Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Достоевского. Мифологический аспект. Арзамас, 2001.
2.Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М.,1976.
3.Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986.
4.Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996.
5.Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского// Три шедевра русской классики. М., 1971.
6.Миркина З. Истина и ее двойники. М., 1993.
7. Болдарева С. Тема покаяния в романе Достоевского "Преступление и наказание". Литература. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 1998, N3
8. Коминов В.В. Роман Достоевского "Преступление и наказание". М.,1997.
9.Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Изд 2. М., 1979.
10.Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. М., 1973.
11.Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. М., 1980.
12.Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980.
13.Д. Харитонова О. Вечность как идея. Литература. Приложение к газете "Первое сентября",1997, N 44, с. 10-11.
|