Практический семинар
“Возрастной подход в деятельности классного руководителя.
Формы и методы работы с учащимися”
I. Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Учет возрастных психологических особенностей детей. Формы и методы работы с учащимися.
Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных особенностей детей, уровня их развития; учитывает, что учебная деятельность, общение и учебно-профессиональная деятельность есть основные виды деятельности ребенка в «школьном онтогенезе». Однако этого недостаточно. Зная задачи развития для данного возраста и последующих этапов, педагог создает соответствующие условия для эффективного развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, тем самым способствует развитию индивидуально заданных характеристик личности, саморазвитию ребенка.
Предлагаем вам “Краткие психологические особенности детей разного возраста и основные формы и методы работы с ними”, которые разработаны в соответствии с психолого-педагогическими концепциями развития ребенка в отечественной и зарубежной науке.
Психологические особенности детей 11-12 лет (5-6 классы)
Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.
Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-пространственные условия (это переход из учреждений дошкольного образования в школу, из классов 1-й ступени во 2-ю. Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития ребенка, возникновению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению.
Поэтому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как Двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей ступени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.
В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное место в коллективе. У младших подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости.
Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и к самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности.
Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 классы) заключаются в следующем.
1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения - стенд «Мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.).
Позиция «классной мамы» остается актуальной.
2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностей взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощь младшим школьникам в учебе (шефская работа), одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь ли ты?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.
3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах, общественно значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для этого возраста очень важна потребность в «ярком оперении», выделиться в кругу сверстников.
Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насаждений, помощи птицам зимой, изготовление скворечников, организация трудовых бригад, самообслуживания (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля»).
-
Для развития рефлексивных и аналитических способностей классный руководитель организует коллективный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготавливает ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самоопределения и активного самопознания.
Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропагандирует идеи здорового образа жизни, важности крепкого здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия в спортивных секциях, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.
Психологические особенности детей 13-15 лет (7-9 классы)
У старших подростков 13-15 лет (7-9 классы) активизируется формирование собственной точки зрения на отношения между людьми, на моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, У них проявляется желание жить и действовать «как взрослые». У старших подростков складываются собственные личные моральные установки и требования, которые и определяют характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Это период интенсивного полового развития (пуберантный период), который характеризуется резкими противоречиями в характере, необузданностью желаний, проблемами индивидуализма, стремлением противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем поддержкой любых (даже отрицательных) поступков референтной группы, при этом возникает ложное чувство единения с группой.
Учитель уже не является столь авторитетной фигурой для подростка как в прежние годы. Его кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда» известный спортсмен, авторитетный сверстник.
Возникновение у подростка собственных моральных требований и установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования и к самому себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим требованиям соответствовать. Это может порождать у него чувство неуверенности, неудовлетворенности собой.
Работу со старшими подростками 13-15 лет (7-9 классы) необходимо начинать со следующих действий.
1. Изменение своей личностно-профессиональной позиций от «классной мамы» - к «помощник и защитник интересов детей». От кого же защищать их? От родителей не понимающих особенностей развития детей в данном возрасте, от педагогов, по инерции продолжающих общаться с детьми, как и в предыдущие годы, от самого ребенка, который не всегда может действовать адекватно себе (повышенная возбудимость, ранимость, обидчивость, инфантилизм, безответственность, «ложный героизм»). Индивидуальные беседы классного руководителя и психолога с ребенком, с классом, тренинги общения, по самопознанию, этикету — основные формы работы классного руководителя в этом направлении. Привлечение способных и одаренных ребят к научно-исследовательской деятельности, участие ребят в предметных конференциях, олимпиадах, вечерах, конкурсах, «встречи с интересными людьми», проведение самотестирования интересов, склонностей стимулирует процесс развития познавательных способностей, помогает при выборе возможной профессии или предметной области знаний, которая соответствует индивидуальным характеристикам подростка».
Организация общения подростков как средство развития культуры отношений. Это и туристическая, и краеведческая деятельность, экскурсии и вечера отдыха, «огоньки» и «посиделки».
Знакомство с основными профессиями современного производства: посещение заводов, фабрик, крестьянских хозяйств; встречи с людьми разных профессий; организация работы ремонтной бригады; участие в восстановлении памятников культуры; проведение индивидуальных бесед с учащимися по выбору ими дальнейшего жизненного пути, классных часов, (например, занятие «Выбор профессии», основная цель которого — раскрыть перед ребятами многообразие профессий, их востребованность в обществе, а также определение личностных интересов и даже возможной специальности путем самодиагностики).
Психологические особенности детей 16-17 лет (10-11 класс)
Учащиеся 10-11 классов попадают в ситуацию новой социальной позиции старших школьников, что в свою очередь становится областью психологических трудностей. Необходима специальная работа по преемственности в обучении. Работа по преемственности со старшими школьниками в большей степени связана с подготовкой их к восприятию нового пространства в своей жизни через специально организованные учебные занятия, уроки по психологии, встречи с представителями других профессий, взаимодействие с ВУЗами и т.д. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы.
Специальная готовность на старшей ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода из школы в ВУЗ или профессиональную практическую сферу. У ребят изменяются приоритеты, актуальным становится общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в ВУЗ отдаляет учащихся (особенно в 11 классе) от активного участия в жизни класса и школы.
В работе со старшими школьниками 16-17 лет (10-11 классы) актуальность приобретает позиция классного руководителя «старшего товарища и советчика».
Классный руководитель оказывает помощь школьникам в выборе соответствующего индивидуальным особенностям и учебным возможностям высшего учебного заведения, профессиональной деятельности (беседы, привлечение для консультаций специалистов, занимающихся проблемами профориентации молодежи, посещение центров занятости).
Поддержка школьников при участии в научно-исследовательской работе, в научно-практических конференциях.
Классный руководитель координирует, а не организует деятельность учащихся по проведению вечеров отдыху «выездов на природу» с целью оздоровления учащихся, развития межличностных отношений, готовит вместе ребятами «Последний звонок» и «Выпускной бал».
Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, конфликтов с педагогами школы.
Классный руководитель настраивает учащихся на успешную сдачу выпускных экзаменов.
Взаимодействие с родителями и учителями-предметниками по основным вопросам и проблемам жизнедеятельности ребят.
Основное внимание классный руководитель должен уделять здоровью школьников (оздоровительные мероприятия), координации действий учителей по дозированию домашнего задания, оказанию помощи в решении личностных проблем ребят.
II. Ролевые позиции в педагогическом общении
Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию трансактного анализа общения. В его основе лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.
Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель-Р) состояние «Я», которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослое - В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)
Таблица 1
Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция «Я»
|
Типичные способы поведения, высказывания
|
1
|
2
|
Родитель
|
Заботливый родитель
|
Утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
|
Критический родитель
|
Грозит, критикует, приказывает: «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!»
|
Взрослый
|
Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
|
Ребенок
|
Спонтанный ребенок
|
Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»
|
Приспосабливающийся ребенок
|
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение: «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
|
Бунтующий ребенок
|
Протестующее, бросающее вызов поведение: «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»
|
Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».
С психологической точки зрения содержание педагогического общения может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:
1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель - дитя».
«Ты - тупой!», «Ты - трус!», «Ты - безответственный человек!», «Негодяй!» и т. п.
Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретно его поступки.
Этими словами педагог уже программирует подростка на все дурное и низкое.
Если родитель постоянно позитивно оценивает личность учащегося в целом, а не его поступки, то у подростка возможно формирование истероидных черт характера в виде гипертрофии потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.
2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель - взрослый».
обращение к подростку, как взрослому
Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчетливо выступает педагогическое мастерство учителя. Основная трудность заключается в том, чтобы не допустить ошибок двоякого плана.
Первая - чтобы, воздействуя на ученика, не поставить его в позицию «дитя», потому что речь идет об обращении к нему, как к взрослому, вторая - самому педагогу сохранять позицию «Взрослого».
Например, если вы даете задание: «Вот тебе веник, подмети кабинет, сделай это так-то и так-то», то это будет стиль - «Родитель-дитя», а если вы поручаете навести порядок в кабинете, а как он будет делать, предоставляете решать и отвечать за решение ему самому, то это уже отношения стиля «Родитель - взрослый».
3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый - родитель».
«Я прошу тебя, потому что ты - не забудешь».
Ребенка мы превращаем не просто в «помощника педагога», а в защитника интересов педагога. Например, вы поручаете ученику следить за временем. В данном случае важно выдержать определенный тон общения с подростком, в котором присутствует и озабоченность, и подчеркнутая заинтересованность в помощи именно данного учащегося.
4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый - взрослый».
Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции, - правило 3«П»: понимание, приятие, признание.
Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной и подростка.
Приятие - означает безусловно положительное отношение к подростку, его индивидуальности - независимости от того, радует он взрослых в данный момент или нет; признание его уникальности.
Признание - это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных проблем.
Тест «Родитель - Взрослый - Дитя»
Инструкция. С помощью теста попробуйте определить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении, оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
Мне порой не хватает выдержки.
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
Меня провести нелегко.
Мне бы понравилось быть воспитателем.
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
Каждый должен выполнять свой долг.
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
Я, как и многие люди, бываю обидчив.
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
Мои взгляды непоколебимы.
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка результатов тестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I (состояние «Ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние «Взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние «Родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Если у Вас получится формула II, I, III, то это значит, что Вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у Вас получится формула III, I, II, то для Вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («Ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Ролевой тренинг
В парах учителей разыгрываются коммуникативные ситуации, остальные педагоги пытаются определить ролевую позицию каждого участника (родитель - взрослый - дитя):
-
«Просьба» - участнику нужно попросить что-то для него очень важное у человека, который не склонен сразу удовлетворить его просьбу.
«Требование» - потребовать что-либо у человека, который не склонен выполнить это требование.
«Обида» - высказать свою обиду другому человеку, который, возможно, считает, что она вполне заслужена (т. е. сам виноват).
«Неудовольствие» - выразить свое неудовольствие человеку, который считает, что поступил правильно.
«Оправдание» - принести извинение за опоздание.
Упражнение «Социальные ситуации общения»
Педагогам предлагается рассмотреть социальные ситуации общения, вызывающие у людей наибольшие психологические трудности, найти приемы правильного обращения одного партнера к другому в подобного рода ситуациях и заполнить графы в столбцах таблицы 2 и 3 .
Характеристика социально-психологической ситуации
|
Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навыками общения
|
Примеры правильного вербального обращения к партнеру по общению в подобной ситуации
|
1
|
2
|
3
|
Обращение к другому человеку с просьбой
|
|
|
Отказ в просьбе, обращенной лично к вам
|
|
|
Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человека
|
|
|
Осуждение человека, высказывание в его адрес критики или неодобрения
|
|
|
Выражение понимания позиции
другого человека, но без ее одобрения и принятия
|
|
|
Обращение к кому-либо с просьбой высказать свое мнение
|
|
|
Возможный вариант заполненной таблицы
Характеристика социально-психологической ситуации
|
Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навыками общения
|
Примеры правильного вербального обращения к партнеру по общению в подобной ситуации
|
1
|
2
|
3
|
Обращение к другому человеку с просьбой
|
Прямое высказывание своей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партнером
|
«Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос»
|
Отказ в просьбе, обращенной лично к вам
|
Прямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументированный отказ выполнять просьбу
|
«Искренне сожалею, но не могу выполнить Вашу просьбу по той причине, что...»
|
Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человека
|
Прямое, искреннее высказывание с добрыми чувствами и улыбкой на лице, свидетельствующей о безусловно положительном отношении к данному человеку или совершенному им поступку
|
«Мне нравится Ваш поступок»; «Я вами восхищен»; «Мне в Вас особенно нравится...»
|
Осуждение человека, высказывание в его адрес критики или неодобрения
|
Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок
|
«Я не могу, к сожалению, согласиться с Вами»; «Я не одобряю Ваш поступок и делаю это по той. причине, что...»
|
Выражение понимания позиции
другого человека, но без ее одобрения и принятия
|
Высказывание, в котором выражено понимание
позиции другого, признание за ним права придерживаться ее, но без ее принятия и одобрения как правильной
|
«Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому намерен Вас критиковать»
|
Обращение к кому-либо с просьбой высказать свое мнение
|
Открытое и прямое высказывание, содержащее просьбу высказать свое мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в связи с обсуждаемым вопросом
|
«Я хотел бы знать, что лично вы думаете по данному вопросу»
|
|