Главная страница

Практический семинар " Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"


Скачать 181.23 Kb.
Название Практический семинар " Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"
Дата 08.03.2016
Размер 181.23 Kb.
Тип Практический семинар

Практический семинар

Возрастной подход в деятельности классного руководителя.

Формы и методы работы с учащимися”

I. Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Учет возрастных психологических особенностей детей. Формы и методы работы с учащимися.

Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных особенностей детей, уровня их развития; учи­тывает, что учебная деятельность, общение и учебно-профессиональная деятельность есть основные виды де­ятельности ребенка в «школьном онтогенезе». Однако этого недостаточно. Зная задачи развития для данного возраста и последующих этапов, педагог создает соот­ветствующие условия для эффективного развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, тем самым способствует развитию индивидуально заданных харак­теристик личности, саморазвитию ребенка.

Предлагаем вам “Краткие психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними”, которые разработаны в соответствии с психолого-педагогическими концепциями развития ребенка в отечественной и зарубежной науке.

Психологические особенности детей 11-12 лет (5-6 классы)

Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.

Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-про­странственные условия (это переход из учреждений дош­кольного образования в школу, из классов 1-й ступени во 2-ю. Это сложные периоды в жизни развивающе­гося человека, характеризующиеся отсутствием социаль­ного опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса раз­вития ребенка, возникновению «комплексов неполно­ценности», различным видам фобий, девиантному по­ведению.

Поэтому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогичес­кого опыта позволяет говорить о преемственности как Двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей сту­пени развития сохраняется ее самоценность и формиру­ются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает зна­чение коллектива, его мнения, отношений с товарища­ми, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, за­нять достойное место в коллективе. У младших подрост­ков заметно проявляется стремление к самостоятельнос­ти и независимости.

Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и к самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно пол­но проанализировать свои поступки, склонны переоце­нивать свои возможности, остро переживают чувство не­уверенности.

Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 классы) заключаются в следующем.

1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения - стенд «Мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.).

Позиция «классной мамы» остается актуальной.

2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностей взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощь младшим школьникам в учебе (шефская работа), одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь ли ты?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.

3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах, обществен­но значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для это­го возраста очень важна потребность в «ярком опере­нии», выделиться в кругу сверстников.

  1. Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насажде­ний, помощи птицам зимой, изготовление скворечни­ков, организация трудовых бригад, самообслуживания (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля»).

  2. Для развития рефлексивных и аналитических способ­ностей классный руководитель организует коллектив­ный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготавливает ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самооп­ределения и активного самопознания.

  3. Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропаганди­рует идеи здорового образа жизни, важности крепко­го здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия в спортивных секциях, соответствующих индивидуаль­ным возможностям ребенка.

Психологические особенности детей 13-15 лет (7-9 классы)

У старших подростков 13-15 лет (7-9 классы) активизи­руется формирование собственной точки зрения на отно­шения между людьми, на моральные требования и оцен­ки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, У них проявляется желание жить и действовать «как взрос­лые». У старших подростков складываются собственные личные моральные установки и требования, которые и определяют характер их взаимоотношений со сверстника­ми и взрослыми.

Это период интенсивного полового раз­вития (пуберантный период), который характеризуется рез­кими противоречиями в характере, необузданностью же­ланий, проблемами индивидуализма, стремлением противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем под­держкой любых (даже отрицательных) поступков рефе­рентной группы, при этом возникает ложное чувство еди­нения с группой.

Учитель уже не является столь автори­тетной фигурой для подростка как в прежние годы. Его кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда» известный спортсмен, авторитетный сверстник.

Возникновение у подростка собственных моральных тре­бований и установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования и к самому себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим требованиям соответствовать. Это может порождать у него чувство неуверенности, неудовлетворенности собой.

Работу со старшими подростками 13-15 лет (7-9 классы) необходимо начинать со следующих действий.

1. Изменение своей личностно-профессиональной позиций от «классной мамы» - к «помощник и защитник интересов детей». От кого же защищать их? От родителей не понимающих особенностей развития детей в данном возрасте, от педагогов, по инерции продолжающих об­щаться с детьми, как и в предыдущие годы, от самого ребенка, который не всегда может действовать адекват­но себе (повышенная возбудимость, ранимость, обид­чивость, инфантилизм, безответственность, «ложный героизм»). Индивидуальные беседы классного руководи­теля и психолога с ребенком, с классом, тренинги об­щения, по самопознанию, этикету — основные формы работы классного руководителя в этом направлении. Привлечение способных и одаренных ребят к научно-исследовательской деятельности, участие ребят в пред­метных конференциях, олимпиадах, вечерах, конкур­сах, «встречи с интересными людьми», проведение самотестирования интересов, склонностей стимулирует процесс развития познавательных способностей, помогает при выборе возможной профессии или пред­метной области знаний, которая соответствует инди­видуальным характеристикам подростка».

  1. Организация общения подростков как средство развития культуры отношений. Это и туристическая, и кра­еведческая деятельность, экскурсии и вечера отдыха, «огоньки» и «посиделки».

  2. Знакомство с основными профессиями современного производства: посещение заводов, фабрик, крестьянских хозяйств; встречи с людьми разных профессий; орга­низация работы ремонтной бригады; участие в восстановлении памятников культуры; проведение индивиду­альных бесед с учащимися по выбору ими дальнейшего жизненного пути, классных часов, (например, занятие «Выбор профессии», основная цель которого — рас­крыть перед ребятами многообразие профессий, их во­стребованность в обществе, а также определение лич­ностных интересов и даже возможной специальности путем самодиагностики).

Психологические особенности детей 16-17 лет (10-11 класс)

Учащиеся 10-11 классов попадают в ситуацию новой социальной позиции старших школьников, что в свою очередь становится областью психологических трудностей. Необходима специальная работа по преемственности в обучении. Работа по преемственности со старшими школь­никами в большей степени связана с подготовкой их к восприятию нового пространства в своей жизни через специально организованные учебные занятия, уроки по психологии, встречи с представителями других профес­сий, взаимодействие с ВУЗами и т.д. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы.

Специальная готовность на старшей ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей сред­ней школы, углублением знаний по предметам и специа­лизации и выбором будущей профессии для перехода из школы в ВУЗ или профессиональную практическую сферу. У ребят изменяются приоритеты, актуальным стано­вится общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в ВУЗ отдаляет учащихся (особенно в 11 классе) от активного участия в жизни класса и школы.

В работе со старшими школьниками 16-17 лет (10-11 клас­сы) актуальность приобретает позиция классного руководителя «старшего товарища и советчика».

Классный руководитель оказывает помощь школьни­кам в выборе соответствующего индивидуальным осо­бенностям и учебным возможностям высшего учеб­ного заведения, профессиональной деятельности (бе­седы, привлечение для консультаций специалистов, занимающихся проблемами профориентации молодежи, посещение центров занятости).

  1. Поддержка школьников при участии в научно-исследовательской работе, в научно-практических конференциях.

  2. Классный руководитель координирует, а не организует деятельность учащихся по проведению вечеров отдыху «выездов на природу» с целью оздоровления учащихся, развития межличностных отношений, готовит вместе ребятами «Последний звонок» и «Выпускной бал».

  3. Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, конфликтов с педагогами школы.

  4. Классный руководитель настраивает учащихся на ус­пешную сдачу выпускных экзаменов.

  5. Взаимодействие с родителями и учителями-предметниками по основным вопросам и проблемам жизне­деятельности ребят.

Основное внимание классный руководитель должен уделять здо­ровью школьников (оздоровительные мероприятия), ко­ординации действий учителей по дозированию домаш­него задания, оказанию помощи в решении личностных проблем ребят.
II. Ролевые позиции в педагогическом общении

Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разрабо­тал теорию трансактного анализа общения. В его основе лежит философское предположение о том, что каждый че­ловек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.

Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи лю­дям, имеющим проблемы в общении. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людь­ми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель-Р) состояние «Я», которое под­разделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критиче­ское родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентиро­ваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверен­ные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуа­циях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рас­смотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослое - В) состояние «Я» воспринимает и пе­рерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способст­вует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уни­кальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответст­венного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряже­ния, получение приятных, иногда «острых», необходимых в опре­деленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатле­ний. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживаю­щийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражаю­щее детское «Я».

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случай­ного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с пози­ции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики.

В личности каждого человека обнаруживаются все три со­ставляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает по­давлять другие, что обусловливает нарушение общения и пережи­вается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)

Таблица 1

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания


Инстанция «Я»

Типичные способы поведения, высказывания

1

2

Родитель



Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает: «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок



Спонтанный ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эго­центричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабли­вающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабли­вающееся к нормам, уступчивое поведе­ние: «Я бы с радостью, но у нас будут неприят­ности»

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведе­ние: «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно кон­тролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».
С психологической точки зрения содержание педагогическо­го общения может быть очень многообразным по ролевым позици­ям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значе­ние то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:

1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель - дитя».

«Ты - тупой!», «Ты - трус!», «Ты - безответственный чело­век!», «Негодяй!» и т. п.

Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретно его поступки.

Этими словами педагог уже программирует подростка на все дурное и низкое.

Если родитель постоянно позитивно оценивает личность учащегося в целом, а не его поступки, то у подростка возможно формирование истероидных черт характера в виде гипертрофии потребности в восторженном, восхищенном признании его лично­сти.

2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель - взрослый».

обращение к подростку, как взрослому

Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчетливо выступает педагогическое мастерство учителя. Основная трудность заключается в том, чтобы не допус­тить ошибок двоякого плана.

Первая - чтобы, воздействуя на ученика, не поставить его в позицию «дитя», потому что речь идет об обращении к нему, как к взрослому, вторая - самому педагогу сохранять позицию «Взрос­лого».

Например, если вы даете задание: «Вот тебе веник, подмети кабинет, сделай это так-то и так-то», то это будет стиль - «Роди­тель-дитя», а если вы поручаете навести порядок в кабинете, а как он будет делать, предоставляете решать и отвечать за решение ему самому, то это уже отношения стиля «Родитель - взрослый».

3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый - ро­дитель».

«Я прошу тебя, потому что ты - не забудешь».

Ребенка мы превращаем не просто в «помощника педагога», а в защитника интересов педагога. Например, вы поручаете ученику следить за временем. В данном случае важно выдержать определенный тон общения с под­ростком, в котором присутствует и озабоченность, и подчеркнутая заинтересованность в помощи именно данного учащегося.

4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый - взрослый».

Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции, - правило 3«П»: понимание, приятие, признание.

Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной и подростка.

Приятие - означает безусловно положительное отношение к подростку, его индивидуальности - независимости от того, радует он взрослых в данный момент или нет; признание его уникальности.

Признание - это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных проблем.
Тест «Родитель - Взрослый - Дитя»

Инструкция. С помощью теста попробуйте определить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении, оценивая приве­денные высказывания в баллах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.

  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать се­мейную жизнь своих детей.

  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

  5. Меня провести нелегко.

  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

  9. Каждый должен выполнять свой долг.

  1. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

  2. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

  3. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

  4. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

  1. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

  1. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

  2. Я - увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объектив­ность.

  1. Мои взгляды непоколебимы.

  1. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хо­чу уступать.

  1. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от об­стоятельств.
Обработка результатов тестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

I (состояние «Ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние «Взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние «Родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Если у Вас получится формула II, I, III, то это значит, что Вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.

Если у Вас получится формула III, I, II, то для Вас характер­на категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не забо­тясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I («Ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не все­гда умеете управлять своими эмоциями.
Ролевой тренинг

В парах учителей разыгрываются коммуникативные ситуации, остальные педагоги пытаются определить ролевую позицию каждого участника (роди­тель - взрослый - дитя):

  1. «Просьба» - участнику нужно попросить что-то для него очень важное у человека, который не склонен сразу удовлетворить его просьбу.

  2. «Требование» - потребовать что-либо у человека, который не склонен выполнить это требование.

  3. «Обида» - высказать свою обиду другому человеку, кото­рый, возможно, считает, что она вполне заслужена (т. е. сам вино­ват).

  4. «Неудовольствие» - выразить свое неудовольствие чело­веку, который считает, что поступил правильно.

  5. «Оправдание» - принести извинение за опоздание.


Упражнение «Социальные ситуации общения»

Педагогам предлагается рассмотреть социальные ситуации общения, вызы­вающие у людей наибольшие психологические трудности, найти приемы правильного обращения одного партнера к другому в по­добного рода ситуациях и заполнить графы в столбцах таблицы 2 и 3 .


Характеристика социально-психологической ситуации

Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навы­ками общения

Примеры правильного вербального обраще­ния к партнеру по об­щению в подобной ситуации

1

2

3

Обращение к другому человеку с просьбой







Отказ в просьбе, обращенной лич­но к вам







Высказывание одобрения, ком­плиментов в ад­рес человека







Осуждение чело­века, высказыва­ние в его адрес критики или не­одобрения







Выражение по­нимания позиции

другого человека, но без ее одобре­ния и принятия







Обращение к ко­му-либо с прось­бой высказать свое мнение








Возможный вариант заполненной таблицы


Характеристика социально-психологической ситуации

Как обычно ведет себя в этой ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навы­ками общения

Примеры правильного вербального обраще­ния к партнеру по об­щению в подобной ситуации

1

2

3

Обращение к другому человеку с просьбой

Прямое высказывание сво­ей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партне­ром

«Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос»

Отказ в просьбе, обращенной лич­но к вам

Прямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументиро­ванный отказ выполнять просьбу

«Искренне сожалею, но не могу выпол­нить Вашу просьбу по той причине, что...»

Высказывание одобрения, ком­плиментов в ад­рес человека

Прямое, искреннее выска­зывание с добрыми чувст­вами и улыбкой на лице, свидетельствующей о без­условно положительном отношении к данному че­ловеку или совершенному им поступку

«Мне нравится Ваш поступок»; «Я вами восхищен»; «Мне в Вас особенно нра­вится...»

Осуждение чело­века, высказыва­ние в его адрес критики или не­одобрения

Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок

«Я не могу, к сожа­лению, согласиться с Вами»; «Я не одоб­ряю Ваш поступок и делаю это по той. причине, что...»

Выражение по­нимания позиции

другого человека, но без ее одобре­ния и принятия

Высказывание, в котором выражено понимание

позиции другого, призна­ние за ним права придер­живаться ее, но без ее при­нятия и одобрения как пра­вильной

«Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому наме­рен Вас критико­вать»

Обращение к ко­му-либо с прось­бой высказать свое мнение

Открытое и прямое выска­зывание, содержащее просьбу высказать свое мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в свя­зи с обсуждаемым вопро­сом

«Я хотел бы знать, что лично вы думае­те по данному во­просу»