|
«Сердцу милый уголок»
Урок литературного чтения, 4 класс
Побирухина Светлана Геннадьевна
МОУ Междуреченская СОШ
Тема : «Сердцу милый уголок»
Цели:
Образовательная.
Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приёмов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.
Развивающая.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы ( мышление , память)
Воспитательная.
Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Для детей: По теме урока
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Тип урока: Комбинированный
Технология, используемая на уроке:
Технология оптимального чтения .
Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование:
Учебник «Чтение и литература», 4 класс, автор О.В.Джежелей.
Портрет М. Горького
Карточки- инструктажи для работы в парах.
Слайды по теме «Сердцу милый уголок».
Рисунки детей по теме « Сердцу милый уголок» .
Диск с записью песни « С чего начинается Родина»
ХОД УРОКА :
Первичное восприятие произведения М Горького Утро состоялось на предыдущем уроке
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
I
Организационный момент ( 1 мин.)
|
Приветствие гостей .
Пусть этот урок принесёт нам радость общения
и наполнит наши души прекрасным.
|
II
Тема. Цель.
1мин.
III Разминка
3 мин.
Цель : развитие скорочтения . внимания ,
речевого аппарата
IV Психологический настрой на работу на уроке ( 2 мин.)
Цель : Эмоциональная подготовка учащихся
|
- Прочитайте тему урока :
- Назовите цель урока :
- Итак, вперёд , разминка ждёт.
- Для чего она нужна
- Прочитайте про себя слова
- Игра Кто быстрее прочитает заданное слово.
Приложение 1.
- Молодцы Мы готовы к дальнейшей работе.
Включается запись
« Голоса птиц в природе». Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса « С чего начинается Родина»
- Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на.
- Какие картинки вы видите, когда произносите это слово?
- Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.
- А теперь давайте обратимся к рисункам , которые вы нарисовали дома
по теме урока.
Какие замечательные места,
милые вашему сердцу вы
изобразили !
- Какие цвета вы старались использовать?
- Вы изобразили милый уголок в цвете , а мы сегодня
проследим как его описывает
писатель.
|
Сердцу милый уголок
Читают запись с доски :
По теме урока
Будем думать , размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Дети высказываются
-Учащиеся читают слова , записанные на доске и выпол-
няют задания.
Ассоциативный ряд:
- при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д.
- Тёплые, светлые, яркие …
|
V.
Актуализация знаний ( 5 мин.)
Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для дальнейшей работы над произведением.
|
- С каким произведением мы начали знакомство на преды-
дущем уроке ?
- О чём оно?
- Зачем автору понадобилось включить элементы сказки?
- Какой вывод мы сделали на прошлом уроке ?
Почему автор захотел рассказать нам о том , как наступает день
|
С произведением М.Горького «Утро».
О том, как начинается, рождается новый день.
- Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д.
- описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины.
Дети рассуждают.
|
VI
Работа с произведением
( 20 мин.)
1.Работа с началом произведения
Физкультминутка
под тихую музыку «Прогулка в лес»
2.Выборочное
чтение.
Работа в парах по рядам
Цель: дифференцированный подход
3. Проверка
|
- Найдите отрывок, в котором говорится о том, как писатель описывает рождение дня
- Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему?
- Прочитайте вслух выразительно
- Какими приёмами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы?
Приложение 2
|
-Тихо, так как день только начинается, всё начинает просыпаться; автор употребил слова « тихонько прячется»
- Дети читают, соблюдая интонацию
- Использовал олицетворения,
эпитеты, сравнения.
1ряд – задания , направленные на развитие дикции и выразительности.
2 ряд – задания , направленные на развитие выразительности чтения
3 ряд – задания, направленные на увеличение темпа чтения и осмысленности читаемого
|
VI
Обобщение
Итог ( 2 мин.)
|
- Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка
- Я присоединяюсь к словам М.Горького.
-Какая тема урока была сегодня7
- Какую цель мы ставим перед собой?
|
- Дети находят отрывок, зачитывают.
|
VII
Домашнее задание
( по выбору) ( 3 мин.)
|
1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста.
2.Перечитать
3.Составить кроссворд по произведению М.Горького.
|
|
VIII
Рефлексия
( 3 мин.)
|
-Какие чувства у вас возникли после чтения описания милого уголка природы М. Горького?
-Влновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?.
- Положите ручку на своё сердечко. Говорят, там душа человека.
Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим урок стихотворением, которое написал. Зайцев М.
( приложение 3)
|
- 3 ученика дикламируют стихотворение, а в это время идёт показ слайдов « Сердцу милый уголок»
|
Приложение 3
Распахну окно навстречу свету!
Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету
На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый
Сотнями поэтов и певцов,
Где зимой- зима, а лето- летом,
А весна- так в щебете скворцов!
Если осень-ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Всё спалит и лишь не тронет сосен
Да седин у мамы на висках…
( М.Зайцев)
Приложение 2
Работа в парах. 1 ряд.
Прочитайте отрывок, в котором автор описывает волны.
Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Волны ласкового моря
Эпитеты Олицетворения
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
3. Найдите предложение, в котором говорится о том, как волны перекатываются. Какой согласный звук помогает передать, что волны перекатываются.
- Прочитайте так, чтобы мы услышали как перекатываются волны.
Работа в парах. 2 ряд.
Прочитать по ролям отрывок, где описываются цветы.
Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Милые цветы
Что делают
3. Подумайте: для чего автор использует много глаголов?
Работа в парах. 3 ряд.
Приготовьтесь к трёхкратному чтению минутного отрывка на странице 8.
Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Приложение 1
Цветы
пчелы
птицы
ботара
удивление
ящерица
-Прочитайте слова про себя
-А сейчас, кто быстрее найдет и прочитает следующие слова
Прочитайте слово , в котором гласные идут в таком порядке: я-е-и-ы (ящерица)
Прочитайте 6 слово снизу (цветы)
Упражнение «Нюхаем цветы» ( Три коротких вдоха , один выдох)
Прочитайте 2 слово сверху (пчелы)
Упражнение «Хоботок» . Хоботок вместо рта. Изо всех сил сожмите губы в кружок и
вытяните их вперед .Подвигайте хоботком влево- вправо , вокруг, слева- направо.
Мальчики первого ряда прочитайте слово , в котором последняя (е)
-поиграем со словом. Прочитайте с разными оттенками интонации: (радость,
удивление, восхищение)
- Чему удивились, когда шли в школу ?
- Я рада , что вы видите красоту вокруг себя , что внимательны.
-Какое слово показалось интересным ?
- Что это за слово ? (ботара – работа)
- Нам надо на «отлично» сегодня поработать на уроке.
|
|
|