|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умные пальчики»
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель:
обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение трех лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Общие задачи :
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
Увеличить объем внимания, памяти.
Развивать речь.
Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Сохранение здоровья.
Задачи для детей 6-7 лет:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Методическое обеспечение
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в отдельном кабинете во второй половине дня. Кружок посещают дети 6-7 лет Длительность занятия - 30 минут.
Формы и методы работы
-
Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика
Занимательные задания и игры-соревнования.
Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации:
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Тематические иллюстрации.
Предполагаемые результаты
К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
-
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Н.В.Нищевой.
Диагностика мелкой моторики
старших дошкольников
(по Н. В. Нищевой )
Кинестетическая основа движений:
сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;
одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;
поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левой
Кинетическая основа движений:
изменять положение кистей рук (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.)
Проба на перебор пальцев: на двух руках одновременно соприкасать последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.
упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой
проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой
Графические пробы:
умение правильно держать карандаш;
-
умение рисовать прямые горизонтальные линии;
умение рисовать прямые вертикальные линии;
умение рисовать круги;
умение рисовать ломанные линии;
умение рисовать замкнутые линии;
умение рисовать человека
Манипуляции с предметами:
умение застегивать и расстегивать пуговицы;
перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;
умение завязывать и развязывать шнурки;
выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,
вырезать фигуры среднего размера
Перспективный план занятий на год.
Месяц
|
№
занятия
|
Название занятия
|
Содержание занятия
|
Материалы
|
октябрь
|
1.
|
«Хлебобулочные изделия»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Ежик Николка», «Массаж». 2. Игры с палочками. 3.Игра «Чудесный мешочек». 4.Дорисовка узора. 5. «Соедини по точкам – увидишь, что получится» 6. Оригами «Торт»
|
Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш, цв.бумага
|
2.
|
«Осенние листья»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка».2. Фигурки из палочек «Корзина». 3. Пальчиковая гимнастика «Листья» 4.Рисование пластилином «Земляничка». 5.Дорисовка узора. 6. Оригами «Осенний лист»
|
Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш, цв.бумага
|
3.
|
«Животный мир»»
|
». Пальчиковая гимнастика «Ежик Николка», «Десять зайцев» 2.Фигурки из палочек. 3.Рисование пластилином «Грибы». 4. «Ежик самомассаж шариками; «Котенок» массаж прищепками. 5. Разрезные картинки. 6.Дорисовка узора.7. Оригами «Медведь»
|
. Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш
|
4.
|
«Животный мир»
|
1Пальчиковая гимнастика «Буренушка», «Апельсин». 2.Фигурки из палочек «Машина», «Банка для варенья».3. Д/и «Узнай наощупь фигуру животного»4. Рисование пластилином «Яблоко». 5.Дорисовка узора.6. Оригами «Корова»
|
Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш
|
ноябрь
|
5.
|
«Животный мир»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Буренушка». 2.Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. 3.Раскрашивание пингвина. 4. Обтыкивание контура пингвина 5. Оригами «Пингвин»
|
Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши, лист бумаги с нарисованной елочкой, зубочистки
|
6.
|
«Транспорт»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт», 2. Соединение точек одной линией.3. Игра «Узнай меня!» 4.Раскрашивание наземного транспорта.5. Д/и «Вижу руками» (определение на ощупь по вырезанным окошкам количество этажей) «Сложи картинку» (разрезная картинка)
|
Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши
|
7.
|
«Транспорт»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Лодка», «Пароход». 2. Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», 3. Д/и «Вижу руками» (определение на ощупь транспорта)4.Обведение по точкам водного транспорта. 5.Штриховка по образцу. 6. Рисование на манке водного транспорта
|
Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши
|
8.
|
«Транспорт»
|
1.Пальчиковая гимнастика «.2.Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.3. Выкладывание самолета из геом.фигур по образцу 4.Дорисовка узора.5. Оригами «Самолет»
|
Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш
|
декабрь
|
9.
|
«Зима»
|
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».2. Фигурки из палочек «Санки 3. «Сказочный иней» (обрывание из бумаги по контуру) 4. «Снег идет» (наклевание на готовый трафарет елки мелких ватных комочков)
|
Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цв.карандаши
|
10.
|
«Зима»
|
1.. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».2. Фигурки из палочек «Санки».3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. 5. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.
|
Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш
|
11.
|
«Зима»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». 2.Аппликация «Льдинки».3. Дорисовка узора. 4. «Зимняя сказка» (обводка трафарета елки из папирусной бумаги)
|
Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки
|
12.
|
«Новый год»
|
1. Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка».2. Аппликация «Елочка».3. Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.
|
Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши
|
январь
|
13.
|
«Москва – столица России»»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Флажок»2. «Вижу руками» (определение на ощупь количества этажей) 3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. 5. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.6. Работа со строительным материалом
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки
|
14.
|
«Москва – столица России»
|
Пальчиковая гимнастика «Флажок»2. «Вижу руками» (определение на ощупь количества этажей) 3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии 5. Оригами «Небоскреб»
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки
|
15.
|
«Мой родной край»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Домик», «Флажок» 2. 3.Дорисовка узора. 4. «Подарки для малышей» (обсыпка готовых трафаретов манкой для определения на ощупь – большой-маленький)
|
Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш
|
16.
|
«Мой родной край»
|
1. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Флажок», «Дом на горе». 2.Аппликация «Укрась». 3. Дорисовка узора.4. Выкладывание из палочек домика. 5. Выкладывание домика из геом.фигур. 6. Оригами «Дом»
|
Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки
|
февраль
|
17.
|
«Народная культура и традиции»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». 2.Фигурки из палочек «Кисонька». 3. Нарисуй по точкам щенка и раскрась.
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
18.
|
«Народная культура и традиции»
|
1.Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка», «Мышка», «Ежик».2. Фигурки из пальчиков «Ежик». 3.Соединение точек одной линией. 4.Дорисовка узора. 5.Раскрашивание
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
19.
|
«Защитники Отечества»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Илья Муромец. Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы». 2.Самомассаж карандашами.3.Дорисовка узора. 2.Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3.Аппликация «Салют». 4. Дорисовка узора.
|
.
Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши
|
20.
|
«Мамин день. Семья»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Мама, мама..» 2. «Ножницы потерялись» (фигура человека из деталей, полученных путем обрывания геом.фигур из бумаги) 3. Дорисовывание узопа. 4. «Где мама, где дочка?» (готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать крупой)
|
Счетные палочки,тетрадь, пр.карандаш, клей, цв.бумага, салфетка
|
|
21.
|
«Мамин праздник»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Наша семья».2. Фигурки из палочек «Тюльпан». 3.Аппликация «Пион». 4.Дорисовка узора.
|
Счетные палочки,тетрадь, пр.карандаш, клей, цв.бумага, салфетка, цв.карандаши
|
|
22.
|
«Весна»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Весна»3. Обвести рисунок по точкам и дорисовать. 3. Штриховка в разных направлениях 4. «Первые проталины» (на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль («снег»), узкие полосы – проталины)
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
|
23.
|
«Весна»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Весна» 2. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку». 3. Дорисуй узор 4. «Сосулька плачет» (обрывание голубоу бумаги; под сосулькой капаем пипеткой капельки воды на одинаковом расстоянии)
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
|
24.
|
«Весна»
|
1 Пальчиковая гимнастика «Весна» 2. «Грачи прилетели» (стекой на пластилине наносим следы птиц) 3. «Корм для птиц» (сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха) 4. Дорисовывание узора и штриховка
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
|
25.
|
«Весна»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». «Весна» 2.Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». 3.Рисование по контуру сказочного героя. 4.Раскрашивание. 5. «Волшебная капель» (пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи)
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
|
26.
|
«День космонавтики»
|
1.Игра ладонями. 2.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». 3.Аппликация «Звездное небо».
|
Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши
|
|
27.
|
«Профессии»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Мастер шкафчик мастерил», «Кулак-ребро-ладонь» 2. «Я – строитель» (выкладывание из палочек, спичек контура 2-3 этажного дома) 3. «Витаминный завод» (вырезание кругов из квадратных заготовок) 4. Дорисовывание предмета и штриховка
|
Счетные палочки, цв.бумага, альбомный лист, клей, салфетка
|
|
28.
|
«Профессии»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». 2.Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». 3.Обвести рисунок по точкам. 4. «Ловкие пальчики» (выгибание из проволоки деталей) 5. «Модельер» (собрать два платья из деталей с соблюдением размера; используется картон либо ткань)
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
|
29.
|
«День победы»
|
1.Пальчиковая гимнастика «Флажок» 2. «Разрезные картинки» (10-12 деталей) 3. Рисование салюта соломкой. 4.Дорисовать картинку в зеркальном отражении.
|
Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши
|
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка»
Принята Утверждена
Методическим Советом приказом директора МОУ
МОУ НШДС «Лесная сказка» НЩДС «Лесная сказка»
Протокол №___________ №____от_______2013г.
От 01.10.2013г. _______Л.В.Чебурина
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
(подготовительная группа)
«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Автор-составитель:
Унгер Ю.В.
Воспитатель МОУ НШДС
«Лесная сказка»
Г.Железногорск-Илимский
2013 год
|
|
|