|
Пояснительная записка Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины
«Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга»
(общекультурное направление)
Составители: Александрова Е.С.
Разработка курса занятий по краеведению.
Пояснительная записка
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Курс занятий рассчитан на учащихся начальной школы. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города и его окрестностей.
Цель программы
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные задачи:
* формирование представлений о различных сторонах жизни своего края;
* ознакомление с историей и современной жизнью своего города и его окрестностями.
Воспитательные задачи:
* развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
* формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
* позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через конкурсы, экскурсии,
* адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
* ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
* формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш город и его окрестности» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Курс занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: кроссворды, сочинение стихотворений, загадки, отчеты по практическим работам.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, продолжительностью 2 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Курс занятий первый год обучения (34 ч.)
«Страницы истории жизни нашего города Санкт-Петербурга»
ТЕМА
|
Количество часов
|
Всего часов
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
До основания Санкт-Петербурга
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Санкт-Петербург: 1703-1725гг.
Петропавловская крепость – памятник рождения Санкт-Петербургу.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Удивительный город Санкт-Петербург.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Они были первыми петербуржцами.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Санкт-Петербург: 1725-1796 гг.
Город дворцов и слобода в середине 18 века и облик Петербурга в конце 18 века.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Богатство Петербурга – гордость России.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Современники Екатерины II.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Санкт- Петербург: 1801-1861 гг.
Петербургские памятники рассказывают и символы блистательного Санкт-Петербурга.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Облик Петербурга в первой половине 19 века. Жили-были в Петербурге
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Санкт-Петербург – Петроград: 1861-1917 гг.
Многоликий Петербург.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Петербург – главный город России.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Петербуржцы и их жизнь.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
События в столице в начале 20 века.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Петроград – Ленинград: 1917-1941 гг.
События, о которых помнит город и страна.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Новый облик Ленинграда.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Ленинградцы и их жизнь
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Ленинград – ГОРОД ГЕРОЙ: 1941 – 1945 гг.
«На бой ленинградцы идут…»
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
«Никто не забыт и ничто не забыто»
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Ленинград: 1945-1991 гг.
События, о которых помнят ленинградцы и изменения в облике Ленинграда.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Воспоминания о 60-80х годах.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Санкт-Петербург – твой город: 1991 - ….
Город, в котором мы живем
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Тема 1: До основания Санкт-Петербурга (1 ч.)
Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания Санкт-Петербурга.
Тема 2: Санкт-Петербург: 1703-1725 гг. Петропавловская крепость – памятник рождения Санкт-Петербургу (1 ч.)
События на невских берегах в 1703 году. Закрепление России на Невских берегах. Самые старинные сооружения крепости. Какое имя дали крепости?
Тема 3: Удивительный город Санкт-Петербург. ( 2 ч.)
Расположение нового города. Почему на гербе нашего города помещен скипетр? Морской и речной якоря на гербе нашего города. О чем напоминает морской якорь на гербе города?
Почему наш город называют новым Амстердамом? Здания в Петербурге. Первый сад города. Главная улица Петербурга в 1725 году.
Тема 4: Они были первыми петербуржцами.
Памятники Петру I. Строение крепости. Строение морских кораблей на Адмиралтейской верфи. Создание нового города для России. Как жили первые петербуржцы? Праздничные традиции в новом городе.
Творческая работа. Составить текс-описание одного из памятников Петру I и зарисовать или сфотографировать его.
Тема 5: Санкт-Петербург: 1725-1796 гг.
Город дворцов и слобода в середине 18 века и облик Петербурга в конце 18 века.
Судьба города после смерти Петра I. О чем напоминают петербургские дворцы? Смольный собор. Появление слобод в Петербурге. Кто прославил своими делами Петербург? Медный всадник. Облик петербургских домов. Украшения города. Петербургская улица.
Проект-изготовление города (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 6: Богатство Петербурга – гордость России.
Создание всемирно известной коллекции Эрмитажа. Придворный театр в России. Петербург – центр российской науки и культуры. Петербург – крупный торговый город России.
Тема 7: Современники Екатерины II.
Памятник Екатерине и ее придворным. Таврический дворец, как напоминание о жизни придворных. Проблемы петербуржцев. Праздничные традиции петербуржцев.
Тема 8: Санкт- Петербург: 1801-1861 гг. Петербургские памятники рассказывают и символы блистательного Санкт-Петербурга.
Что напоминает о столетии города. Памятники, связанные с событиями 1812 года. Петербургские вокзалы. Известные ансамбли Санкт-Петербурга. Роль нашего города в России. Площадь Островского.
Форма контроля: Игра «Проверь себя»
Тема 9: Облик Петербурга в первой половине 19 века. Жили-были в Петербурге.
Как украшали Санкт-Петербург. Красота Невского проспекта. Кто жил в городе? Жизнь придворных и аристократов. Жизнь петербуржцев – непридворных. Традиции первой половины 19 века. Кому установлены памятники в Петербурге.
Тема 10: Санкт-Петербург – Петроград: 1861-1917 гг.
Многоликий Петербург.
Центр города. Доходные дома. Новизна в облике Невского проспекта. «Непарадные» части столицы.
Тема 11: Петербург – главный город России.
Петербург, как главный хозяйственный центр России. Петербург, как центр образования. Петербург, как центр культуры.
Тема 12: Петербуржцы и их жизнь.
Чьи имена помнит город? О чем и о ком помнят доходные дома? О ком напоминают заводские кварталы? Развлечения, праздничные традиции из далекого прошлого.
Тема 13: События в столице в начале 20 века.
Какие подарки получил Санкт-Петербург к своему 200-летию? Какие памятники напоминают о Кровавом воскресенье? Почему Петербург стал Петроградом? Как Петроград стал столицей республики ?Судьбы петроградцев.
Тема 14: Петроград – Ленинград: 1917-1941 гг.
События, о которых помнит город и страна.
Событие, изменившее жизнь нашего города и всей России. События следовавшие вслед за Октябрем 1917 года.
Тема 15: Новый облик Ленинграда.
Изменения в центре города. Прогулка по проспекту 25 Октября. Что нового появилось на рабочих окраинах города?
Проект-изготовление города (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 16: Ленинградцы и их жизнь
Жители города. Чем прославились ленинградцы? Знаменитые ленинградцы.
Как жили ленинградцы? Жизнь детей ленинградцев. Все ли ленинградцы жили одинаково? Праздники ленинградцев.
Тема 17: Ленинград – ГОРОД ГЕРОЙ: 1941 – 1945 гг.
«На бой ленинградцы идут…»
Изменения в жизни города и горожан. Ленинградская битва.
Тема 18: Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг.
Блокада Ленинграда. Жизнь ленинградцев в блокадном городе. Как вели себя ленинградцы в блокадном городе.
Тема 19: «Никто не забыт и ничто не забыто»
«Дорога жизни». События 1942-1944 гг. Как сохраняется память о трагедии и подвиге ленинградцев.
Тема 20: Ленинград: 1945-1991 гг.
События, о которых помнят ленинградцы и изменения в облике Ленинграда.
Восстановление города. Очевидцы событий в Ленинграде.
Развитие Ленинграда. Изменения в облике «старого» города. Облик новых районов. Зеленый наряд города. Новый вид транспорта появившегося в городе. Прогулка по главному проспекту города.
Тема 21: Воспоминания о 60-80х годах.
Воспоминания по фотографии. Жизнь ленинградцев. Разговоры жителей других городов. Прославление ленинградцев на всю страну.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о героях ВОВ.
Тема 22: Санкт-Петербург – твой город: 1991 - ….
Город, в котором мы живем
Символы Санкт-Петербурга. Свидетели событий. Изменения облика нашего города, района. Почетные гости Санкт-Петербурга. Проблемы нашего города и его жителей. Решение проблемы города и петербуржцев.
Итоговая интерактивная игра «Я знаю свой город»
Курс занятий второй год обучения (34 ч.)
«Страницы истории жизни нашего края»
(малая Родина)
ТЕМА
|
Количество часов
|
Всего часов
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Стрельна.
Расположение Стрельны.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Воды Стрельны.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Растительности Стрельны.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Стрельна до Петра I.
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Достопримечательности Стрельна.
|
1
|
-
|
2
|
3
|
Немецкая колония.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
« Петровский парадиз – Петродворец »
Место расположение г.Петродвореца.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Водоемы Петродворца.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Парки Петродворца.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Петродворец в годы Великой Отечественной войны.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Главные достопримечательности Петродворца.
|
1
|
2
|
2
|
5
|
Город Ломоносов
Расположение города Ломоносова.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Воды города Ломоносова.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Растительность города Ломоносова.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Достопримечательности Ломоносова.
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Стрельна.
Тема1: Расположение Стрельны.
Поверхность города. Погода и времена года в Стрельне.
Тема 2: Воды Стрельны.
Река Стрелка. Орловский пруд (экскурсия)
Тема 3: Растительности Стрельны.
По берегам южного берега Финского залива. Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Животный мир. Зеленый наряд городских улиц.
Практическая работа изготовление гербария «Осенний наряд Стрельны»
Тема 4: Стрельна до Петра I.
Деревянный дворец Петра I (экскурсия)
Творческая работа: «Мы были во дворце Петра»
Тема 5: Достопримечательности Стрельна.
Большой дворец. Нижний парк. Константиновский дворец. Усадьбы придворной знати, дворец князя А.Д.Львова, здание вокзала в Стрельне (экскурсии)
Тема 6: Немецкая колония.
Стрельницкая колония. Современная жизнь Нойдорфа.
Практическая работа. Фотоотчет «Наша Стрельна» (с фотографиями любимых и памятных мест поселка)
«Петровский парадиз – Петродворец»
Тема 7: Место расположение г.Петродвореца.
История возникновения Петродворца.
Викторина «История Петергофа»
Тема 8: Водоемы Петродворца.
Пруды Петродворца и парков.
Тема 9: Парки Петродворца.
Парк Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Английский парк, Пролетарский парк (экскурсии)
Творческая работа «Семейная прогулка по Петергофу» (совместное сочинение с использованием рисунков и фотографий)
Тема 10: Петродворец в годы Великой Отечественной войны.
Форма контроля: конкурс творческих работ - сочинение стихотворения на тему «Храбрый Петергоф»
Тема 11: Главные достопримечательности Петродворца.
Нижний и Верхний парки. Фонтаны западной и восточной части Нижнего парка (экскурсии)
Практическая работа: оформление стенгазеты по теме: «Петровский парадиз», составление кроссвордов «Петергофские фонтаны»
Город Ломоносов
Тема 12: Расположение города Ломоносова.
Чем славен город Ломоносов? Поверхность города и породы ее слагающие. Погода и времена года в городе Ломоносове.
Творческая работа: сочинения с рисунками «Этот город Ломоносов»
Тема 13. Воды города Ломоносова.
Пруды Ломоносова и парков.
Тема 14: Растительность города Ломоносова.
Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Грибы окрестных лесов. Животный мир. Зеленый наряд городских улиц.
Тема 15: Достопримечательности Ломоносова.
Дворец Петра III, Китайский дворец и павильон "Катальная горка".
Экскурсия к мемориалу «Мартышкино». Дети знакомятся с историей мемориала.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о любимом пригороде Петербурга, иллюстрации, картинки с книг, открытки. Рисунки детей.
Планируемые результаты
В результате курса занятий по данной программе у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• повысить творческую активность и самостоятельность;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Обучающиеся получат возможность:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы.
Обучающиеся получат возможность:
• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
• расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности.
• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города, а также о красоте родного края и пригородов Санкт-Петербурга;
• Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
• Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
• Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами.
Список использованной литературы:
Е.Д. Юхнева «Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге XIX век. – СПб. : «Паритет», 2005 год.
Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева, И.З. Захваткина, Н.Г. Шейко «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края». Учебник для начальной школы.- СПб. : СМИО Пресс, 2006 год.
|
|
|