|
Пояснительная записка Программа дистанционного курса «Подготовка к егэ по информатике»
Рабочая программа
дистанционного курса обучения
«Подготовка к ЕГЭ по информатике»
для 10-11 классов
Составитель:
учитель информатики МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск Республики Мордовия
Макарова А.В.
Пояснительная записка
Программа дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 и 11 классы) – всего 34 занятия длительностью по 0,5 часа.
Курс рекомендован учащимся 10-11-х классов старшей школы, сдающих ЕГЭ по информатике.
Для успешного изучения данного курса желательно знание обучающимися следующего фундаментального теоретического материала:
единицы измерения информации;
принципы кодирования;
системы счисления;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
-
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования;
основные элементы математической логики;
основные типы информационных моделей;
программное обеспечение;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу информатики, а также отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
повторить методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
тренировать навык решения тестовых заданий в формате ЕГЭ;
тренировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела: «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике», «Тематические блоки» и «Тренинг по вариантам».
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и ее кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование», «Файловые системы», «Обработка графической информации», «Обработка информации в электронных таблицах», «Базы данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технология программирования».
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны
знать
уметь
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 34 лекционно-практических занятий по 0,5 ч. в неделю. Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему плану: повторение основных методов решения заданий по теме, совместное решение заданий ЕГЭ, самостоятельная работа учащихся по решению тестовых заданий. Курс завершается итоговым тестированием в режиме on-line. Лекционно-практических занятия проходят дистанционно при помощи приложения Skype и возможностей сервисов «ЭлЖур» - электронного журнала https://gim12sar.eljur.ru.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса:
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 10 кл. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 11 кл. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
электронного сопровождения УМК:
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
cервисов Google
Образовательная среда Web 2.0 (Google документы, таблицы)
программного обеспечения:
OS Windows XP, 7,8
Пакет офисных приложений MS Office , OO Office
Содержание курса
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.3. Тематический блок «Моделирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.4. Тематический блок «Файловая система»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на тему «файловая система».
2.5. Тематический блок «Технология обработки графической информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
2.6. Тематический блок «Обработка информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.7. Тематический блок «Базы данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.8.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.9. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практические занятия
|
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
|
|
|
|
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ
по информатике.
|
1
|
1
|
|
Раздел 2. «Тематические блоки»
|
|
|
|
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
|
5
|
1
|
4
|
2.2. Тематический блок «Основы логики»
|
4
|
1
|
3
|
2.3. Тематический блок «Моделирование»
|
2
|
1
|
1
|
2.4. Тематический блок «Файловая система»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.5. Тематический блок «Обработка графической информации»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.6. Тематический блок «Обработка информации в электронных таблицах»
|
3
|
1
|
2
|
2.7. Тематический блок «Базы данных»
|
2
|
1
|
1
|
2.8. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
|
2
|
1
|
1
|
2.9. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
|
6
|
1
|
5
|
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
|
3
|
1
|
2
|
Раздел 3. «Тренинг по вариантам».
|
|
|
|
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
|
4
|
1
|
3
|
ВСЕГО:
|
34
|
11
|
23
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Номер
занятия
|
Тема урока
|
Вид занятия
|
Дата проведения занятия
|
Теория
|
Практика
|
1 год обучения – 10 класс
|
|
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
|
Всего: 1
|
|
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
|
1
|
|
|
|
Раздел 2. «Тематические блоки»
|
|
|
2.1. Информация и ее кодирование
|
Всего: 5
|
|
Информация и ее кодирование
|
1
|
|
|
|
Информация и ее кодирование
|
|
4
|
|
|
Информация и ее кодирование
|
|
|
|
|
Информация и ее кодирование
|
|
|
|
|
Информация и ее кодирование
|
|
|
|
|
2.2. Основы логики
|
Всего: 4
|
|
Основы логики
|
1
|
|
|
|
Основы логики
|
|
3
|
|
|
Основы логики
|
|
|
|
|
Основы логики
|
|
|
|
|
2.3. Моделирование
|
Всего: 2
|
|
Моделирование
|
1
|
|
|
|
Моделирование
|
|
1
|
|
|
2.4. Файловые системы
|
Всего: 1
|
|
Файловые системы
|
0,5
|
0,5
|
|
|
2.5. Обработка графической информации
|
Всего: 1
|
|
Обработка графической информации
|
0,5
|
0,5
|
|
|
2.6. Обработка информации в электронных таблицах
|
Всего: 3
|
|
Обработка информации в электронных таблицах
|
1
|
|
|
|
Обработка информации в электронных таблицах
|
|
2
|
|
|
Обработка информации в электронных таблицах
|
|
|
|
2 год обучения – 11 класс
|
|
2.7. Базы данных
|
Всего: 2
|
|
Базы данных
|
1
|
|
|
|
Базы данных
|
|
1
|
|
|
2.8. Телекоммуникационные технологии
|
Всего: 2
|
|
Телекоммуникационные технологии
|
1
|
|
|
|
Телекоммуникационные технологии
|
|
1
|
|
|
2.9. Алгоритмизация и программирование
|
Всего: 6
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
1
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
|
5
|
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование
|
|
|
|
|
2.10. Технология программирования
|
Всего: 3
|
|
Технология программирования
|
1
|
|
|
|
Технология программирования
|
|
2
|
|
|
Технология программирования
|
|
|
|
|
Раздел 3. «Тренинг по вариантам».
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
|
Всего: 4
|
|
Решение ЕГЭ по информатике
|
1
|
|
|
|
Решение ЕГЭ по информатике
|
|
3
|
|
|
Решение ЕГЭ по информатике
|
|
|
|
|
Решение ЕГЭ по информатике
|
|
|
|
Список литературы
Крылов С.С., Ушаков Д.М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. / ФИПИ. – М.: Интелеллект-Центр, 2010.
Островская Е.М., Самылкина Н.Н. ЕГЭ – 2011. ИНФОРМАТИКА: сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2010.
Путимцева Ю.С. Информатика. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011.
Самылкина Н.Н. ЕГЭ. Информатика. Пробный экзамен: учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
. Ушаков Д.М., Якушкин П.А. Информатика. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2013. — М.: Астрель, 2013.
Крылов С.С., Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2013. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. — М.: «Национальное образование», 2012.
Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин П.А. ЕГЭ 2013. Информатика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. — М.: Интеллект-центр, 2013.
Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2013. Информатика. Тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2012.
Евич Л.Н., Лысенко Ф.Ф. (ред.) Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013. — Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ
http://www.fipi.ru/
Официальный сайт Федерального института педагогических измерений
http://ege.edu.ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
http://www.gotovkege.ru/, Готов к ЕГЭ.
http://kpolyakov.spb.ru/download/inf-2013-02.pdf
К.Ю. Поляков ЕГЭ-A10: задачи с интервалами // Информатика, № 2, 2013, с. 4-10.
http://kpolyakov.spb.ru/download/inf-2013-01.pdf
К.Ю. Поляков. ЕГЭ: новые стратегии (задача C3) // Информатика, № 1, 2013, с. 22-27.
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege/online.htm. Онлайн-тесты для подготовки к ЕГЭ
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege/generate.htm. Генератор тренировочных вариантов ЕГЭ
|
|
|