|
Пояснительная записка. Настоящая программа составлена на основе программы Н. В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)»
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе программы Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)» и «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю).
Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс состоит из пяти основных разделов:
Информационная картина мира
-
Программное обеспечение информационных технологий
Техническое обеспечение информационных технологий
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа.
Целью данной программы является:
- развитию информационных умений учащихся, проявляющихся в знании функциональных особенностей технологий хранения и поиска информации и умении активно использовать их в практической деятельности;
- повышению информационной культуры учащихся за счет воспитания ценностного отношения к информации, развития способностей ориентироваться в больших информационных потоках, осуществлять поиск и эффективное использование необходимых данных;
- удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей и интересов школьников;
- развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса и задачника-практикума.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать этот план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Содержание дисциплины
Инструктаж по техника безопасности и правилах поведения в кабинете информатики.
Информационная картина мира
Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы Информационные основы процессов управления. Понятие модели Классификация моделей Представление об объектах окружающего мира. Основные этапы моделирования.
Программное обеспечение информационных технологий
Основы алгоритмизации. Представление о программе. Классификация программного обеспечения. Подходы к созданию программ. Системная среда Windows. Прикладная среда графического редактора Paint. Прикладная среда текстового процессора Word.
Практические работы
Линейные алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы
Параметры файла и папки, действия над файлом и папкой
Работа с окнами графического интерфейса. Запуск программ (приложений)
Работа в Windows как в многозадачной среде. Технология и способы обмена данными
Антивирусная защита информации
Знакомство с окном растрового графического редактора Paint
Создание и редактирование рисунка
Создание и редактирование рисунка с текстом
Знакомство с приемами клавиатурного письма
Знакомство с окном текстового процессора Word. Создание и редактирование документа
Форматирование документа
-
Оформление текста в виде таблицы и печать документа
Включение в текстовый документ графических объектов.
Техническое обеспечение информационных технологий
Компьютер как средство обработки информации. Представление о микропроцессоре. Устройства памяти. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.
Практическая работа «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств».
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
|
Из них
|
Теоретическое обучение, ч.
|
Лабораторные и практические работы, ч.
|
Контрольная работа, ч.
|
Экскурсии, ч.
|
Самостоятельная работа, ч.
|
I.
|
Информационная картина мира
|
7
|
6
|
|
1
|
|
|
II.
|
Программное обеспечение информационных технологий
|
17
|
3
|
12
|
|
|
2
|
III.
|
Техническое обеспечение информационных технологий
|
11
|
7
|
3
|
1
|
|
|
|
Итого
|
35
|
16
|
15
|
2
|
|
2
|
Календарно - тематический план
№ п/п
|
Наименование тем и разделов
|
Вид занятия
|
Количество часов
|
Виды самостоятельной работы
|
Дата проведения занятия
|
Планируемая
|
Фактическая
|
1
|
Информационная картина мира
|
|
7
|
|
|
|
1.1
|
Инструктаж по техника безопасности и правилах поведения в кабинете информатики. Понятие об информации.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
5.09
|
|
1.2
|
Представление информации. Информационная деятельность человека
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
12.09
|
|
1.3
|
Информационные процессы Информационные основы процессов управления
|
Комбинированный урок
|
1
|
Работа по карточкам
|
19.09
|
|
1.4
|
Представление об объектах окружающего мира
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
26.09
|
|
1.5
|
Понятие модели Классификация моделей
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
3.10
|
|
1.6
|
Основные этапы моделирования
|
Комбинированный урок
|
1
|
Работа по карточкам
|
10.10
|
|
1.7
|
Информационная картина мира
|
Урок контроля ЗУН
|
1
|
Тест
|
17.10
|
|
2
|
Программное обеспечение информационных технологий
|
|
17
|
|
|
|
2.1
|
Основы алгоритмизации
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
24.10
|
|
2.2
|
Линейные алгоритмы.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
7.11
|
|
2.3
|
Разветвляющиеся алгоритмы
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
14.11
|
|
2.4
|
Представление о программе.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
21.11
|
|
2.5
|
Классификация программного обеспечения. Подходы к созданию программ.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
28.11
|
|
2.6
|
Основы алгоритмизации
|
Урок контроля ЗУН
|
1
|
Тест
|
5.12
|
|
2.7
|
Параметры файла и папки, действия над файлом и папкой
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
12.12
|
|
2.8
|
Работа с окнами графического интерфейса. Запуск программ
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
19.12
|
|
2.9
|
Работа в Windows как в многозадачной среде. Технология и способы обмена данными
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
26.12
|
|
2.10
|
Системная среда Windows
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
16.01
|
|
2.11
|
Антивирусная защита информации.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
23.01
|
|
2.12
|
Прикладная среда графического редактора Paint. Знакомство с окном растрового графического редактора Paint.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
30.01
|
|
2.13
|
Создание и редактирование рисунка. Создание и редактирование рисунка с текстом.
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
6.02
|
|
2.14
|
Прикладная среда текстового процессора Word. Знакомство с приемами клавиатурного письма.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
13.02
|
|
2.15
|
Знакомство с окном текстового процессора Word. Создание и редактирование документа.
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
20.02
|
|
2.16
|
Включение в текстовый документ графических объектов».
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
27.02
|
|
2.17
|
Программное обеспечение информационных технологий
|
Урок контроля ЗУН
|
1
|
Тест
|
5.03
|
|
3
|
Техническое обеспечение информационных технологий
|
|
11
|
|
|
|
3.1
|
Компьютер как средство обработки информации.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
12.03
|
|
3.2
|
Представление о микропроцессоре.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
19.03
|
|
3.3
|
Устройства ввода. Устройства вывода информации.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
26.03
|
|
3.4
|
Соединение блоков и устройств компьютера.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Практическая работа
|
9.04
|
|
3.5
|
Подключение внешних устройств.
|
Практическая работа
|
1
|
Практическая работа
|
16.04
|
|
3.6
|
История развития компьютерной техники.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
|
|
23.04
|
|
3.7
|
История развития компьютерной техники.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Доклады
|
30.04
|
|
3.8
|
Классификация компьютеров по функциональным возможностям.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
7.05
|
|
3.9
|
Классификация компьютеров по функциональным возможностям.
|
Урок изучения новых ЗУН
|
1
|
|
14.05
|
|
3.10
|
Техническое обеспечение информационных технологий
|
Урок контроля ЗУН
|
1
|
Письменная работа
|
21.05
|
|
3.11
|
Связь информатики с другими науками.
|
Лекция
|
1
|
|
28.05
|
|
|
Итого
|
|
35
|
|
|
|
ЗУН – знания, умения, навыки.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень):
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
- создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплект для учителя:
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Программное обеспечение:
Электронный калькулятор Numlock Windows- CD
Электронный калькулятор Операционная система Windows
Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office
Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый редактор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый процессор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
Менеджер загрузки файлов FlashGet Windows- CD
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
|
|
|