Главная страница

Пояснительная записка. Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год


Скачать 158.68 Kb.
Название Пояснительная записка. Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год
Е. Ю. Сухаревской
Дата 09.03.2016
Размер 158.68 Kb.
Тип Программа


Пояснительная записка.

Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год – 33 часов.

Уровень рабочей программы – базовый.

Данная программа составлена на основе программы созданной коллективом авторов под руководством Е. Ю. Сухаревской.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Содержание программы:

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (1ч)

Родной край.

Природа Донского края (21ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии (5ч)

«Краски осени», «Зимний узор», «Весна красна», «Летние забавы», «У водоёма».

Обобщающий урок (1 час).

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса.

Знать:

  • название области, в которой они живут;

  • символы Ростовской области;

  • какие бывают времена года;

  • как называются все месяца в году;

  • какие сезонные изменения происходят в природе нашего края;

  • чем могут заниматься люди в разные времена года в нашей области;

  • как меняется жизнь животных и птиц в течение года;

  • что растет в саду, огороде, лугах и полях летом и осенью;

  • что растет вдоль водоемов;

  • историю Донского края;

  • обряды и праздники чтимые на Дону;

  • знать правила поведения в школе.

Уметь:

  • раскрашивать картинки;

  • декламировать стихи;

  • разгадывать кроссворд;

  • рисовать животных и птиц;

  • составлять рассказ по теме и картинке;

  • отгадывать загадки;

  • делать поделки из природного материала;

  • выбирать наиболее безопасный путь в школу;

  • ориентироваться по географической карте.

Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

Уроки

Контроль знаний

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

1

Введение


1

0,5




0,5

2

Я и окружающий мир


1

0,5




0,5

3

Природа Донского края


21

10

2,5

8,5

4

Человек и природа


4

1

1

2

5

Экскурсии


5

0,5




4,5

6

Обобщающий урок


1

1










Всего часов

33

13,5

3,5

16


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ДОНОВЕДЕНИЕ».

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во уроков

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля. Измерители

Информационное сопровождение

по плану

факт

1.

Вводный урок. Мы теперь не просто дети.

06. 09.




1

Изучение нового материала.

Беседа.

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Раскрашивание картинки на с. 3.


Знать: какие изменения произошли в их жизни с приходом в школу.

Уметь: объяснить как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс.

Раскрашивание картинки на с. 3.

Презентация «Первоклассник»

2.

Родимый край.

13. 09.




1

Изучение нового материала.

Беседа.

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (С. 5) Раскрашивание картинкина с 4.Составление рассказа по картинке.

Знать: где они живут. Чем прекрасен наш край, чем знаменит.

Уметь: объяснять почему наш край так называется.

Раскрашивание картинки.

Просмотр презентации.

3.

Времена года.

20. 09.




1

Освоение новой темы.

Беседа.

Времена года. Разгадывание кроссворда на с 6. Раскрашивание картинки на с. 6.

Знать: времена года.

Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.

Кроссворд.

Картинки с временами года.

4.

Осень. Осенние месяцы.

27. 09.




1

Изучение нового материала.

Беседа.

Разгадывание кроссворда (с. 7). Чтение учителем (с. 8) ( страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (с. 7).

Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.

Кроссворд. Картинки.

Картинки с осенним пейзажем.

5.

Экскурсия «Краски осени».

04. 10.




1

Закрепление материала.

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе родного хутора. Декламированиестихотворений об осени. Сбор природного материала.

Знать: как изменилась местность вокруг с приходом осени.

Экскурсия.




6.

Осенние изменения в природе.

11. 10.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Раскрашивание картинки (с. 9). Беседа об осенних изменениях в природе. Осенние месяцы.

Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе.

Картинки.

Картинки с осенним пейзажем.

7.

Растения осенью.

18. 10.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево»? Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев).

Знать: какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения.

Уметь: объяснить, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных.

Раскрашивание картинок. Изготовление поделок.

Картинки, поделки. Презентация «Растения осенью».

8.

Листья желтые летят…

25. 10.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

Знать: в какой цветовой гамме бывают листья осенью.

Уметь: раскрашивать листья красками.

Раскрашивание листьев.

Природный материал.

9.

Занятия людей осенью.

08. 11.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа покартинке.

Знать: чем могут заниматься люди осенью.

Уметь: составлять рассказ по картинке.

Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

Презентация «Занятия людей осенью».

10.

Что растет в огороде и в саду?

15.11.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Знать: что растет в наших полях.

Уметь: сочинять рассказ по картинкам.

Разгадывание кроссворда.

Презентация «Что растет в огороде и в саду».

11.

Что растет в поле?

22.11.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

Знать: что растет в поле.

Уметь: изготавливать подделки из природного материала.

Изготовление поделок.

Презентация Что растет в поле

12.

Жизнь животных осенью.

29. 11.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).

Знать: какие изменения происходят в жизни животных осенью.

Уметь: отгадывать загадки.

Разгадывание загадок.

Презентация

13.

Осень в моем краю.

06.12.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

Знать: какие изменения произошли в нашем краю.

Составление рассказа.




14.

Экскурсия «Зимний узор».

13. 12.




1

Освоение новой темы.

Экскурсия.

Экскурсия по хутору. Что происходит в нашем крае с приходом зимы.

Знать: какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора.

Экскурсия.




15.

Зимняя сказка.

20. 12.




1

ИНМ

Комбинированный урок.

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.


Знать: какие есть зимние месяцы.

Уметь: сочинять рассказ.

Фронтальный опрос.

Сказка «12 месяцев».

16.

Зимние изменения в природе.

27. 12.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

Знать: признаки зимы.

Уметь: сочинять рассказы.

Фронтальный опрос.

Презентация «Зимушка, Зима».

17.

Жизнь животных зимой.

17. 01.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.


Знать: как меняется жизнь животных с приходом зимы.

Уметь: сочинять рассказы.

Составление рассказа.

Презентация.

18

Живой уголок.

24. 01.




1

Изучение нового материала

Комбинированный урок.

Составление рассказа о своих любимых домашних животных. Разгадывание кроссворда.

Уметь: сочинять рассказ.

Составление рассказа.




19.

Занятия людей зимой.

31. 01.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Знать: чем могут заниматься люди зимой.

Уметь: составлять рассказ по картинке.

Составление рассказа

Презентация.

20.

Весна. Весенние месяцы.

07. 02.




1

Освоение новой темы.

Комбинированный урок.

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

Знать: что это за время года – весна.

Уметь: раскрашивать картинки, выразительно читать.

Раскрашивание картинок.

Презентация

21.

Экскурсия «Весна красна».

14. 02.




1

Закрепление материала.

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

Знать: какие изменения происходят в природе весной.

Уметь: объяснить почему это происходит.

Фронтальный опорос.




22.

Весенние изменения в природе.

28. 02.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.


Знать: какие изменения происходят в природе весной.

Уметь: составлять рассказ.

Составление рассказов.

Презентация.

23.

Растения весной.

07. 02.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

Знать: что происходит с растениями весной.


Раскрашивание картинок.

Презентация.

24.

Жизнь животных весной.

14. 03.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок.

Знать: как меняется жизнь животных с приходом весны.

Уметь: рисовать птиц.

Конкурс рисунков.

Презентация.

25.

Занятия людей весной.

21. 03.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Знать: чем занимаются люди весной.

Уметь: составлять рассказ.

Составление рассказа.

Презентация.

26

Экскурсия «Летние забавы»

04. 04.




1

Закрепление материала.

Экскурсия.

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала.

Знать: какие изменения происходят в природе с приходом лета.

Уметь: рассказывать стихи о лете.

Конкурс чтецов.




27.

Летние изменения в природе.

11. 04.




1

Освоение новой темы.

Экскурсия.

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

Знать: как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы.

Уметь: раскрашивать картинки.


Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.

Презентация.

28.

Что растет на лугу?

18. 04.




1

Закрепление материала.

Комбинированный урок.

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

Знать: что растет в наших полях, огородах и садах летом.

Уметь: разгадывать кроссворд.

Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.

Презентация.

29.

Экскурсия на водоем.

25. 04.




1

Закрепление материала.

Экскурсия.

Беседа водоёмах края. Рисование.

Знать: какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Сал.


Конкурс рисунков.




30.

Что растет у водоема?

05. 05.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

Знать: какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема.

Уметь: применять полученные знания на практике.

Конкурс рисунков.

Презентация.

31.

Жизнь животных летом.

16. 05.




1

Закрепление материала.

Экскурсия.

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Знать: как меняется жизнь животных летом.

Уметь: рисовать животных и птиц; сочинять рассказ.

Конкурс рисунков и сочинений.




32.

Занятия людей летом.

23. 05.




1

ИНМ

Комбинированный урок

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Знать: чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом.

Уметь: составлять рассказ, раскрашивать картинку.

Составление рассказа, раскрашивание картинок.

Презентация.

33.

Обобщающий урок.

30. 05.




1

Закрепление материала.

Беседа.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.

Знать: сезонные изменения природы.

Уметь: выделять главное из изученного.

Раскрашивание картинок.







Всего часов:

33


























Используемая литература.

  1. Доноведение: Рабочая тетрадь (1 класс). – Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.

  2. М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.

  3. Медиаресурсы: CDДоноведение. - Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.