«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Директор ГБОУ ЦПМСС
Выборгского района СПб
_____________А.Н. Кургинова
«____» __мая __2013 года
Аналитический отчёт по результатам проведения групповых занятий в ГБОУ ЦПМСС Выборгского р-на Санкт- Петербурга ( 2012/2013 учебный год).
Педагог- психолог Побединская И.В.
В 2012/2013 учебном году мною велись групповые занятия по программам «Все цвета, кроме чёрного» ( модифицированный вариант) и «ДАРтС» ( модифицированный вариант). Продолжительность занятий составила 3 месяца - с середины февраля по середину мая ( 13 занятий).
-
По программе «Все цвета, кроме чёрного», обучались учащиеся 5-6 классов ( младшие подростки). Из 5 детей двое отчислены в связи с длительным непосещением занятий без уважительной причины. По программе «ДАРтС» обучались 13 детей, двое отчислены в связи с длительным непосещением занятий без уважительной причины, на их места взяты новые учащиеся.
В начале занятий проводился опрос родителей учащихся с целью выявления запросов и ожиданий.
Родителями были заявлены следующие проблемы:
-
Неуверенность в себе, низкая самооценка, тревожность,
|
3
|
Невнимательность, неусидчивость
|
6
|
Конфликтность, низкая эмоциональная устойчивость, проблемы в отношениях с окружающими, отсутствие друзей
|
9
|
Сниженное настроение, апатия
|
2
|
Отклоняющееся поведение ( прогуливает школу, ворует, врёт)
|
1
|
Низкая учебная мотивация
|
3
|
Уход в придуманный мир, отрыв от реальности
|
1
|
Неумение общаться, выражать свои чувства и мысли, конструктивно взаимодействовать
|
6
|
Таким образом, основные проблемы детей обучающихся на групповых занятиях связаны с коммуникативной сферой и проблемами волевого регулирования поведения. В связи с этим программа занятий была модифицирована под конкретный запрос, в частности, увеличено количество занятий, направленных на развитие произвольного поведения и обучению конструктивному поведению.
В начале и в конце цикла занятий была проведена диагностика самооценки детей (Лесенки) , а также семантический дифференциал «Мой ребёнок» для родителей, что позволило выявить индивидуальную картину проблем по каждому ребёнку. В частности, выяснилось, что некоторые дети считают себя недостаточно умными и даже глупыми, при удовлетворительном уровне школьной успеваемости. Это говорит о низкой самооценке ребёнка в области интеллектуальных достижений. Таким детям на занятиях я старалась создать атмосферу поддержки и принятия, провела дополнительную консультацию для родителей по коррекции стиля родительского поведения, что в конечном итоге дало результат.
В ходе проведения занятий я использовала диагностическую методику «Стандартизированное наблюдение», позволяющую мне дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка. В качестве наблюдаемых параметров я выбрала следующие:
-
Закрытость - открытость
|
Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения
|
пассивность - активность
|
Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений.
|
агрессивность – доброжелательность
|
Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы
|
критичность – терпимость
|
Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию».
|
пессимизм – оптимизм
|
Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей.
|
расторможенность – нормативность
|
Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий).
|
уровень креативности
|
Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество)
|
Уровень включённости
|
Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.
Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях.
|
Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла). Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды - в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.
Результаты исследований представлены на диаграммах.
Из диаграммы видно, что параметр «открытость- закрытость» оказался вполне гибким и предположительно зависел от атмосферы доверия и поддержки в группе.
Параметр «пассивность- активность»также дал существенную положительную динамику ( исключение составили случаи, когда у ребёнка активность и так была очень высокой).
Улучшение результатов по параметру «агрессивность- доброжелательность « связана с моей точки зрения как с тем, что дети обучались ненасильственным методам коммуникации и усваивали способы конструктивного взаимодействия друг с другом, так и тем, что в группе образовались дружеские связи и отношения.
По параметру «критичность- терпимость» несколько иная картина- в основном это умение достигло максимума уже к середине цикла занятий и дальше уже существенно не изменилось. Это объясняется тем, что за 1,5 месяца дети усвоили групповые нормы поведения, не приветствующие критику и оценочные суждения в адрес участников группы, а далее- только поддерживали общение в усвоенном формате.
Очень многие дети улучшили свои показатели по параметру «оптимизм- пессимизм», что косвенно говорит о повышении уверенности в себе, по крайней мере, в области умений, получаемых в рамках занятий. Нужно сразу сказать, что прямой цели развить художественные способности детей не ставилось, художественное творчество использовалось лишь как средство самовыражения, способ самопознания.
Из графика видно, что проблемы по данному качеству имелись лишь у некоторых детей. Радует, что подвижки даже зат такое короткое время произошли, однако, глупо было бы ожидать, что такое качесвто, как нормативность ( в противовес импульсивности и поведенческой расторможенности) за 3 месяца разовьётся до необходимого уровня. Однако, мама П.В. ( 8 лет) ссылалась на мнение классного руководителя, что умения, полученные на занятиях, распространились и на школьные занятия. Возможно, это связано ещё и с тем, что упал уровень напряжённости и тревоги вследствие работы с личностными проблемами ребёнка и это стало не так ярко проявляться в двигательной сфере.
Уровень творческих способностей детей изменился незначительно ( исключение составляют те дети, которые оценивались родителями и психологом, как дети с заниженной самооценкой.) Однако, изменения в лучшую сторону, хоть и незначительные, всё же произошли.
На графике видно, что уровень включённости возрос почти у всех детей. Дети с удовольствием посещали занятия, считали их важными и полезными, даже находясь на больничном, стремились не пропускать занятия. Отдельно хочется сказать о том, что 4 ребёнка были отчислены с занятий по причине большого количества пропусков занятий без уважительной причины. Все эти дети были « из списка ожидания» других психологов. Это значит, что личного непосредственного контакта с родителями этих детей у меня не было. Можно предположить, что уровень мотивации, (который формируется у родителей в том числе при проведении индивидуальных консультаций), был недостаточен для посещения длительного цикла занятий. Не зная меня как психолога, не чувствуя личностной заинтересованности в посещении их детьми занятий, родители уставали возить детей и начинали пропускать занятия. Напрашивается вывод о нецелесообразности включения в группу детей из листов ожидания других психологов.
ВЫВОД: Цели и задачи, поставленные в курсах групповых занятий, частично или полностью решены. Статистические данные свидетельствуют о целесообразности проведения данных курсов в целях психокоррекции детей и подростков.
|