«Педагогическая разработка»
В семейном кругу мы жизнь создаем?
Пояснительная записка
Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.
Цели:
образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;
воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям;
развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства, со смыслом обряда венчания, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.
Ключевые понятия урока: семья, венчание, бремя, семейные традиции.
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.
Ожидаемые результаты: расширение представления о семье, родстве, семейных обрядах, уважении и взаимной помощи.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, семейные фотографии, музыка с песней «Родительский дом».
Ход урока
1. Объявление темы, целей и задач урока.
- Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Что может быть семьи дороже? (слайд 3)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
2. Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме)
- Для чего люди создают семью? (Слайд 4)
- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).
Родственники бывают ближние и дальние.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
3.Открытие новых знаний.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Рассказ учителя об особенностях семейных традиций в православной культуре. (слайд 5)
- Вчитаемся еще раз в библейский рассказ о создании человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».
(Слайд 6)
- Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.
Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.
Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.
Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
- Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей любви.
Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).
4. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
5. Чтение библейской истории (слайд 7)
Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида . По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата , где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет.
У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.
6. Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о семье.
Составить пословицы (приложение 1)(Слайд 8)
Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.
Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.
В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь своих детей высоким смыслом. Поэтому они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.
7. Закрепление изученного (слайд 9)
- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
- Что означает венец над молодоженами?
- Какое поведение называется хамским?
- Какие традиции есть в твоей семье?
8. Чтение стихов о семье, просмотр семейных фотографий (под музыку «Родительский дом») ( приложение2)
Наша семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
19. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд10 - 11)
- Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.
- Для этого вам нужно подумать, каким может быть герб семьи?
- Как вы его представляете?
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
- Что может быть в гербе?
10.Рефлексия
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Правильно, семья! (Слайд 12)
Это близкие и родные люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
-
Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
11. Домашнее задание:
написать сочинение «Наша дружная семья»
|