|
Пояснительная записка Цикл внеклассных мероприятий «Этих дней не смолкнет слава!»
Юнусова Е.А.
преподаватель изобразительных дисциплин,
НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств»,
г.Нефтеюганск, ХМАО-ЮГРА, Россия.
«Животные в строю» -классный час-выставка
Из цикла внеклассных мероприятий «Этих дней не смолкнет слава!»
Пояснительная записка
Цикл внеклассных мероприятий «Этих дней не смолкнет слава!», посвящен страничкам истории в годы Великой Отечественной войны. Данный материал явился итогом большой ,творческой работы учащихся и педагога по изобразительным дисциплинам (классного руководителя ). Поисковая работа для творческих композиций по предмету «Композиция», велась в течении учебной четверти. Собран богатейший материал, выполнены содержательные и выразительные рисунки ,которые образовали новые под темы ,одну из которых , я представляю в качестве конкурсного материала. Коллективный творческий проект апробирован и ежегодно «работает» ,как классные часы, тематические занятия и выставки в рамках патриотического воспитания на отделении ДПИ .
Формы и методы реализации.
Выбор и обсуждение темы . Ученикам 4 класса было предложено создать творческие композиции по теме Великая Отечественная война , самостоятельный выбор сюжета ,который ребята должны были раскрыть в своих работах. После обсуждения было решено, что темы «Дети войны», «Животные в строю» наиболее близки и интересны ребятам и требуют детального изучения.
Совместная деятельность педагога и учащихся. Работа с литературой, поиск материалов в Интернете, разработка эскизов ,обсуждение, выбор формата, художественного материала. Учащиеся разделились на тематические группы . Объёмный материал по темам включил в себя много уникальной и ценной информации. Ученики пожелали написать мини сочинения к своим композициям, некоторые опирались на воспоминания о Великой Отечественной войне своих близких. Подготовлен содержательный и интересный материал, который можно использовать не только на учебных предметах «Изобразительное искусство», «Композиция», но и для классного часа, творческой выставки и т.п.. Было решено разработать цикл внеклассных и учебных мероприятий «Этих дней не смолкнет слава!» , апробировать материал на классном часу для сверстников, затем архивировать и использовать во внеклассной работе отделения.
Самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений. Основная роль в проведении классного часа отведена учащимся, так как информация, преподнесенная сверстниками, воспринимается лучше, и дети, выступая в роли авторов и докладчиков, серьезнее относятся к тем событиям, о которых рисуют и рассказывают.
Проведение мероприятия. Время проведения – 40 мин.
Цели: Формирование исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
Создать условия для положительной мотивации учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;
Развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости учащихся; Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Роль и место темы:
Материал, собранный в ходе работы может быть использован:
На уроках «Изобразительного искусства», «Композиции».
Во внеурочной деятельности – классные часы, уроки мужества, экскурсии , выставки, конкурсы, публикации в местной прессе.(интеграция изобразительного искусства, истории, литературы , музыки)
Оборудование: Творческая выставка работ учащихся, мультимедийная презентация.
Содержание классного часа
Эпиграф: 22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал сильный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война нашего народа, которая длилась 1418 дней и ночей. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Великая Отечественная война была труднейшим испытанием и величайшим подвигом нашего народа.
Часть первая
(Класс оформлен тематическими композициями по материалам прошедших классных часов: «Дети войны», «Дети полка», «Дети тыла», «Сёстры милосердия», « В плену», «Бой», «Победа». Классный руководитель произносит слова обращаясь к каждому рисунку в соответствии с текстом.(Приложение №1,рис.№1-7))
Классный руководитель: Героическое поколение победителей с каждым днем, с каждой минутой приближали нашу Победу. В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый .
Женщины во время войны служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя.
Дети наравне со взрослыми боролись с врагом: становились «сыновьями полков», партизанскими связными, разведчиками и даже подрывниками. Они быстро взрослели, работали на военных заводах, фабриках, помогали взрослым ухаживать за ранеными .
Время неумолимо идет вперед, но оно не властно над памятью народной.
Часть вторая
Животным в строю посвящается наша творческая
выставка -рассказ
(Интерактивная выставка творческих работ учащихся, смена фотоматериала происходит в соответствии с текстом ,который излагают классный руководитель и ученики)
Классный руководитель: Прошло шестьдесят девять лет, как мир стал свидетелем подвига советского народа. Наши деды и прадеды в очередной раз доказали справедливость слов Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.
Сегодня, Мы расскажем о животных, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Ученик: -ЛОШАДИ -Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
На Поклонной горе установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. (Приложение 2, фото №1)
Ученик: -ГОЛУБИ -Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь. Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. Голубиные налеты подавляюще действовали на психику солдат и офицеров вермахта. (Приложения1,2;рис.№10,фото №2)
Ученик: -ВЕРБЛЮДЫ- Верблюдов Машу и Мишу из посёлка Нижний Баскунчак в 1941 году «призвали» на фронт в качестве тягловой силы. Выносливые животные дошли до Берлина вместе с солдатами. А 8 мая 1945 года расчёт орудия, передвигаемого верблюдами, защищал воинов, водружавших Знамя Победы над рейхстагом. Памятник верблюдам установили в Астраханской области . (Приложение 2, фото №3)
Ученик: -СОБАКИ- Первую и единственную в России Центральную школу военного собаководства «Красная звезда» создал ученый, генерал-майор Григорий Медведев. Уже к началу 1941 года эта школа готовила собак по 11 видам служб. (Приложения 1,2;рис.№8,фото № 4)
Ученик: Ездовые собаки - около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжело раненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов. (Приложение 2, фото №5)
Ученик: Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч, вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Наши четвероногие миноискатели разминировали Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин. Общая протяженность военных дорог проверенных собаками составила 15153 км. (Приложение 2, фото №6)
Ученик: Собаки-связисты – в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км. телефонного провода. Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет. Знаменитая собака Норка доставила 2398 боевых донесений. Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.
(Приложения 1, 2;рис.№9,фото №7)
Ученик: Собаки-истребители танков - шли на смерть подорвав более 300 фашистских танков. Лишь за один день боев за Сталинград боевые собаки подорвали 27 фашистских танков. Немцы боялись таких псов больше, чем противотанковых орудий. Из донесения командующего 30-й армии генерал-лейтенанта Д.Д.Лелюшенко. – «Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».
(Приложения 1,2;рис.№11,фото №8-9)
Ученик: Санитарные собаки -находили тяжело раненых солдат в болотах, лесах, оврагах и приводили к ним санитаров, неся на своих спинах тюки с медикаментами и перевязочным материалом. Если боец оказывался жив — а собаки были выучены это определять! — четвероногий санитар начинал вылизывать раненого, приводил в чувство. Потом собака подставляла раненому бок, чтобы человек мог открыть санитарную сумку, выпить водки, сделать себе перевязку, перевалиться на санки. Тюменские охотничье-ездовые лайки Жучок, Моряк и Товарищ прошли путь от Дона до Праги. Эти лайки вывезли 700 тяжелораненых советских бойцов и командиров. Лайка Жучок был дважды ранен. (Приложения 1,2;рис. №12, фото №10)
Ученик: Собаки разведывательной службы -сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.
(Приложение 2, фото №11)
Ученик: Диверсионные собаки- подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Боевые собаки-разведчики и диверсанты участвовали (за линией фронта) в стратегической операции «Рельсовая война» , «Концерт» –по выводу из строя железнодорожных путей и подвижного состава в тылу врага. (Приложение 2, фото №12)
Классный руководитель: Через полтора месяца после окончания Великой Отечественной войны 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. По своему размаху, по количеству участников — около пятидесяти тысяч солдат, офицеров и генералов со всех фронтов, парад стал самым большим и в истории России, и в истории Советского Союза.
И вот по лиловой брусчатке Красной площади двинулись сводные полки всех фронтов, от Карельского до 4-го Украинского, сводный полк Военно-Морского флота, части гарнизона Московского военного округа. Прогрохотали гусеницами знаменитые танки Т-34, прошла артиллерия всех калибров, лихо прогарцевала конница. И вдруг, в завершение парада на Красной площади показались … собаки. Мягко ступая упругими сильными лапами, они шагали рядом со своими проводниками-солдатами, у левой ноги, четко держа равнение, точно понимая всю значительность момента. (Приложение 2, фото №13-14)
Ученик: На том историческом параде за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады – собаку по кличке Джульбарс.
Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов, он участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги и соборов Вены. Отменное чутьё неутомимого пса отмечали и сапёры, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе.
Красная площадь видела много парадов, но только один раз, на Параде Победы по ней прошел целый сводный батальон собак.
Часть третья- заключение
(Ученик читает текст ,параллельно демонстрируется плейкаст «В память о собаках войны». Звук: Paul Mauriat - "Mama". Composed by: Sonny Bono/ J. Monty. Аlbum "Blooming Hits" 1968г. - www.allmusic.com. Изображение: Сайт ura.9may.ru - Мгновения Великой войны - Июнь 1944 года. 1-й Украинский фронт. Собачья упряжка везет раненого бойца в госпиталь.© РИА Новости. Фото О. Игнатович - ura.9may.ru. Коллаж olbor. Текст: Сергей Ерошенко - В память о собаках войны - www.stihi.ru.Андрей Попов - ЖИВОТНЫЕ В СТРОЮ(выдержки) - www.specnaz.ru)
Сколько сказано слов.
Может чья- ни будь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках- бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда- то его!
Связки мин и гранат
Относили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!
Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и сблизили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
Сергей Ерошенко
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1.Советская энциклопедия Великой Отечественной войны в 1941- 1945. Москва 1985.
2.Архив творческих детских работ автора.
3.http://www.playcast.ru/view/1220371/d43172c6a78c07f60aad71b42470a74df7c9aebbpl -Плейкаст «В память о собаках войны»
4.
http://vm.ru/news/2013/05/07/sem-sobak-geroev-velikoj-otechestvennoj-vojni-195333.html
5.http://wingedsportsmens.ru/viewtopic.php?id=25-о
6.http://smiletv.org/golubi-geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny/
7.http://golubevod.moibb.ru/viewtopic.php?f=55&t=214
8.http://ura.9may.ru/report/20100317/209582054_10.html
9. http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm
10. http://www.sergiev-posad.ru/gorod/history/?id=3852
11.http://www.world-war.ru/cat_index_130.html
Приложения
Приложение №1
|
|
|
|
Рис. №1-«После войны»
|
Рис.№2-«Санитарка»
|
Рис.№3-«Военное детство моей бабушки»»
|
|
|
|
Рис. № 4-«Дети лагерей»
|
Рис. №5 -«Поможем фронту»
|
Рис. № 6-«Подвиг»
|
|
|
|
Рис. № 7-«Боевые подружки»
|
Рис. № 8-«На границе»
|
Рис. №9 -«Секретное задание»
|
|
|
|
Рис.№10 -«Важный пакет»
|
Рис.№11 -«Ура !!!»»
|
Рис.№12 -«Рыжая и пушистая санитарочка»
|
Приложение №2
|
Фото №1
|
Фото №2
|
Фото №3
|
Фото №4
|
Фото №5
|
Фото №6
|
Фото №7
|
Фото №8
|
Фото №9
|
Фото №10
|
Фото №11
|
Фото №12
|
Фото №13-14
|
|
|
|