|
Постоение основы конструкции прямой юбки
ПОСТОЕНИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ ПРЯМОЙ ЮБКИ
Для построения чертежа основы юбки необходимо вначале построить сетку, а затем на ней чертеж. Основными измерениями фигуры являются полуобхват талии Ст, полуобхват бедер Сб и длина изделия. Длину юбки определяют сзади, спереди и сбоку.
Прибавка на свободное облегание к ширине основных участков юбок по линии талии Пт и бедер Пб.
П о с т р о е н и е с е т к и (рис. 1). Линия середины заднего полотнища. В левом верхнем углу листа бумаги ставится точка Т и из нее проводится вниз вертикальная линия.
Л и н и я н и з а. От точки Т по намеченной вертикальной линии откладывают отрезок, равный мерке Длины юбки от талии сзади, и ставят точку Н. Из точки Н вправо проводят горизонтальную линию. Отрезок НТ соответствует длине юбки сзади и является серединой заднего полотнища. НТ = Дюсз.
Л и н и я б е д е р. От точки Т полинии середины заднего полотнища откладывают отрезок, равный 1/5 мерки объема бедер (Об), и ставят точку Б. (В практике расстояние от линии талии до линии бедер принимается равным 18—20 см; для фигур с низкими бедрами уровень линии бедер определяется меркой, снятой от линии талии до высшей точки ягодиц.) Из точки Б вправо проводят горизонтальную линию.
Л и н и я с е р е д и н ы п е р е д н е г о п о л о т н и щ а. От точки Б по лиравный мерке полуобхвата бедер с прибавкой на свободное облегание по линии бедер, и ставят точку Б1.
ББ1 = Сб + Пб.
Через точку Б1 проводят вертикальную линию, соответствующую линии середины переда юбки. Ее пересечение с линией низа обозначается буквой Н1. От точки Н1 вверх по вертикали откладывают отрезок, равный мерке длины переда, и ставят точку Т1:
Н1Т1 = Дюсп.
Л и н и я б о к о в ы х с р е з о в. От точки Б вправо откладывают отрезок, равный половине мерки полуобхвата бедер с прибавкой на свободное облегание минус 0—1 см, и ставят точку Б2
ББ2=(Сб + Пб)/2-(0-1)
Из точки Б2 проводят вертикальную линию. Пересечение ее с линией низа обозначают точкой Н2. От точки Н2 вверх откладывают длину юбки и ставят точку Т2.
Н2Т2 = Дюсб.
Точки T, Т2 и Т1 T2 соединяют плавными линиями.
В ы т а ч к и. На чертеже прямой двухшовной юбки принято делать три вытачки. Сумма растворов всех вытачек равна разности в готовом изделии между шириной юбки по линии бедер и шириной по линии талии.
Сумма растворов вытачек равна 2(ТТ2 + Т2Т1) - (Ст + Пт) + П, где Пт — прибавка на свободное облегание, а П — припуск на припо-садку юбки относительно пояса или корсажа, равный 0,5—1 см. (Вытачки должны быть направлены на точки наибольших выпуклостей, поэтому их направление, величина и количество зависят от телосложения.)
Раствор боковой вытачки равен половине суммы растворов вытачек. От точки Т2 влево и вправо откладывают по половине раствора боковой вытачки.
Затем определяют положение задней вытачки. Это — отрезок ББ3 = 0,4ББ2. Из точки Б3 вверх восстанавливают перпендикуляр, который пересекается с линией талии в точке Т3. Раствор задней вытачки равен 0,35 суммы растворов вытачек. От точки Т3 в обе стороны по линии талии откладывают по половине раствора задней вытачки.
Положение передней вытачки определяется отрезком Б1Б4 = 0,4Б1Б2. Из точки Б4 вверх восстанавливают перпендикуляр, который пересекается с линией талии в точке Т4. Раствор передней вытачки равен 0,15 суммы растворов всех вытачек. От точки Т4 в обе стороны по линии талии откладывают по половине раствора передней вытачки.
В среднем длина задней вытачки 15—17 см, боковой—16—20 см, передней — 10—12 см. Вытачки оформляют слегка вогнутыми линиями.
Окончательно верхний срез юбки оформляют в лекалах плавными вогнутыми линиями при закрытых вытачках.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Моделирование — это создание образца модели, по которому в дальнейшем изготовляют головные уборы.
Моделирование головных уборов тесно связано с направлением моды в одежде, так как оно подчинено общему решению ансамбля. Головной убор, бесспорно, занимает ведущее место среди различных дополнений. Он завершает туалет, от его общего вида, формы, материала, цвета и отделки во многом зависит и ансамбль одежды в целом.
Головной убор должен соответствовать стилю пальто, платья, костюма. Так, дорожный костюм требует строгой шляпы или берета, а к нарядному платью хороша будет шляпа стиля фантази. Направление моды в одежде, в частности в головных уборах, постоянно изменяется. Мода кратко-временна. Наиболее ярко изменение моды выражается в смене формы, силуэта и пропорций головных уборов. Под влиянием моды изменяется манера ношения головных уборов (надетые прямо, или несколько отогнутые назад, или с наплывом вперед, симметрично или асимметрично), что не очень бросается в глаза.
Мода проявляется и в конструктивных особенностях. Например, в определенный промежуток времени бывает предпочтительны береты одной и той же формы, но состоящие то из клиньев, то из донышка и стенки. Под влиянием моды и с учетом индивидуальных особенностей определяется также цветовое сочетание головных уборов и одежды — тональное или контрастное. Для современной моды характерно разнообразие форм и покроев головных уборов. Современная мода прежде всего массовая. А это означает практичную, красивую и удобную одежду для всех. При моделировании головного убора необходимо учитывать индивидуальные особенности облика человека: телосложение, овал лица, цвет глаз, волос, прическу, а также возраст и характер. Головной убор, как и прическа, может зрительно изменить форму головы и лица. Если лицо полное, круглое, его необходимо формой головного убора зрительно вытянуть, удлинить. К полному лицу не подходят маленькие, сжатые с боков шляпы. Если лицо худое, удлиненное, лучше сделать шляпу более объемной, с расширенной головкой, с бортиками, небольшими полями и т.д. Головной убор должен быть пропорционален фигуре. Он может зрительно увеличить или уменьшить рост, облегчить или утяжелить фигуру. Например, женщинам невысокого роста не следует носить плоские широкополые шляпы.
При создании головного убора обязательно учитывают форму существующей на данный момент модной прически. Естественно, что шляпа должна красиво смотреться во всех ракурсах, гармонировать с цветом волос, своей формой соответствовать прическе. Когда-то были модны высокие прически, пышные начесы, поэтому шляпы были также более высокими и объемными. Если в моде стрижка, шляпы становятся меньше по объему.
Головные уборы по форме и декоративному решению различны для людей молодого, среднего и пожилого возраста. Для людей пожилого и среднего возраста формы головных уборов должны быть более сдержанные, тогда как для молодежи допускаются более смелые решения. Основные принципы моделирования головных уборов — это соответствие формы назначению и материалу. Форма головных уборов в известной степени продиктована назначением и особенностями обработки тканей, меха или других материалов.
Все головные уборы по стилевому решению можно подразделить на три основные группы: головные уборы классического стиля, спортивного и фантази.
Головные уборы классического стиля характеризуются строгостью форм. Контуры головных уборов и линии деталей лаконичные, чаще всего прямые, а иногда и округлые. Такие головные уборы обычно умеренных размеров, на голову их надевают прямо. В головных уборах классического стиля даже самые яркие элементы моды проявляются более сдержанно. Головные уборы спортивного стиля имеют большое разнообразие моделей. Здесь допускаются более смелые решения формы и цвета. В головных уборах спортивного стиля чаще применяются различные отделки и украшения, в том числе пряжки, блочки и т.д. Конструктивные детали подчеркиваются декоративными строчками.
Головные уборы стиля фантази также разнообразны по форме и покрою. Их форма чаще всего строится на асимметричных линиях. Конструктивные линии обычно не подчеркиваются. Существуют два способа моделирования головных уборов — муляжный (наколка) и графический. При муляжном способе моделирования макетную ткань (бязь, коленкор, спартри) закладывают таким образом, чтобы получить нужную форму головного убора, и закалывают. Наколка показывает расположение тех или иных линий на головном уборе, а также дает представление о конструктивных особенностях модели. Полученная из макетного материала форма может послужить макетом для вытачивания формы из дерева, а также использоваться при построении лекал. В макете уточняют все линии, при этом особое внимание уделяют композиции, то есть единству всех входящих в модель элементов и их увязке.
При графическом способе форму головного убора определяют с помощью рисунка, чертежа. Этим способом моделируют в основном мужские головные уборы простых форм.
Выбрав модель головного убора, можно ее несколько изменить с учетом особенностей своего лица и фигуры. Шляпу можно сделать шире или уже, изменить высоту головки, ширину полей. Можно использовать поля от одной модели, а головку от другой и т.д.
Выбирая модель для детей, необходимо учитывать соответствие материала и отделки форме головного убора, не забывая, что внешний вид детских шапочек во многом зависит от применяемых материалов, их колорита, структуры, отделки и рисунка. В моделях детских головных уборов недопустимо механическое повторение модных линий головных уборов для взрослых.
Детские шапочки должны соответствовать своему назначению, быть удобными в эксплуатации, они должны легко и быстро одеваться и сниматься, не мешать в движении. Наряду с этим они должны отвечать требованиям гигиены.
Выделяются пять возрастных групп, каждой из которых соответствуют свои особенности в моделировании головных уборов:
1-я, ясельная — до 3 лет;
2-я, дошкольная — 3 — 6 лет;
3-я, младшая школьная — 6 — 12 лет;
4-я, старшая школьная — 12 — 15 лет;
5-я, подростковая — 15 — 18 лет.
Для каждой из возрастных групп пропорциональное отношение высоты головы ребенка (и мальчика, и девочки) к его росту различно.
В раннем возрасте голова ребенка по отношению к его росту крупнее, чем в старшем, поэтому головные уборы для первых трех возрастных групп должны быть небольших объемов, чтобы зрительно не увеличивать головы. Кроме того, голова ребенка в раннем возрасте часто имеет неправильную форму: сильно выступающую затылочную или лобную часть, удлиненный череп, что также надо учитывать при изготовлении головных уборов.
|
|
|