|
Экологическое развитие и воспитание младших школьников
Экологическое развитие и воспитание младших школьников
Стрекалова М.В.
г. Челябинск МОУ СОШ №51 г. Челябинска
При внимательном изучении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения курса «Окружающий мир» становится понятным, что результатом экологического развития и воспитания является формирование экологичной личности.
Какие особенности являются характеристикой экологичной личности?
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включённость в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
а) Человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей – любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной.
б) Отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной.
в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы.
г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъективный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
а) природные субъекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм и правил;
б) природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям;
в) природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.
3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырёх основных сферах:
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;
б) познавательной деятельности, обусловленном интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо полезный продукт, а потребность в общении с ними;
г) участие в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.
С позиции экологической психопедагогики выделяются три основные задачи:
1) Формирование адекватных экологических представлений.
2) Формирование отношения природе.
3) Формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.
Рассмотрим основные принципы и механизмы формирования отношения к природе. Существует три основных канала формирования отношения к природе: перцептивный, когнитивный и практический.
По перцептивному каналу может формироваться влечение к природным объектам. В педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов. То есть подбирать такие объекты флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (красивые белые крылья, выводок чёрненьких пуховичков, голову жирафа украшают добродушно глядящие карие глаза и т.д.).
Эффективно также подчёркивать элементы параллелизма с человеком, как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений («заботится о детях», самоотверженно защищает территорию», «самцы шалашники в период ухаживания за самочкой ежедневно украшают площадку перед гнездом голубыми цветами» и т.д.). Необходимо стараться задействовать сенсорные системы ребёнка («посмотри», «послушай», «потрогай» и т.п.). Например, учащиеся узнают на уроке, что пингвину – самцу предстоит два зимних месяца простоять, постоянно согревая яйцо теплом своего тела, и, что им ни в коем случае нельзя потерять яйцо, потому что даже очень короткий его контакт со снегом и льдом убьёт зародыш. Для того, чтобы дети могли почувствовать, как тяжело самцу пингвина ходить с яйцом на лапах, учитель предлагает провести простейший опыт. Для этого показывает носок, в который насыпана половина чашки риса. Этот носок становится «яйцом», а детям предложено «стать» на время самцами пингвина. Ребята встают, сдвинув ступни, а педагог кладёт носки на их ступни. Дети пытаются ходить и не уронить свой носок со ступней. Но их носку- яйцу легче оставаться на ступнях, чем яйцу на лапах пингвина, так как их «яйцо» не так легко крутится. Так учащиеся убеждаются, что папам- пингвинам приходится очень трудно. Формируется уважительное отношение к птицам.
По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы.
На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у ребёнка склонности к взаимодействию с природными объектами, другими словами, к натуралистической деятельности. Важнейшим условием здесь является педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы. Природоохранная деятельность становится эмоционально насыщенной только в том случае, если, например, лес воспринимается как партнёр взаимодействия, как сложный живой организм.
Рассмотрим методы формирования субъективного отношения к природе.
1) Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Использование данного метода может быть проиллюстрировано следующей педагогической ситуацией:
после чтения рассказа уральского писателя Б. Андреева «Красногрудка» педагог задаёт детям вопрос:
-Представьте, что вы очутились в совершенно незнакомом месте одни. Что вы будете ощущать?
-
После чтения рассказа В. Колчина «Доморощенные карпы» учитель предлагает детям понюхать воду, в которой плавает закисший хлеб. Дети нюхают и рассказывают о своих ощущениях. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются детьми на состояние карпов, которым дали несвежий хлеб. Эти же детские ощущения помогут им выполнять правила кормления аквариумных рыб.
На уроке ознакомления с окружающим миром, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, учащимся предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец, и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания. Сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того. Как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.
2) Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.
Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым существам: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Что ему хочется?» и т.д.
3) Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Использование метода экологической эмпатии и экологической рефлексии можно проиллюстрировать следующим примером:
Дети на одном из уроков внеклассного чтения знакомятся с рассказом В. Юровских «Ящерёнок»:
«По влажной чёрной пахоте карабкался крохотный ящерёнок, глинисто – водянистый, с маковинками глаз. Мы осторожно усадили его в пустой спичечный коробок, и он совершил с нами самое, наверное, большое в своей жизни путешествие.
В селе мы открыли коробок. Ящерёнок привстал и посмотрел на нас косо расставленными глазёнками. В них было столько невыразимой тоски по сырым луговинам, по запахам лесным и всяким букашкам, что мне стало не по себе. Я закрыл коробок и повернул в поле.
- Зачем? – остановили меня. – Пожалел ящерёнка, а он, может, вредитель.
- Пусть ночует у нас, - попросили братовы дочки.
Я оставил коробок на полке. Утром вспомнил, взял в руки и открыл его. Ящерёнок был в той же позе, но … высох. И только глаза сохранили невыразимую тоску по сырым луговинам».
Далее идёт обсуждение следующих вопросов:
Какое настроение было у людей, когда они любовались ящерёнком?
А что чувствовал ящерёнок? Почему?
Что мог бы услышать от ящерёнка писатель, если бы открыл коробок ночью?
Какой урок получил автор рассказа и его маленькие подружки?
Сформировать стратегии и технологии взаимодействия с природой позволяет использование метода экологической заботы. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельностного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом, в контексте заботы о мире природы, личность мотивируется к повышению своей экологической компетентности – к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо понять, что нужно знать, что нужно делать, и уметь это делать.
Процесс формирования экологичной личности будет высокоэффективным, если будет носить комплексный характер. Формами экологического воспитания и развития младших школьников могут быть: уроки ознакомления с окружающим миром, уроки литературного чтения, уроки музыки и изобразительного искусства, уроки математики, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники, экологические проекты, занятия экологического кружка.
Воспитанию экологичной личности на уроках математики способствуют задачи типа:
Подсчитано, что каждый горожанин России выбрасывает за год 300 кг мусора. Сколько за год выбросят мусора ученики нашего класса? Школы? Как это повлияет на окружающий мир?
В США был принят закон о том, что человек, убивший бабочку-монарха, должен заплатить штраф 500 долларов. Сколько это будет в переводе на рубли? Почему был принят такой закон?
Ради мяса и меха уничтожено на земле 22 вида зверей и птиц, из-за суеверий на 6 видов меньше. ½ количества погубленных из-за суеверий погибли из-за разрушения мест обитания, 19 видов из-за болезней и одичавших кошек и собак. Сколько всего видов зверей уничтожено?
На уроках ознакомления с окружающим миром учащимся можно предложить задания типа:
Составь правила рыбалки, не наносящие вред природе.
Вы собираетесь в лес за грибами. Спланируйте свои действия так, чтобы было хорошо и вам и природе.
Представьте себе, что вы фермеры. У вас в стаде есть белые коровы (альбиносы). Они на солнце получают сильные ожоги. Каковы будут ваши действия? Вы случайно увидели такую корову в стаде, которое принадлежит незнакомым людям. Как поведёте себя в этом случае?
Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
В питомнике вылупился из яйца журавлёнок-стерх (белый). Для него приготовили гнездо (картонную коробку), настольную лампу для обогрева и корм (мелко рубленное яйцо, творог, тёртую морковь). Но у птенца пищевым раздражителем является только жёлтый клюв родителей. Как поступить в такой ситуации?
Ниже приводятся несколько экологических проектов для учащихся начальной школы.
1. Хлебные крошки.
Бережно относиться к хлебу и заботиться о птицах стараются участники этого проекта, который чрезвычайно прост: дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе ( в хлебнице, на доске, на которой нарезают хлеб) не выбрасывать, а подсушивать на листке бумаги и складывать в хлебную копилку ( каждый может придумать ей интересное название). Затем крошки идут на подкормку птиц.
Коллективный вариант проекта заканчивается, когда дети приносят в класс (группу) свои хлебные копилки. Занятна для ребят процедура взвешивания копилок, но итог не должен быть однозначен: хорошо, что ребёнок собирал крошки тщательно и регулярно, но хорошо ли, что так много идёт хлеба в отходы? Проект не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка для подкормки птиц живёт всегда!
2. Птичья столовая.
Одна семья в нашем городе за неделю выбрасывает около 30 пластиковых упаковок. Это отходы, засоряющие окружающую среду. Переработка их еще как следует не налажена. А сожжение на мусоросжигательном заводе приводит к выбросу в воздух токсичных веществ. Ребятам предлагается предложить способы использования «вредного» пластика на благо природы, а не на её загрязнение. Одним из предложений является изготовление из него кормушек. Объявляется конкурс на самую удобную кормушку из пластика. Процесс создания таких изделий нетрудоёмкий, он занимает 15-20 минут. Удобство ещё и в том, что легкость пластиковой конструкции позволяет подвешивать ее к веткам, не травмируя дерево.
3. Мини-музей «Лучший четвероногий друг»
Содержание и экспонаты. Дети и родители приносят экспонаты, связанные с жизнью собак или кошек. Здесь же «селятся» собаки и кошки, созданные детьми и родителями.
Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак и кошек, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак и кошек в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании животных, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок.
Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак или кошек), «Как появились собаки (кошки)», «Что любят и чего не любят собаки (кошки)» — и другие.
Темы исследовательских работ: «Кошки и собаки: почему на улице они гоняются друг за другом, а дома любят?», «Литературные коты», «Какую когтеточку выбрать?», «Профессии собак».
3. Бионика и насекомые.
Бионика обращает пристальное внимание на мир насекомых. Он – неисчерпаемое поле для поисков, открытий, изобретений новых невиданных приборов и машин. Так, крошечные пятнышки на кончиках крыльев стрекоз оказались самым настоящим флятером. Это небольшой дополнительный груз, который укрепляется на крыльях самолётов, благодаря чему устранена гибельная вибрация крыла, стоившая жизней многих авиаторов на заре воздухоплавания.
Учащиеся ведут поиск открытий, сделанных на основе изучения насекомых.
Одним из важнейших средств воспитания эстетического и нравственного отношения к природе является художественная литература. В статье Н.Л. Романенко, опубликованной в журнале «Начальное образование №3 2010г, раскрывается познавательный и воспитательный потенциал природоведческих сказок К. Паустовского и даются методические рекомендации по организации уроков, на которых используются произведения писателя. Педагогам целесообразно провести подобный анализ произведений В. Бианки, Э. Шима, Н. Сладкова и т.д. Но кроме всем известных писателей в каждом регионе России есть и свои местные писатели, в творчестве которых большое место занимает тема отношений человека и природы. Так в школах Урала стоит знакомиться с произведениями Б. Андреева, В. Юровских, К. Шишова, В. Красина, В. Колчина, Л. Татьяничевой, А. Горской, С Гершуни, М. Гроссмана.
Очень интересны, познавательны и поучительны мифы наших предков.
Северный народ саамы считали землю живым существом, деревья и травы – ее волосами, а зеленый дерн и тундровый мох – ее кожей. Они были твёрдо убеждены в том, что нельзя делать больно земле, нельзя ее ранить. Современный человек усмехнулся, презрительно высказался по поводу суеверий и пришел в тундру с вездеходами и тракторами и схватился за голову: оказывается, северная природа действительно очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает овраг – незаживающая рана Земли. Между тем саамы знали это всегда и зашифровали законы Жизни в мифе.
Научные исследования подтвердили языческие убеждения древних славян о том, что когда дерево рубят, оно плачет. Цветок в горшочке буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали ученым электронные приборы, подключенные к его листьям.
Ознакомление с мифами позволяет дать учащимся элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
Таким образом, предлагаемый комплексный подход к организации экологического воспитания и развития младших школьников действительно обеспечит достижение планируемых результатов экологического воспитания и развития младших школьников. Учащиеся будут иметь:
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
|
|
|