Таблица №4
Результаты исследований роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции
Ф.И./ Критерий оценивания
|
Сережа
|
Юра
|
Катя
|
Аня
|
Настя
|
Марина
|
Семейные и межличностные роли
|
1
|
1
|
1
|
2
|
4
|
2
|
Профессиональные роли
|
0
|
1
|
1
|
3
|
1
|
2
|
Социальные роли
|
0
|
0
|
3
|
1
|
1
|
1
|
Феминные характеристики
|
0
|
1
|
0
|
1
|
5
|
5
|
Маскулинные характеристики
|
6
|
4
|
0
|
0
|
1
|
3
|
Нейтральные
|
13
|
8
|
9
|
12
|
8
|
6
|
Проанализировав ответы опросника, мы сделали вывод: что интересующие нас феминные и маскулинные характеристики слабо выражены у данной группы подростков, что свидетельствует о не выраженности мужских и женских качеств, о недостаточном знании подростками ролей свойственных данному полу. У некоторых подростков (Марина, Настя, Юра) присутствуют характеристики противоположного пола. У школьников преобладают нейтральные характеристики, так как они не обладают достаточными навыками поведения соответствующих их полу.
Таким образом, по результатам проведенных нами методик, можно сделать следующие выводы:
Данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела (не могут правильно изобразить мужскую и женскую фигуру).
У данной группы подростков не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом.
Знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны.
Несмотря на то, что данная группа подростков имеет, какую либо информации о фактах жизни, связанных с полом, владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи), но их знания очень поверхностные и не глубокие.
Для данной группы подростков необходима помощь психолога, учителей и родителей в реализации программы по половому воспитанию.
Результаты исследования помогут нам спланировать коррекционную работу по реализации полового воспитания.
3.3. Коррекционная работа по половому воспитанию
Интерес к людям с нарушением интеллекта волновал общество с давних времен. Многие ученые такие как (В.Ф. Шалимов, Г.Е. Сухарева, Н.И. Озерецкий, С.С. Корсаков, М.С. Певзнер, М.О. Гуревич, В.И. Лубовский и т.д.) посвятили свои труды изучению психического и умственного развития людей с нарушением интеллекта. Немаловажным являются вопросы полового воспитания детей с нарушением интеллекта.
Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. [42].
Доверие — обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Учитель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Неправильным отношением учителя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними — это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника [22].
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушением нителлекта, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Как считают К.Н. Эджерлин, В.А. Крингер, В.М. Мозговой, В.В. Воронкова, половое воспитание обязательно для подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Подростку с нарушением интеллекта следует сказать все тоже самое, что и нормально развивающемуся, хотя и на несколько лет позднее и проще — с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: различные классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия [34,35].
Всю педагогическую работу и формы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.
А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.
Формы реализации полового воспитания:
Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.
Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.
Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.
4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.
5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).
6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.
Мы пришли к выводу, что данная группа подростков мало просвещена в вопросах полового воспитания, поэтому нужна разработка мероприятий направленных на расширение знаний подростков об отношениях между мужчиной и женщиной, формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.
В результате исследования подростков нами был разработан план воспитательной работы. Мероприятия направлены на устранение имеющихся пробелов в сфере полового воспитания.
План воспитательной работы.
(7 класс)
№
|
Мероприятие
|
Форма проведения
|
Сроки проведения
|
Примечание
|
1
|
Семья маленькое «Государство».
|
Классный час
|
Сентябрь
|
Ответственный учитель
|
2
|
Рисунок человека своего и противоположного пола
|
Стенгазета
|
Октябрь
|
привлечение преподавателя по изобразительному искусству
|
3
|
Правили гигиены (мальчики).
|
Беседа
|
Декабрь
|
привлечение медицинских работников.
|
4
|
Правила гигиены (девочки).
|
Беседа
|
Январь
|
привлечение медицинских работников.
|
5
|
Секрет Ромео и Джульетты – посвящено 14 февраля
|
Классный час
|
Февраль
|
Ответственный учитель
|
6
|
Поведение мальчиков и девочек
|
Беседа
|
Март
|
Привлечение школьного психолога
|
7
|
Классный час на тему: «О мальчиках и девочках».
|
Классный час, ролевая игра
|
Апрель
|
Ответственный учитель
|
8
|
Между нами девочками.
|
Беседа
|
Май
|
Ответственный учитель
|
Направления коррекционной работы:
- Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле;
- Формирование представлений об основных правилах гигиены;
- Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка;
- Расширить представление подростка о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;
- Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности;
- Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
Выводы по главе III
Третья глава нашей работы посвящена экспериментальной работе по половому воспитанию подростков с нарушением интеллекта.
Для изучения особенностей полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта нами был отобран ряд методик: рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола», методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью», опросник для учащихся (7-10 классов.), опросник «Кто я?».
Результаты проведенного исследования показали, что данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела, нет четкой половой идентификации себя в соответствии с полом, не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом, знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов.
Основываясь на результаты диагностики и учет индивидуальных особенностей детей, мы разработали план воспитательной работы по половому воспитанию подростков с нарушением интеллекта.
Данная воспитательная работа предусматривает различные здоровье сберегающие мероприятия, помогающие учащимся сформировать правильное отношение к половым отношениям и половой идентификации.
Заключение
В ходе проделанной нами работы, мы рассмотрели такую проблему, как деятельность педагога по решению проблемы полового воспитания подростков с нарушением интеллекта.
Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Наша работа направлена на изучение проблемы полового воспитания подростков с нарушением интеллекта. Актуальность этой проблемы велика, так как детей с нарушением интеллекта становится все больше и чтобы социализировать подростков с нарушением интеллекта в общество нужно глубоко изучать их психическую деятельность. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Многие считают, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие. Но это не так, так как, не освещая и избегая эти вопросы мы невольно заставляем детей невольно добывать неверную и неточную информацию о половом развитии.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что под половым воспитанием понимается - пропаганда обучения определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Целью полового воспитания является сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.
Половое воспитание должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
В нашей работе мы подчеркиваем важность единого подхода медицинских работников, педагогов, воспитателей.
Проблема полового воспитания подростков с нарушением интеллекта должна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.
Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной конкретной, без дополнительных подробностей, форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка», аппликация и т. д.) для возможно более полного усвоения.
Таким образом, в половом воспитании и просвещении нуждаются не только нормально развивающиеся школьники, но и подростки с нарушением интеллекта. Так как подростки с нарушением интеллекта имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают, что им это не нужно.
Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание подростка.
Специфика детей с отклонениями в развитии определяет задачи их психолого-педагогического изучения: исследование детей с целью выявления причин их трудностей в обучении, нарушений поведения и социальной адаптации в целом. Выявление этих причин поможет найти индивидуальный подход к ребенку.
При изучении полового воспитания подростков мы использовали методики, которые были отобраны с учетом принципов обучения по Забрамной.
Нами были отобраны методики с учетом возраста учеников, их психофизиологических особенностей. Отобранные методики помогли нам выявить: представления подростков с нарушением интеллекта о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволило нам спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы. Спланированный план воспитательной работы содержит следующие направления: Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле; Формирование представлений об основных правилах гигиены; Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка; Расширение представлений подростка о природе любви; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; Формирование ощущения «Я - мужчина» и «Я - Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности; Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.
Данная воспитательная работа предусматривает различные здоровье сберегающие мероприятия, помогающие учащимся сформировать правильное отношение к половым отношениям и половой идентификации.
Список литературы
Адлер, А. Воспитание детей; Взаимодействие полов [Текст] / Пер. с англ. А.А. Васильева, Р.Р. Валеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – (Выдающиеся мыслители). – 413с.
Александрова, В.А. Полная энциклопедия детского здоровья [Текст] / В.А. Александрова, Ф.Н. Рябчук, М.А. Красновская. – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. – 543с.
Анастези, А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении [Текст] / А. Анастези; Пер. с англ. Д. Гурьева, М. Будыкиной, Г. Пимочкиной, С. Лихацкой; Науч. ред. Е.Е. Крашенников. – М.: Апрель Пресс: Эскимо – Пресс, 2001. – (Кафедра психологии). – 748с.
Анатомо-физиологические предпосылки полового воспитания: Метод. Материалы в помошь лектору [Текст] / Челяб. Обл. орг. Об-ва «Знание» РСФСР. Челяб. Гос. Пед. Ин-т.- Челябинск: ЧГПИ. 1983. – 31с.
Байер, К., Шейнберг Л. Здоровый образ жазни [Текст] / Пер. с англ. М.Д. Гроздова, В.В. Свечников. – М.: Мир, 1998. – 368с.
Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания [Текст] – М.: Корито – Центр, 1998. – (Библиотека практического психолога). – 23с.
Борман, Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании: О подгот. Подростков к браку и формированию семьи [Текст]: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 77с.
Васильева, К. Разговор с глазу на глаз [Текст] – М.: Мол. гвардия, 1977. – (компас). – 192с.
Вейнингер, О. Пол и характер: принципиальное исследование [Текст] / О. Вейнингер. – М.: Терра, 1999. – 463с.
Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. Пособие для вузов [Текст] /Б.С. Волков. – М.: Трикста: Академ. Проект. 2006. – (Gaudeamus). – 255с.
Гадасина, А.Д. Плоды запретов: подростки и секс: кн. для учителя [Текст] / А.Д. Гадасина. – М.: Просвещение, 1991. – 78с.
Деранкова, Е. Б. Вопросы пола: взрослым о детях [Текст] / Е.Б. Деранкова. А.А. Габелов. Н. Г. Опрышко. – М.: Медицина. 1966. – (Научно-популярная медицинская литература). – 47с.
Герцена, А.И. Дети группы риска [Текст]: Материалы междунар. Семинара. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 178с.
Деранкова, Е.Б. Вопросы пола: взрослым о детях [Текст] / Е.Б. Деранкова, А.А. Габелов, Н.Г. Опрышко. – М.: Медицина, 1998. – (Научно - популярная медицинская литература). – 47с.
Донован, Б.Т. Верф Тен Бош Дж. Дж. Физиология полового развития [Текст] – М.: Педагогика. 1974. – 189с.
Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. Пособие для вузов [Текст] / С. А. Завражин. Л.К. Фортова. – М.: Трикста: Академ. Проект. 2005. - (Gaudeamus). – 395с.
Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Пед. основы обеспечения здоровья уч-ся и учителей [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – пресс, 1998. – 159с.
Зеньковский, С.А. На пороге зрелости: беседы с юношеством о вопросах пола [Текст] – М., 1991. – 48с.
Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков; РАН. – М.: Ин-т прихологии РАН, 2005. – 447с.
Исаев, Д. Н., Каган, В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] – Л.: Медицина, 1980. – 184с., ил.
Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – (Мастера психологии). – 280с.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – (Мастера психологии). – 544с.
Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст] – М.: Педагогика, 1991. – 254с.
Касьянова, Н.С. Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего школьного возраста [Текст] – Шадинск. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2009. – 174с.
Кобылецкая, А.П. О мальчиках и девочках: кн. для подростков: пер. с польск [Текст] / В. Кобылецкая, А. Ячевский. – М.: Профиздат, 1991. – (Библиотека семейного воспитания). – 127с.
Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание школьников [Текст] учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – 189с.
Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д.В. Колесов. – 2-е изд. Доп. – М.: Педагогика. 1986. – 160с.
Колесов, Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] М., «Педагогика», 1978. 224с. С ил. (Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР).
Колесов, Д.В., В.И. Чемоданов, Н.Б. Сельверова. Половое развитие мальчиков [Текст] – М.: Педагогика, 1985. – (Образование. пед. науки. Возрастная физиология). - 89с.
Коломинский, Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] – СПб.: Питер, 2004. – 48с.: ил.
Копикова, Л., Морозова Г. Поговорим откровенно [Текст] – Калиненград. кн. изд – во, 1971. – 66с.
Кочетов, В.Д., Ляпик, В.М. Психология и гигиена пола [Текст] / Под ред. В.Н. Колбановского. – М.: Медицина, 1971. – 175с.
Краковский, А.П. О подростках: (содерж. возрастного, полового и типолог. в личности мл. и ст. подростка) [Текст] / А.П. Краковский. – М.: Педагогика, 1988. – 77с.
Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – (Педагогическое образование). – 349с.
Кулинич, Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 кл / Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление). – 191с.
Латюшин, В.В., Тулькибаева, Н.Н., Камалетдинова, А.Я. Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования [Текст]: материалы 4 региональной научно-практической конференции. – челяб гос. пед. ун-т. – Челябинск: Образование. – 2005. – 140с.
Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания [Текст] – М.: Медицина, 1969. – (Библиотека практического врача). – 156с.
Леви, В.Л. Нестандартный ребенок [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1993. – 254с.
Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 5-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.
Личный дневник девочки [Текст]: 5-6кл.: учеб. Пособие для общеобр. Учрежд. – М.: Дрофа. 1996. – 127с.: ил.
Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания [Текст] – М.: Медицина. 1969. – (Б-ка практ. Врача). – 156с.: ил.
Макдауэлл, Д. Необходимый разговор: (О половом воспитании в семье) [Текст]: (Пер. с англ). – М.: Совмест. сос. – амер. Предприятие «Соваминко», 1999. – 25с.
Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / М.: АРКТИ, 2000. 124с.
Михайлова, В.М. Наши старшие дети [Текст] – М.: Знание, 1986. – 156с.
Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. Пособие для студентов сред. учеб. заведений / В.М Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224с.
Морозова, Р.Ф., Кураев Г.А. Половое воспитание [Текст]: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 311с.
Мухина, В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия,1999 – 624с.
Орлов, Ю.М. половое развитие и воспитание [Текст]: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 239с. – (Психол. наука – школе). ISBN – 5-09-003659-4
Половое воспитание школьников [Текст]: Респ. науч. сб. – Минск: Нар. асвета. 1988. – (Педагогика). – 71с. – Вып. 29.
Полхристова, Л., Бонева, А. Пол. Брак. Семья [Текст]. – София: Медицина и физкультура, 1977. – 300с.
Петрище, И. П. О пловом воспитании детей и подростков [Текст] – Минск: Профиздат. 1992. – (Б-ка семейного воспитания). – 125с.
Прейсман, А.Б. Мальчик, юноша, мужчина [Текст]/ А.Б. Прейсман, И.Я. Яковлева. – М.: Медицина, 1968. – (Научно – популярная медицинская литература). – 32с.
Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с.
Специальная психология [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. С 718 учеб. Заведений. / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е из., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464с.
Сибилева, Л.В. Основы гендерной психологии и полового воспитания [Текст]: учеб. Пособие / Л.В. Сибилева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. университета. 2008. – 165с.
Строгонова, Л.В. Половое воспитание девочек младшего школьного возраста [Текст] Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 64с.
Тайсон, Ф. Психоаналетические теории развития [Текст]/ Ф. Тайсон, Р.Л. Тайсон: ред. М.В. Ромашкевич. – М.: Когито - Центр, 2006. – 406с.
Таранова, Т.М. Педагогические условия полоролевой социализации подростков [Текст]: Дис. на соискание ученой степени кандидата пед. наук; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Челябинск: Б. и, 2003. – 216с.
Хмельницкий, Р.Х. Старт во взрослую жизнь [Текст]: Для детей. – М.: Сов. Россия. 1980. – 64с.
Хмельницкий, Р.Х. Пора возмужания [Текст]/ Р.Х. Хмельницкий. – М.: Медицина, 1998. – (Научно-популярная медицинская литература). – 32с.
Хорошин, М.Г. Половое воспитание [Текст] – М.: Медицина, 1971. – 55с.
Хрипкова А.Г. Разговор на трудную тему: заметки о половом воспитании [Текст] / А.Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1970. – 61с.
Хрипкова, А.Г.Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.
Чистович, А.С., Мискевич, Э.Я. Откровенный разговор: Врачи – родителям и педагогам о половом воспитании и просвещении [Текст] / О-во «Знание» РСФСР, Ленинград. огр. – Л.: Б. и., 1965. – 64с.
Чумаков, Б.Н. Валеология [Текст]: Курс лекций. – 2-е изд. доп. и испр. – М.: Пед. о-во России. 2000. – 406с.
Чурелов, Н.И. О половом воспитании [Текст] – 2-е изд. – М.: Медицина. 1965. – 29с.
Шалимов, В.Ф. – Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 160с.
Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание [Текст]: Пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред рус текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе» Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477с.
http://www.demoscope.ru.
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
|