Главная страница

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа


Скачать 1.09 Mb.
Название Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа
страница 3/6
Дата 06.03.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6
Глава 3. Особенности полового воспитания подростков с нарушением интеллекта

3.1. Изучение особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта
Специфика детей с отклонениями в развитии определяет задачи их психолого-педагогического изучения: исследование детей с целью выявления причин их трудностей в обучении, нарушений поведения и социальной адаптации в целом. Выявление этих причин поможет найти индивидуальный подход к ребенку.

При изучении полового воспитания подростков мы использовали методики, которые были отобраны с учетом принципов обучения по С.Д. Забрамной. Основной принцип, которым руководствуются — принцип социалистического гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути.

Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами[53,70].

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Важное значение имеет принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении[58].

Мы отобрали методики с учетом возраста учеников, их психофизиологических особенностей.

  1. Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола»

(Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф)

Цель исследования данной методики – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Данное задание выполняется индивидуально.

Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».

  1. Ты – человек какого пола?

  2. Ты мальчик или девочка?

  3. Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.

Инструкция:

  1. Нарисуй человека своего пола:

- в одежде;

2. Нарисуй человека противоположного пола:

- в одежде;

Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.

При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:

  1. Соответствует ли изображение фигуры полу;

  2. Соответствует ли одежда и аксессуары полу;

  3. Соответствует ли прическа полу;

  4. Изображены ли вторичные половые признаки;

Ряд признаков, которые помогают оценить признаки половой идентичности:

- Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.

- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.

- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.

Критерии оценки рисунка

  1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин).

  2. Одежда свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол). Брюки, рубашка, шорты (мужской пол), присутствие одежды, свойственной полу.

  3. Прическа в соответствии полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков.

  4. Вторичные половые признаки при изображении тела (грудь).

  5. Дополнительные баллы присваиваются за наличие в рисунке признаков половой идентификации; красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально.

  1. Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью» (Е.И. Зритнева.)

Цель: Для определения соответствия полового поведения и пола умственно от­сталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей и учителей включавший вопросы, касающиеся:

  • Ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужс­кому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переоде­вание в одежду противоположного пола, манеры);

  • Характера общения (со сверстниками, взрослыми);

  • Стиля поведения (маскулинное или фемининное);

  • Интереса к половым различиям;

Полоролевое поведение оценивают по 7 критериям.

1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (девочки — мамы, дочки, учительницы; мальчики — папы
солдаты) — 1 балл, если не соответствует — минус 1 балл).

2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье — девочки, спортивные состязания, конструирование — мальчики) — 1 балл,

не соответствие — минус 1 балл, не выраженность маскулинного или фемининного поведения — 0.

  1. Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса — 1 балл, нет - минус 1 балл, невыраженность — 0.

  2. Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0. 1

  3. Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да — 1 балл, нет — минус 1 балл.

  4. Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемининность по­ведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.

  5. Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие интере­са — 1 балл, нет — минус 1 балл.

Отдельно рассматривается параметр:

Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичныи чертами.

3. Опросник для учащихся (7-10 классов.)

Цель: получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.

Инструкция: прочитайте вопросы и ответе на них, выбирая один из вариантов (или сформулируйте свой ответ); отвечайте правдиво; анкеты не надо подписывать.

  1. Что вы понимаете под словом «половые отношения»:

а) Ухаживание;

б) Поцелуи;

в) Секс;

г) Другое.

  1. О половых отношениях я узнал(а):

а) Из телепередач

б) Из чтения специальной литературы;

в) Из разговора со сверстниками;

г) От родителей;

д) От учителей;

е) Другие источники.

  1. Почему молодежь начинает раннюю половую жизнь:

а) Из любопытства;

б) Случайно;

в) Быть как другие;

г) Казаться взрослее;

д) Под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических

веществ.

  1. Считаете ли вы, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствиям. Почему?

  2. Считаете ли вы, что в школе нужен специальный урок по этой теме:

а) Да, нужен;

б) Наверное, нужен;

в) Затрудняюсь ответить;

г) Наверное, не нужен;

д) Не нужен.

  1. Вступали ли вы в половые отношения. В каком возрасте?

а) Да;

б) Нет.

  1. Опросник «Кто я?»

Опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции.

Инструкция: отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, и не заботьтесь о важности ответов. Всего 20 ответов. Укажите, пожалуйста, ваш пол и возраст.

Категории оценки:

  • Семейные и межличностные роли (я мать, жена, сын, дочь, подруга и др.);

  • Профессиональные роли (я спортсмен, ученик и т.д.);

  • Другие социальные роли, из сфер досуга (я коллекционер, рыболов, читатель, зритель и т.д.).

Эти категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.

Следующие категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:

  • Феминные характеристики (черты, традиционно присущие женщине (заботливая, чувствительная, зависимая и т.д.);

  • Маскулинные характеристики (черты, стереотипно связанные с образом мужчины: я сильный, смелый, целеустремленный и т.д.);

  • Нейтральные характеристики, личностные черты (я веселый, добрый, трудолюбивый и т.д.).


Таким образом, отобранные нами методики помогут нам выявить: представления подростков с нарушением интеллекта о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволит спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.


    1. Результаты исследования особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения


В исследовании приняли участие 4 девочки и 2 мальчика седьмого класса МС(К)ОУ №83 г. Челябинска. Приведем анализ наших диагностических данных.

Целью методики является выявление представлений подростков о человеке мужского или женского пола. Приведем анализ.
Методика «Нарисуй человека своего и противоположного пола»

Таблица № 1

Результаты исследования: выявление представлений о человеке мужского или женского пола


Ф.И./ Критерий оценивания

1

2

3

4

5

Сергей С.

нет

нет

да

нет

нет

Юра Н.

да

да

да

нет

да

Катя С.

да

да

да

да

да

Аня Ш.

нет

да

да

нет

да

Настя Ш.

нет

да

да

да

нет

Марина З.

нет

да

да

нет

да




  1. Соответствует ли изображение фигуры полу;

  2. Соответствует ли одежда и аксессуары полу;

  3. Соответствует ли прическа полу;

  4. Изображены ли вторичные половые признаки;

  5. Признаки половой идентификации.


Рисунок №1 - Результаты исследования:

выявление представлений

о человеке мужского или женского пола.


Проанализировав результаты методики, мы пришли к выводу, что у данной группы подростков не достаточно сформировано представление о человеке своего и противоположного пола. Большинство испытуемых изобразили человека мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурами.

Пять испытуемых нарисовали одежду в соответствии полом, у Сережи одежда мальчика и девочки одинакова без выраженных гендерных признаков. Все подростки нарисовали в своих рисунках прическу в соответствии с полом – у мальчиков короткие волосы и девочек длинные волосы.

Всего два человека из шести выделили в своих рисунках вторичные половые признаки (грудь). Что свидетельствует о знании различий мужского и женского

тела. Также у некоторых испытуемых в рисунках присутствуют другие признаки половой идентификации: красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо, румянец.

Проанализировав рисунок №1 можно сделать следующие выводы: 33% из 100% испытуемых изобразили фигуру человека в соответствии с его полом. Так же 33% из 100% изобразили вторичные половые признаки. 67% испытуемых из 100% изобразили другие признаки половой идентификации. 83% испытуемых из 100% изобразили одежду и аксессуары соответствующие полу. Все испытуемые нарисовали прическу в соответствии с полом изображаемого персонажа.

Из полученных результатов методики можно сделать вывод: данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела (не могут правильно изобразить мужское и женское тело).
Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью»

Таблица №2

Результаты исследования полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью


Ф.И.

№ вопроса

Сергей С.


Юра Н.

Катя С.

Аня Ш.


Настя Ш.


Марина З.


1

а

а

а

а

а

а

2

в

а

а

в

в

а

3

а

а

а

а

а

а

4

б

а

а

а

в

а

5

б

б

б

б

а

б

6

б

а

а

а

в

а

7

а

а

б

б

б

а


Целью данной методики является исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью.
Самые популярные ответы

  1. а – ролевые предпочтения в играх соответствуют полу (6человек)

  2. а – выбор игр и занятий соответствует полу (3человека)

в – выбор игр и занятий не выражен (3человека)

  1. а – присутствует интерес к противоположному полу (6человек)

  2. а – присутствует стремление к изменению своей внешности (4человека)

  3. б – не стесняются телесной женственности (мужественности) (5человек)

  4. а – стиль поведения соответствует полу (4человека)

  5. а – присутствие интереса к обнаженному телу (3человека)

б – отсутствие интереса к обнаженному телу (3человека)
Рисунок №2 – Результаты исследования

полоролевого поведения

подростков

с умственной отсталостью»

Анализируя ответы данной анкеты, можно сделать вывод:

  1. У всех испытуемых сформированы правильные ролевые предпочтения, то

есть роль соответствует полу подростка.

  1. У всех подростков присутствует интерес к противоположному полу.

  2. Пять подростков из шести не стесняются телесной женственности

(мужественности).

  1. У большинства учащихся присутствует стремление к изменению своей

внешности.

  1. У большинства учащихся стиль поведения соответствует полу

  2. Спорные ответы дали подростки на вопросы № 2, 7 – их голоса

разделились поровну.

  1. По результатам рисунка можно сделать вывод, что у данной группы подростков не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом.

Опросник для учащихся (7-10кл)

Таблица №3

Результаты исследований знаний учащихся в области половых отношений


№ вопроса

Ф.И.

Сергей С.



Юра Н

Катя С.

Аня Ш.


Настя Ш.


Марина З.


1

в

а

в

в

а

а

2

в

в

в

а

в

б

3

а

а

г

г

а

а

4

да, заражение от человека

нет

да, потому что можно загубить чувства и здоровье

нет

да, т.к. можно влюбиться

да, потому что можно родить ребенка

5

д

в

б

д

б

д

6

а

б

б

б

б

б

Целью данной методики является выявление знаний учащихся в области половых отношений.

Самые популярные ответы

  1. а – ухаживание

в - секс

  1. в – из разговора со сверстниками

  2. а – из любопытства

  3. нет, заражение от человека, да, потому что можно загубить чувства и здоровье, да, т.к. можно влюбиться, да, потому что можно родить ребенка

  4. д – не нужен

  5. б - нет

Вывод: анализируя ответы данной анкеты, следует сделать вывод о том, что:

  1. Большая часть учащихся, не разграничивает такие понятия как «секс» и «ухаживания».

  2. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками.

  3. Большинство опрашиваемых подростков считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь из любопытства.

  4. Опрашиваемые подростки знают, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным и не желаемым последствиям.

  5. Большинство учащихся считают, что специальный урок по теме не нужен.

  6. Всего один человек из шести вступали в половые отношения.

  7. По результатам проведенной нами методики можно сделать вывод: что знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны.

  8. Несмотря на то, что данная группа подростков имеет, какую либо инфор­мации о фактах жизни, связанных с полом, они вла­деют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи), но их знания очень поверхностные и не глубокие.

  9. Для данной группы подростков необходима помощь психолога, учителей и родителей в реализации программы по половому воспитанию.

Опросник «Кто я?»
1   2   3   4   5   6