Глава 3. Особенности полового воспитания подростков с нарушением интеллекта
3.1. Изучение особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта
Специфика детей с отклонениями в развитии определяет задачи их психолого-педагогического изучения: исследование детей с целью выявления причин их трудностей в обучении, нарушений поведения и социальной адаптации в целом. Выявление этих причин поможет найти индивидуальный подход к ребенку.
При изучении полового воспитания подростков мы использовали методики, которые были отобраны с учетом принципов обучения по С.Д. Забрамной. Основной принцип, которым руководствуются — принцип социалистического гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути.
Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами[53,70].
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.
Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
Важное значение имеет принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении[58].
Мы отобрали методики с учетом возраста учеников, их психофизиологических особенностей.
Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
(Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф)
Цель исследования данной методики – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Данное задание выполняется индивидуально.
Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».
Ты – человек какого пола?
Ты мальчик или девочка?
Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.
Инструкция:
Нарисуй человека своего пола:
- в одежде;
2. Нарисуй человека противоположного пола:
- в одежде;
Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.
При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
-
Изображены ли вторичные половые признаки;
Ряд признаков, которые помогают оценить признаки половой идентичности:
- Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.
- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.
- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.
Критерии оценки рисунка
Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин).
Одежда свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол). Брюки, рубашка, шорты (мужской пол), присутствие одежды, свойственной полу.
Прическа в соответствии полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков.
Вторичные половые признаки при изображении тела (грудь).
Дополнительные баллы присваиваются за наличие в рисунке признаков половой идентификации; красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально.
Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью» (Е.И. Зритнева.)
Цель: Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей и учителей включавший вопросы, касающиеся:
Ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);
Характера общения (со сверстниками, взрослыми);
Стиля поведения (маскулинное или фемининное);
Интереса к половым различиям;
Полоролевое поведение оценивают по 7 критериям.
1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (девочки — мамы, дочки, учительницы; мальчики — папы
солдаты) — 1 балл, если не соответствует — минус 1 балл).
2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье — девочки, спортивные состязания, конструирование — мальчики) — 1 балл,
не соответствие — минус 1 балл, не выраженность маскулинного или фемининного поведения — 0.
Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса — 1 балл, нет - минус 1 балл, невыраженность — 0.
-
Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0. 1
Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемининность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.
Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Отдельно рассматривается параметр:
Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичныи чертами.
3. Опросник для учащихся (7-10 классов.)
Цель: получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.
Инструкция: прочитайте вопросы и ответе на них, выбирая один из вариантов (или сформулируйте свой ответ); отвечайте правдиво; анкеты не надо подписывать.
Что вы понимаете под словом «половые отношения»:
а) Ухаживание;
б) Поцелуи;
в) Секс;
г) Другое.
О половых отношениях я узнал(а):
а) Из телепередач
б) Из чтения специальной литературы;
в) Из разговора со сверстниками;
г) От родителей;
д) От учителей;
е) Другие источники.
Почему молодежь начинает раннюю половую жизнь:
а) Из любопытства;
б) Случайно;
в) Быть как другие;
г) Казаться взрослее;
д) Под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических
веществ.
Считаете ли вы, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствиям. Почему?
Считаете ли вы, что в школе нужен специальный урок по этой теме:
а) Да, нужен;
б) Наверное, нужен;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Наверное, не нужен;
д) Не нужен.
Вступали ли вы в половые отношения. В каком возрасте?
а) Да;
б) Нет.
Опросник «Кто я?»
Опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции.
Инструкция: отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, и не заботьтесь о важности ответов. Всего 20 ответов. Укажите, пожалуйста, ваш пол и возраст.
Категории оценки:
Семейные и межличностные роли (я мать, жена, сын, дочь, подруга и др.);
Профессиональные роли (я спортсмен, ученик и т.д.);
Другие социальные роли, из сфер досуга (я коллекционер, рыболов, читатель, зритель и т.д.).
Эти категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.
Следующие категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:
Феминные характеристики (черты, традиционно присущие женщине (заботливая, чувствительная, зависимая и т.д.);
Маскулинные характеристики (черты, стереотипно связанные с образом мужчины: я сильный, смелый, целеустремленный и т.д.);
Нейтральные характеристики, личностные черты (я веселый, добрый, трудолюбивый и т.д.).
Таким образом, отобранные нами методики помогут нам выявить: представления подростков с нарушением интеллекта о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволит спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.
Результаты исследования особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения
В исследовании приняли участие 4 девочки и 2 мальчика седьмого класса МС(К)ОУ №83 г. Челябинска. Приведем анализ наших диагностических данных.
Целью методики является выявление представлений подростков о человеке мужского или женского пола. Приведем анализ.
Методика «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
Таблица № 1
Результаты исследования: выявление представлений о человеке мужского или женского пола
-
-
Ф.И./ Критерий оценивания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сергей С.
|
нет
|
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
Юра Н.
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
да
|
Катя С.
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Аня Ш.
|
нет
|
да
|
да
|
нет
|
да
|
Настя Ш.
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Марина З.
|
нет
|
да
|
да
|
нет
|
да
|
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
Изображены ли вторичные половые признаки;
Признаки половой идентификации.
Рисунок №1 - Результаты исследования:
выявление представлений
о человеке мужского или женского пола.
Проанализировав результаты методики, мы пришли к выводу, что у данной группы подростков не достаточно сформировано представление о человеке своего и противоположного пола. Большинство испытуемых изобразили человека мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурами.
Пять испытуемых нарисовали одежду в соответствии полом, у Сережи одежда мальчика и девочки одинакова без выраженных гендерных признаков. Все подростки нарисовали в своих рисунках прическу в соответствии с полом – у мальчиков короткие волосы и девочек длинные волосы.
Всего два человека из шести выделили в своих рисунках вторичные половые признаки (грудь). Что свидетельствует о знании различий мужского и женского
тела. Также у некоторых испытуемых в рисунках присутствуют другие признаки половой идентификации: красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо, румянец.
Проанализировав рисунок №1 можно сделать следующие выводы: 33% из 100% испытуемых изобразили фигуру человека в соответствии с его полом. Так же 33% из 100% изобразили вторичные половые признаки. 67% испытуемых из 100% изобразили другие признаки половой идентификации. 83% испытуемых из 100% изобразили одежду и аксессуары соответствующие полу. Все испытуемые нарисовали прическу в соответствии с полом изображаемого персонажа.
Из полученных результатов методики можно сделать вывод: данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела (не могут правильно изобразить мужское и женское тело).
Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью»
Таблица №2
Результаты исследования полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
Ф.И.
№ вопроса
|
Сергей С.
|
Юра Н.
|
Катя С.
|
Аня Ш.
|
Настя Ш.
|
Марина З.
|
1
|
а
|
а
|
а
|
а
|
а
|
а
|
2
|
в
|
а
|
а
|
в
|
в
|
а
|
3
|
а
|
а
|
а
|
а
|
а
|
а
|
4
|
б
|
а
|
а
|
а
|
в
|
а
|
5
|
б
|
б
|
б
|
б
|
а
|
б
|
6
|
б
|
а
|
а
|
а
|
в
|
а
|
7
|
а
|
а
|
б
|
б
|
б
|
а
|
Целью данной методики является исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью.
Самые популярные ответы
а – ролевые предпочтения в играх соответствуют полу (6человек)
а – выбор игр и занятий соответствует полу (3человека)
в – выбор игр и занятий не выражен (3человека)
а – присутствует интерес к противоположному полу (6человек)
а – присутствует стремление к изменению своей внешности (4человека)
б – не стесняются телесной женственности (мужественности) (5человек)
а – стиль поведения соответствует полу (4человека)
а – присутствие интереса к обнаженному телу (3человека)
б – отсутствие интереса к обнаженному телу (3человека)
Рисунок №2 – Результаты исследования
полоролевого поведения
подростков
с умственной отсталостью»
Анализируя ответы данной анкеты, можно сделать вывод:
У всех испытуемых сформированы правильные ролевые предпочтения, то
есть роль соответствует полу подростка.
У всех подростков присутствует интерес к противоположному полу.
Пять подростков из шести не стесняются телесной женственности
(мужественности).
У большинства учащихся присутствует стремление к изменению своей
внешности.
У большинства учащихся стиль поведения соответствует полу
Спорные ответы дали подростки на вопросы № 2, 7 – их голоса
разделились поровну.
По результатам рисунка можно сделать вывод, что у данной группы подростков не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом.
Опросник для учащихся (7-10кл)
Таблица №3
Результаты исследований знаний учащихся в области половых отношений
-
№ вопроса
Ф.И.
|
Сергей С.
|
Юра Н
|
Катя С.
|
Аня Ш.
|
Настя Ш.
|
Марина З.
|
1
|
в
|
а
|
в
|
в
|
а
|
а
|
2
|
в
|
в
|
в
|
а
|
в
|
б
|
3
|
а
|
а
|
г
|
г
|
а
|
а
|
4
|
да, заражение от человека
|
нет
|
да, потому что можно загубить чувства и здоровье
|
нет
|
да, т.к. можно влюбиться
|
да, потому что можно родить ребенка
|
5
|
д
|
в
|
б
|
д
|
б
|
д
|
6
|
а
|
б
|
б
|
б
|
б
|
б
|
Целью данной методики является выявление знаний учащихся в области половых отношений.
Самые популярные ответы
а – ухаживание
в - секс
в – из разговора со сверстниками
а – из любопытства
-
нет, заражение от человека, да, потому что можно загубить чувства и здоровье, да, т.к. можно влюбиться, да, потому что можно родить ребенка
д – не нужен
б - нет
Вывод: анализируя ответы данной анкеты, следует сделать вывод о том, что:
Большая часть учащихся, не разграничивает такие понятия как «секс» и «ухаживания».
Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками.
Большинство опрашиваемых подростков считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь из любопытства.
Опрашиваемые подростки знают, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным и не желаемым последствиям.
Большинство учащихся считают, что специальный урок по теме не нужен.
Всего один человек из шести вступали в половые отношения.
По результатам проведенной нами методики можно сделать вывод: что знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны.
Несмотря на то, что данная группа подростков имеет, какую либо информации о фактах жизни, связанных с полом, они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи), но их знания очень поверхностные и не глубокие.
-
Для данной группы подростков необходима помощь психолога, учителей и родителей в реализации программы по половому воспитанию.
Опросник «Кто я?»
|