|
Подготовка к егэ по обществознани ю Учитель истории Удович Е. Ю
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Учитель истории Удович Е.Ю.
Экзамен ЕГЭ по обществознанию очень сильно изменился по структуре, но мало по содержанию.
Теперь он состоит из 2х частей. 1 часть с короткими ответами. 2 - с развернутыми ответами.
Структура заданий не изменилась. В 1 части перемешаны старые задания частей А и В. Немного усложнено задание с графиком (диаграммой, гистаграммой).
Задания типа В4 и В7 повторяются по нескольку раз. 2 часть осталась такой же (повторяет старую часть С).
. Время выполнения увеличилось - 3 часа 55 минут.
Важное изменение: повышение проходного балла для прохождения в вузы по предмету "обществознание" - 42 балла.
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естественным образом, связана с глубоким анализом педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. В результате сформировалась определённая система работы, о которой и пойдёт речь далее.
Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса – это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся предметом, а значит, конечно, неплохо его знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по обществознанию, поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл.
Подготовка учащихся к ЕГЭ охватывает тех , кто учится в общеобразовательных классах . Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо. В результате работы по их подготовке был накоплен определённый опыт, на основе программы элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по обществознанию» для учащихся 10-11 классов. Данный курс направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех навыков, которые необходимы именно для успешной сдачи единого государственного экзамена. На занятиях учащиеся знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий. Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.
Как же проводятся отдельные занятия в рамках этих курсов подготовки учащихся? Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Но существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере, опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.
Во-первых, работа должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания для работы на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса. Принцип «высокого уровня трудности» сформулировал ещё Л.В. Занков, считавший, что этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Т.е. вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы поразмышлять (возможно, с помощью учителя). Тогда будет идти развитие мышления. Для сдачи ЕГЭ развивать мышление таким образом очень важно. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ЕГЭ не окажется для него «смертельным». Рассуждения приведут его к ответу, он «выжмет» из этого вопроса с помощью рассуждений максимально возможный балл. Поэтому не нужно бояться вопросов, например, о причинах, последствиях общественных явлений, даже если такой вопрос выведет детей сразу на несколько логичных, но не предусмотренных программой ответов. Нужно также сказать о так называемых «мелочных» вопросах, которые также можно отнести к разряду трудных. В ЕГЭ, конечно, таких вопросов быть не должно, хотя бы потому, что не должна судьба молодого человека зависеть от того, знает ли он, как звали основателя экономической философии . Такие вопросы не проверяют знания основ обществоведческой науки. Но в учебных целях, во время практических занятий в профильных классах, такие вопросы очень даже уместны (хотя, конечно, их не должно быть много). Если существует определённая система работы с учащимися, то такие вопросы как бы задают определённый уровень знаний, «планку», ниже которой учащиеся при подготовке к очередному практическому занятию не должны опускаться. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией (откуда нам знать, какая для них окажется излишней) – нужно бояться недодать необходимой.
Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе, а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.
В-третьих, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
В-четвёртых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
И, наконец, в-пятых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
Это основные принципы, которыми необходимо руководствоваться. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Накоплен определённый опыт этой работы. И в заключении нужно сказать о подготовке к ЕГЭ по обществознанию несколько с другой стороны.
Готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию мне приходится в основном на уроках. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из заданий частей А, В, и С, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий.
Основные правила для учителей, готовящих детей к ЕГЭ по обществознанию:
1. подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ. С ребятами, прошедшими ГИА, мы «на одной волне», доверяем друг другу и понимаем, что нас ждет впереди;
2. вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы размышлять (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей;
3. подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, решая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов
Как работать с текстом на экзамене.
1. С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Определите основную идею текста.
3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
-
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8).
Это новое задание в рамках ЕГЭ по обществознанию появилось только в 2010 году. На мой взгляд, оно частично дает отпор сторонникам традиционной формы экзамена, когда ученику приходилось дать развернутый ответ на вопрос билета. В этом случае ответа не требуется, но требуется создать план этого воображаемого ответа. Выполнение данного задания будет успешным, если:
* все формулировки пунктов плана корректны с точки зрения их соответствия предложенной теме обществоведческого курса;
* содержание плана свидетельствует о системном, глубоком знании выпускника по предложенной теме, отражает ее с максимальной полнотой;
* структура ответа соответствует сложному плану.
В задании, предлагаемом выпускнику, предложена тема и дано указание на то, что минимальное количество пунктов плана - три, из которых не менее двух детализированы в подпунктах. Максимально возможный первичный балл за задание - 2. Как его получить?
Хочу предложить еще один - более простой, на мой взгляд, алгоритм, отработав который, можно составить план на любую тему.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
|
ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВОГО ПОНЯТИЯ ТЕМЫ ( МОЖНО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ В ПОДПУНКТАХ, ПЕРЕЧИСЛИВ )
|
ФУНКЦИИ КЛЮЧЕВОГО ПОНЯТИЯ ТЕМЫ ( МОЖНО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ В ПОДПУНКТАХ, ПЕРЕЧИСЛИВ )
|
ТИПОЛОГИИ, КЛАССИФИКАЦИИ ( МОЖНО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ В
ПОД ПУНКТАХ, НАЗВАВ )
|
ПРОБЛЕМЫ И ( ИЛИ ) ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
|
Каждый "слой" этого гамбургера - основа возможной формулировки будущего сложного плана. Давайте посмотрим, как работает этот шаблон на конкретном примере.
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
|
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
А) ТЕРРИТОРИЯ
Б) СУВЕРЕНИТЕТ
В) ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
Г) СИСТЕМА ПРАВА
Д) МОНОПОЛИЯ НА ЛЕГАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ
|
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
А) ВНУТРЕННИЕ
Б) ВНЕШНИЕ
|
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
А) ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Б) ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
В) ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
|
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
|
То есть, в идеале может получиться план, состоящий из пяти пунктов, три из которых будут конкретизированы в подпунктах - согласитесь, это отличный вариант с точки зрения требований, предъявляемых в задании. Правда, далеко не к каждой теме применимы все пять предложенных пунктов, но любая тема может быть представлена в данном шаблоне в сответствие с требованиями задания с незначительными изменениями. Рассмотрим еще один пример.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
-
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
|
ПРИЧИНЫ ПРОГРЕССИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
|
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
А) ЭВОЛЮЦИЯ
Б) РЕВОЛЮЦИЯ
|
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОГРЕССА
|
КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА
А) РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА
Б) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЛЮДЕЙ
В) РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, ВКЛЮЧАЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА
Г) ПРОГРЕСС НАУКИ И ТЕХНИКИ
Д) СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ
|
Как можно заметить, предложенный шаблон претерпел изменения: вместо признаков появились причины, типология переместилась с 4 пункта на 3 и т. д., но в целом шаблон сохранил свою структуру и соответствие требованиям. Кстати, последний пункт этого плана тоже можно конкретизировать.
В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. В частности, это касается проведения государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ. В предмете обществознания речь идет, прежде всего, о задании в части С – С9, которое является альтернативным и включает в себя необходимость написания такой современной творческой работы, как эссе. На мой взгляд, это единственное задание, которое даёт возможность увидеть настоящий уровень подготовки учащихся, познакомиться с его умением владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, ставить проблемы, развивать полемику и т.д.
ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников к ЕГЭ.
Сегодня написание эссе активно используется в рамках различных школьных предметов, причем как гуманитарных, так и естественных. Но именно обществознание позволяет раскрыться этой форме деятельности в полном смысле своего содержания и дать ей полностью реализоваться. Этот факт заставляет нас более серьёзно поработать над методической основой создания эссе, учесть все нюансы, позволяющие нам более грамотно и основательно подготовить наших учащихся к его написанию. Ведь нам предстоит, если оперировать словами французского естествоиспытателя Фан-Луи Бюффона, не просто научить хорошо писать, но ещё при этом научить «иметь душу и вкус». А ведь это далеко не просто.
Прежде всего, следует выяснить, что же означает само понятие «эссе». Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:
1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?
Структура эссе
В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление
|
Как умно и метко высказывается автор.
Очень оригинальная мысль…
Никогда не думал, что ….
Оказывается, что идея о том, что...
|
Основная часть
|
Проблема, поднятая автором, является актуальной
Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, …
Рассмотрим несколько вариантов...
Давайте попробуем порассуждать…
С одной стороны, ...
|
Заключение
|
Таким образом,…
Итак,…
К какому же выводу мы пришли...
|
4. Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
распределите подобранные аргументы в последовательности;
придумайте вступление к рассуждению;
изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Технология развития критического мышления.
Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».
Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
1 строчка- существительное, обозначающее тему.
2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
3 строчка- три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5 строчка- существительное, выступающее как итог.
Синквейн по истории
Например, при изучении темы «Гражданская война» в 9 классе получается примерно такой синквейн:
Террор; 2) Длительный, кровавый; 3) Наступать, побеждать, подавлять; 4) Гражданская война – крах страны; 5) Трагедия.
Синквейн по обществознанию по теме: «Экономика: наука и хозяйство»
Экономика; 2) Рыночная, смешанная; 3) Производить, перераспределять, потреблять; 4) Экономика – фундамент любого государства; 5) Потребности.
|
|
|