Главная страница

Подготовила: Учитель-логопед мадоу


Скачать 100.77 Kb.
Название Подготовила: Учитель-логопед мадоу
Дата 13.03.2016
Размер 100.77 Kb.
Тип План-конспект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 87 «КОРАБЛИК» Г.БЕЛГОРОДА

«Формирование

правильного звукопроизношения

у детей средствами

артикуляционной

гимнастики»

/Мастер-класс для воспитателей МАДОУ д/с №87/

Подготовила:

Учитель-логопед МАДОУ

д/с № 87 г. Белгорода

Дубенцова В.В.
Белгород

2013
План-конспект
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, Божья коровка, Солнышко, пупс Малыш, развивающие игрушки: Бегемот, Бабочка.

Раздаточный материал: сюрпризные открытки (божьи коровки, бабочки; кошки).

Ход мастер-класса:

Вводная часть (5 мин) знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть(1ч10мин)

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми разного возраста (младший, средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

Заключительная часть (15 мин): самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.
Часть первая

Адаптированные сказки

Автор использует сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Малыш

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы умненькие и старательные. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:


«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк)

И стали бабочка и бегемот дружить

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.


Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике

Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старшего дошкольного возраста)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.

Маляр Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

Следующую страницу …

Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

Часть вторая

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

  • Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог) .

Организация работы

  • Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

  • Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  • Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  • Показывает выполнение упражнения.

  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Тестирование

по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

1.Что такое кинема?

а) простой комплекс движений артикуляционных органов;

б) сложный комплекс движений артикуляционных органов;

в) движение артикуляционных органов.

2. Артикуляционная гимнастика – это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

3.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

4.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

5. Статические упражнения направлены

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

6.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

7.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять

а) 2-3 раза;

б) 10-15 раз;

в) 1 раз.

8. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать

а) подробно;

б) поэтапно; в) конкретно.