|
Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению?
Доклад к родительскому собранию
на тему:
«Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению?»
Учитель
Т.В.. Ильиных
ГОУ школа-интернат VIII вида
ст. Медведовская
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умение читать. И хотя усилий в этом направление прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления этих негативных явлений?
Интерес к чтению- это оборотная, познавательно- эмоциональная сторона его технико - смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит от степени сформированности последней. Сформировать интерес к чтению- значит прежде всего обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.
Как известно, в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны- техническую, то есть скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, то есть понимание содержания прочитанного.
Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А.П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагать наличие определенного уровня душевного (психологического) развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А.П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. В случае же низкого общего развития детей необходимо предварительно, до обучения и чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие.
Наиболее важными для этой цели А.П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеет занятия рисованием. Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А.П. Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями.
Упражнения позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения- умения читать:
- в самом деле, наблюдения за природой, этой наиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности, создают благоприятные условия для развития восприятия детей, в том числе его объема, что в будущем при овладении чтением позволит ученику «схватывать» целиком читаемое слово независимо от количества составляющих его букв и обеспечит достаточные скоростные характеристики процесса чтения;
- развитие тонкости наблюдения за изменением отдельных свойств, признаков различных предметов и явлений означает совершенствование процессов зрительного и слухового анализа, которые являются необходимыми для дифференцирования букв, различающихся малозаметными деталями (например, и и ц), и слов, отличающихся одной- двумя буквами (например, ворона и ворота);
- высказывание предложений, например, об изменениях, которые произойдут в природе в будущем в связи со сменой времени года, о возможных качествах тех или иных полезных ископаемых особенностях поведения животных и птиц в разное время, развивает у детей антиципацию, т.е. умение представить себе предмет или явление до того, как они будут реально восприняты, что важно для прогнозирования смыслового содержания читаемого текста;
- рассказывание сказок, показывание разных картин и предметов не только обогащает детей знаниями; называние их словами позволяет вырабатывать ассоциации между чувственно воспринимаемым объектом и его словесным обозначением «объект - слово», наполняя, таким образом, словесную звуковую оболочку конкретным чувственным содержанием. Это позволит в дальнейшем при чтении актуализировать стоящее за абстрактными буквенными знаками конкретное чувственное содержание и сделает процесс чтения информационно насыщенным; оценивая пережитые события, дети учатся критически к ним относиться и, следовательно, в будущем смогут так же критически оценивать содержание прочитанного текста;
- срисовывание с натуры во время занятий рисованием, сопровождающее его словесное обозначение отдельных деталей воспринимаемых объектов, приводит к развитию расчлененности восприятия, благодаря чему ребенок становится способным замечать даже весьма незначительные детали или малейшие изменения во внешнем виде воспринимаемых объектов, происходит превращение, таким образом, восприятия в анализирующее наблюдение. А это- одна из базовых составляющих процесса чтения. Рисование же по памяти развивает воображение детей, что крайне необходимо для мысленного представления читаемого содержания;
- благодаря подвижным играм, требующим быстрого изменения направления внимания, у детей целенаправленно формируются также важным для учения, в том числе и для чтения, свойства внимания, как распределение и переключение.
Итак, считая необходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придал решающее значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно- чувственной сферы детей.
|
|
|