Главная страница

По самообразованию «Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся»


Скачать 468.87 Kb.
Название По самообразованию «Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся»
страница 1/3
Дата 09.03.2016
Размер 468.87 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

«Есеновичская средняя общеобразовательная школа»





Описание системы работы учителя

Мешковой Марины Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

с. Есеновичи

2011 г.
БАЗА.

МОУ «Есеновичская СОШ» расположена в 50 км от районного центра. Педколлектив школы состоит из 19 человек, в школе 11 классов-комплектов.

С 1-го по 11-ый классы обучается 142 учащихся. Это дети, проживающие в селе Есеновичи, Бухолово и близлежащих деревнях – Фешино, Кузлово, Юсино, Борзыни, Васильково. В основном, это дети колхозников, рабочих льнозавода, материальное положение которых довольно сложное. Родители имеют среднее и среднее специальное образование, менее 4% родителей имеют высшее образование. Есть дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей. Дети различаются по социальному положению, уровню обучаемости и своим психологическим качествам.
О СЕБЕ
Мешкова Марина Анатольевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа».

Окончила в 1989 году Торжокское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». В 2002 году прошла курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ТОИУУ в г. Твери и получила рекомендацию на аттестацию на II квалификационную категорию. В 2003 году успешно прошла аттестацию на II квалификационную категорию в 2008 подтвердила ее.

Педагогический стаж работы учителем русского языка и литературы – 21 год.

Награждена в 2004 году грамотой РОО «За многолетний добросовестный труд в воспитании и обучении учащихся».

В 2006 году стала финалистом районного этапа всероссийского конкурса «Учитель года».

Тема по самообразованию «Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся»

В своей работе выявила следующие противоречия и наметила пути их решения.


ПРОТИВОРЕЧИЯ,

РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Между освоением содержания и формированием у учащихся

учебного материала по русскому положительного отношения

языку и литературе к самому процессу познания,

к процессу труда и

процессу познавательной

активности.
Между традиционными формами и необходимостью проведения

преподавания уроков, побуждающих к

развитию познавательной

активности учащихся.


Между тем, что на уроке необходима и тем, что степень активности

познавательная активность учащихся школьников зависит от умения

учителя активизировать их,

то есть является реакцией на

методы и приемы работы

учителя.

Между тем, что каждый ученик и невозможностью добиться

должен овладеть знаниями и этого фронтальными способами

умениями в соответствии с обучения.

своими способностями и возможностями





ЦЕЛЬ.
Создать условия для организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности и развития индивидуальных, творческих способностей школьников.


ЗАДАЧИ.



  1. 1. Разработать методику применения познавательных задач, дидактических игр и проверочных работ на уроках русского языка и литературы, развивая познавательную активность и творческую деятельность учащихся.




  1. 2. Создать условия, в которых у каждого ученика возникает необходимость в соответствующих знаниях и умениях и возможность овладеть ими в соответствии со своими возможностями.




  1. Организовать познавательную деятельность учащихся посредством проведения нестандартных уроков, применения игровых технологий обучения.




  1. Формировать активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся.



ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


  1. Научность.

  2. Доступность.

  3. Последовательность и систематичность.

  4. Терпимость и доброжелательность.

  5. Сотрудничество и взаимопомощь.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Модуль № 1. Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности учащихся.

  2. Модуль № 2. Внеклассная работа по литературе и русскому языку.

  3. Приложения к модулю № 1.

  4. Приложения к модулю № 2.

  5. Результативность.


Модуль 1
Учебно-дидактическая игра

как средство развития познавательной активности учащихся
Что это:

  • Приобщение учащихся к искусству слова,

  • Богатству русской классической литературы,

  • Чтение и изучение художественных произведений,

  • Знакомство с биографическими и историко-культурными сведениями.


Зачем это:

  • Расширить круг чтения учащихся,

  • Развивать эмоциональное восприятие обучающихся,

  • Научить анализировать, сопоставлять,

  • Разработать уроки-игры для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.


Как это делается: проводятся уроки-игры, уроки-путешествия, творческие зачеты, творческие работы, используются дидактические игры на различных этапах урока.
Результат:

  • Углубление знаний, повышение интереса к предмету,

  • Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся,

  • Повышение мотивации к обучению.


Условия применения: 5 – 9 классы – уроки-путешествия, дидактические игры «Переводчик», «Соколиный глаз» и другие.


Модуль № 2

Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Что это: создание условий для самореализации личности. Повышение мотивации к обучению.
Зачем это:

  • Привитие интереса к изучению русского языка и литературы,

  • Развитие творческих способностей учащихся,

  • Развитие умения работать со справочной литературой.


Как это делается: занятия проводятся в форме:

  • КВН,

  • Конкурсов чтецов,

  • Конкурсов сочинений,

  • Конкурсов на создание собственного оригинального текста,

  • Лекции на определенную тематику,

  • Литературной гостиной,

  • Проведение Недели русского языка и литературы,

  • Проведение предметных школьных олимпиад.


Результат:


Условия применения: участие в конкурсах по желанию учащихся, 5-9 классы – КВНы, воспитанники детского сада – познавательный конкурс, 1-4 классы – тематические КВНы.


Приложение к модулю № 1.


  1. Урок в 6 классе «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

  2. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение».

  3. Урок-игра в 5 классе «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания».

  4. Дидактические игры.

  5. Материалы для контроля знаний по русскому языку.








Эпиграфы к уроку:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Анатоль Франс.

«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».

Декарт.

Цели урока:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика»

( о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах );

2. Совершенствовать навыки работы со словарями;

3. Воспитывать интерес к книге.


  1. Организационный момент.

  1. Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру

  2. Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?

1 ученик. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г.Паустовский.

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К. Г. Паустовский?
Варианты ответов учащихся

- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова?

( В словарях )
- Как расположены слова в словарях?

( В алфавитном порядке ).
Игра «Дежурная буква».

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Запишите эпиграф в тетрадь.
ВОПРОСЫ:

  1. Какие словари русского языка вам известны?

  2. К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?

  3. В каких случаях словари приходят к вам на помощь?


2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.

Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.
Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).
III. Знакомство со словарями
Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?


  1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».


  1. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».


  1. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».



  1. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».


  1. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.


  1. Работа словарей с классом.


СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

- Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Задание 1: Заменить словосочетания одним словом.

    1. Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)

    2. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)

    3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)

Задание 2. Найдите в словарях иностранных словслова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.
Задание 1.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят о…

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

- человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).

Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:

- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);

- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);

- мало (кот наплакал, всего ничего);

Задание 3. Подберите синомичные фразеологизмы:

- кот наплакал – с гулькин нос;

- как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;

- во весь дух – на всех парусах;

- рукой подать – в двух шагах;

Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:

- голова, ноги, глаза, нос, уши -
Толковый словарь

(рассказывает о себе)

Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:

Задание 1. Объясните значение слова стол в каждом предложении.

  1. Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

  2. Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.

  3. Анна Ивановна работает в паспортном столе.

Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

  1. Колхоз продал государству сто голов скота.

  2. Вдали показалась голова пахотной колонны.

  3. Он в неравном бою сложил голову свою.

  4. От бессонницы у него разболелась голова.


СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Игра «Переводчик».

Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.

  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.

  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

  1. Итог урока.

- Чему был посвящен наш урок?

- С какими словарями встречались мы сегодня?

- Какие еще словари вы знаете?

- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

Домашнее задание:

Сказка о Пете.

Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу.» Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.

Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полки словари:

- Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.

- А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.

- Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.

- Как это, – изумился словарь синонимов.

- Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.

- А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить как помогли Пете словари?

Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.





Открытый урок в 6 классе

Тема:

Повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме « Местоимение».

Употребление местоимений в устной и письменной речи.
Цели: 1) систематизация полученных умений и навыков.

2) повторение склонения местоимений.

3) словарная работа

4) формирование орфографической зоркости у учащихся.

5) развитие грамотной устной и письменной речи у учащихся.

6) развитие интереса к изучению русского языка

Оформление доски


Падежи

(вопросы, предлоги)


Учащиеся должны

Знать Уметь

Дата.

Т
43
ема.


444

45

46


Разряды

местоимений



Учащиеся должны

Знать: Уметь:


  1. Что называется местоимением. 1) Находить местоимение в тексте.

  2. Разряды местоимений 2) Склонять местоимения

  3. Как изменяются местоимения 3) Употреблять местоимения в

  4. Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи.

  5. Какие части речи заменяют.


ПРАКТИКА ТЕОРИЯ

    1. Организационный момент

  1. Приветствие


Я, ты, мы и НАМ и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Нам, и вам, и мой, и твой,

Их, её, его и свой?

- Это, без сомнения,

Всё местоимения.


  1. объявление темы и целей урока.




    1. Проверка изученного материала, закрепление и повторение

  1. фронтальная работа с классом. Игра «Ромашка».


1 лепесток. Личные местоимения

1) кроссворд на 2 варианта - Какие местоимения называют

2) просклонять используя личными

предлоги - Как они изменяются?

1р ОН ОНА ОНИ (изменяются по падежам, в 3л по

у него у неё у них родам, имеют единственное и мно -

к нему к ней к ним жественное число, при склонение

его её их после предлогов Н у него, у неё, у

им ею ими них)

о нем о ней о них
2 лепесток. Возвратное местоимение

Составить предложение с -Какое возвратное местоимение?

фразеологическим оборотами -Как изменяется?

прийти в себя, себе на уме, (не имеет И.п., не имеет рода и

само собой, про себя, на себя числа)

не похож
3 лепесток. Вопросительное местоимение

1)Какие вопросы можно задать, (служат для выражения вопроса, кто

чтобы человек рассказал о себе и что не изменяются по родам и

упр. 384 числам, местоимение который

Какие местоимения вы употребили? Употребляется в выражение который

час)

- Где употребляется?

(В устной и письменной речи при

составление плана текста, сочинения,

в анкетах при приеме на работу)
4 лепесток. Относительные местоимения

1)Из простых предложений составить -Для чего служат?

сложные используя относительные -Какими членами предложения

местоимения, объяснить знаки препинания являются?

упр. 386 (служат для связи предложений в

1 группа – выделить грамматическую основу составе сложных, могут быть разными

2 группа - разобрать по членам членами предложения)
5 лепесток. Неопределенные местоимения.

1. Составить по 3 -На что указывают?

1 группа – предложения -Как изменяются?

2 группа – словосочетания (кроме некто и нечто изменяются по

с неопределенными местоимениями падежам, некоторые из них изменяются

объяснить правописание и графически по родам и числам)

выделить орф. 43-44 -Как пишутся приставки в неопред.

2. Где чаще употребляется неопределенные местоимениях, какая приставка?

местоимения? Почему? ( не пишется слитно, под ударением)

-Как пишутся приставки и суффиксы?

  1   2   3