ЦЕЛЬ.
Создать условия для организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности и развития индивидуальных, творческих способностей школьников.
ЗАДАЧИ.
1. Разработать методику применения познавательных задач, дидактических игр и проверочных работ на уроках русского языка и литературы, развивая познавательную активность и творческую деятельность учащихся.
2. Создать условия, в которых у каждого ученика возникает необходимость в соответствующих знаниях и умениях и возможность овладеть ими в соответствии со своими возможностями.
Организовать познавательную деятельность учащихся посредством проведения нестандартных уроков, применения игровых технологий обучения.
Формировать активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Научность.
Доступность.
Последовательность и систематичность.
Терпимость и доброжелательность.
Сотрудничество и взаимопомощь.
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль № 1. Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности учащихся.
Модуль № 2. Внеклассная работа по литературе и русскому языку.
Приложения к модулю № 1.
Приложения к модулю № 2.
Результативность.
Модуль 1
Учебно-дидактическая игра
как средство развития познавательной активности учащихся
Что это:
-
Приобщение учащихся к искусству слова,
Богатству русской классической литературы,
Чтение и изучение художественных произведений,
Знакомство с биографическими и историко-культурными сведениями.
Зачем это:
Расширить круг чтения учащихся,
Развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
Научить анализировать, сопоставлять,
Разработать уроки-игры для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Как это делается: проводятся уроки-игры, уроки-путешествия, творческие зачеты, творческие работы, используются дидактические игры на различных этапах урока.
Результат:
Углубление знаний, повышение интереса к предмету,
Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся,
Повышение мотивации к обучению.
Условия применения: 5 – 9 классы – уроки-путешествия, дидактические игры «Переводчик», «Соколиный глаз» и другие.
Модуль № 2
Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Что это: создание условий для самореализации личности. Повышение мотивации к обучению.
Зачем это:
Привитие интереса к изучению русского языка и литературы,
Развитие творческих способностей учащихся,
Развитие умения работать со справочной литературой.
Как это делается: занятия проводятся в форме:
КВН,
Конкурсов чтецов,
Конкурсов сочинений,
Конкурсов на создание собственного оригинального текста,
Лекции на определенную тематику,
Литературной гостиной,
Проведение Недели русского языка и литературы,
Проведение предметных школьных олимпиад.
Результат:
Условия применения: участие в конкурсах по желанию учащихся, 5-9 классы – КВНы, воспитанники детского сада – познавательный конкурс, 1-4 классы – тематические КВНы.
Приложение к модулю № 1.
Урок в 6 классе «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение».
Урок-игра в 5 классе «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания».
Дидактические игры.
Материалы для контроля знаний по русскому языку.
Эпиграфы к уроку:
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Анатоль Франс.
«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт.
Цели урока:
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика»
( о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах );
2. Совершенствовать навыки работы со словарями;
3. Воспитывать интерес к книге.
Организационный момент.
Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь
Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?
1 ученик. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К. Г. Паустовский?
Варианты ответов учащихся
- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова?
( В словарях )
- Как расположены слова в словарях?
( В алфавитном порядке ).
Игра «Дежурная буква».
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Запишите эпиграф в тетрадь.
ВОПРОСЫ:
Какие словари русского языка вам известны?
К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства,
если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.
Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.
Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).
III. Знакомство со словарями
Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.
«Мама
предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.
Работа словарей с классом.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
- Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Задание 1: Заменить словосочетания одним словом.
Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Задание 2. Найдите в словарях иностранных словслова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.
В
словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.
Задание 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят о…
- кротком, безобидном человеке?
(Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда?
(Готов сквозь землю провалиться).
- человеке, который пришел не вовремя, некстати?
(Нелегкая принесла).
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении?
(В подметки не годится).
Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:
- усердно трудиться
(работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
- много
(хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
- мало
(кот наплакал, всего ничего);
Задание 3. Подберите синомичные фразеологизмы:
- кот наплакал – с гулькин нос;
- как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;
- во весь дух – на всех парусах;
- рукой подать – в двух шагах;
Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:
- голова, ноги, глаза, нос, уши -
Толковый словарь
(рассказывает о себе)
Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:
Задание 1. Объясните значение слова стол в каждом предложении.
Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
Анна Ивановна работает в паспортном столе.
Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
Колхоз продал государству сто голов скота.
Вдали показалась голова пахотной колонны.
Он в неравном бою сложил голову свою.
От бессонницы у него разболелась голова.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова
сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например
: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Игра «Переводчик».
Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- С какими словарями встречались мы сегодня?
- Какие еще словари вы знаете?
- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
Домашнее задание:
Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу.» Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полки словари:
- Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.
- А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.
- Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.
- Как это, – изумился словарь синонимов.
- Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.
- А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить как помогли Пете словари?
Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.
Открытый урок в 6 классе
Тема:
Повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме « Местоимение».
Употребление местоимений в устной и письменной речи.
Цели: 1) систематизация полученных умений и навыков.
2) повторение склонения местоимений.
3) словарная работа
4) формирование орфографической зоркости у учащихся.
5) развитие грамотной устной и письменной речи у учащихся.
6) развитие интереса к изучению русского языка
Оформление доски
-
Падежи
(вопросы, предлоги)
Учащиеся должны
Знать Уметь
|
Дата.
Т
43
ема.
444
45
46
|
Разряды
местоимений
|
Учащиеся должны
Знать:
Уметь:
Что называется местоимением. 1) Находить местоимение в тексте.
Разряды местоимений 2) Склонять местоимения
Как изменяются местоимения 3) Употреблять местоимения в
Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи.
Какие части речи заменяют.
ПРАКТИКА ТЕОРИЯ
Организационный момент
Приветствие
Я, ты, мы и НАМ и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Нам, и вам, и мой, и твой,
Их, её, его и свой?
- Это, без сомнения,
Всё местоимения.
объявление темы и целей урока.
Проверка изученного материала, закрепление и повторение
фронтальная работа с классом. Игра «Ромашка».
1 лепесток. Личные местоимения
1) кроссворд на 2 варианта - Какие местоимения называют
2) просклонять используя личными
предлоги - Как они изменяются?
1р ОН ОНА ОНИ (изменяются по падежам, в 3л по
у него у неё у них родам, имеют единственное и мно -
к нему к ней к ним жественное число, при склонение
его её их после предлогов Н у него, у неё, у
им ею ими них)
о нем о ней о них
2 лепесток. Возвратное местоимение
Составить предложение с -Какое возвратное местоимение?
фразеологическим оборотами -Как изменяется?
прийти в себя, себе на уме, (не имеет И.п., не имеет рода и
само собой, про себя, на себя числа)
не похож
3 лепесток. Вопросительное местоимение
1)Какие вопросы можно задать, (служат для выражения вопроса,
кто
чтобы человек рассказал о себе и
что не изменяются по родам и
упр. 384 числам, местоимение
который
Какие местоимения вы употребили? Употребляется в выражение который
час)
- Где употребляется?
(В устной и письменной речи при
составление плана текста, сочинения,
в анкетах при приеме на работу)
4 лепесток. Относительные местоимения
1)Из простых предложений составить -Для чего служат?
сложные используя относительные -Какими членами предложения
местоимения, объяснить знаки препинания являются?
упр. 386 (служат для связи предложений в
1 группа – выделить грамматическую основу составе сложных,
могут быть разными
2 группа - разобрать по членам членами предложения)
5 лепесток. Неопределенные местоимения.
1. Составить по 3 -На что указывают?
1 группа – предложения -Как изменяются?
2 группа – словосочетания (кроме некто и нечто изменяются по
с неопределенными местоимениями падежам, некоторые из них изменяются
объяснить правописание и графически по родам и числам)
выделить орф. 43-44 -Как пишутся приставки в неопред.
2. Где чаще употребляется неопределенные местоимениях, какая приставка?
местоимения? Почему? ( не пишется слитно, под ударением)
-Как пишутся приставки и суффиксы?