Методические рекомендации к организации выставок
в детском саду
|
Консультация для воспитателей
|
|
МАДОУ д/с №75,воспитатель
Гизатуллина Лилия Халитовна
|
|
|
2010
|
|
Выставки в детском саду
Эффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства. Детский сад в этом случае может взять на себя функции культурного центра семейной жизни. Такие выставки приносят радость и малышам и, и членам их семей – братьям и сёстрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка – это не тольео возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей.
План работы по организации выставок
1. Проводим анкетирование и выясняем художественные предпочтения родителей и их возможности помочь детскому саду с экспонатами по той или иной теме.
2. Составляем перспективный план про ведения выставок.
3. Подбираем необходимую научно-популярную, методиче" скую и искусствоведческую литературу.
4. Для педагогов и родителей проводим семинары-практикумы и консультации по теме предстоящей выставки с использованием видеоряда и современных медийных средств.
5. Работаем над созданием выставки: собираем экспонаты, продумываем экспозицию, организуем рекламную кампанию в преддверии выставки (готовим большие красочные объявления о выставке и персональные приглашения для родителей и сотрудников).
6. Проводим экскурсии по выставке.
Правила отбора экспонатов для выставок в детском саду
Главный критерий отбора экспонатов для художественной выставки - подлинность работ. Так, если в детском саду организуется выставка произведений декоративно-прикладного искусства, недопустимо выставлять в качестве экспонатов работы воспитателей «под хохлому», «под городец», игрушки, слепленные по мотивам дымковских игрушек, и т.п.
Отбирайте те материалы, которые вам нравятся. Только в этом случае вы сможете рассказывать о них с любовью и можете рассчитывать на то, что «заразите» своей эмоцией детей. Для знакомства с произведениями изобразительного искусства используйте репродукции картин знаменитых художников или качественные иллюстрации знаменитых полотен.
Особое внимание уделяйте тем произведениям искусства, в которых с помощью различных средств выразительности переданы чувства и отношения, доступные пониманию детей дошкольников.
Родитель в выставочной работе
Памятка для педагогов
Организуйте работу по созданию выставки так, чтобы родители были не наблюдателями, не контролерами, а соучастниками процесса.
Помните: информация, полученная ребенком от родителя, усваивается им гораздо эффективнее, чем информация, полученная от воспитателя. Стоит научить чему-то родителя, и он научит этому своего ребенка.
Не все родители готовы к сотрудничеству с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы родители проявляли заинтересованность в эстетическом развитии своего ребенка. Каждая качественная выставка привлечет на вашу сторону новых сторонников.
После окончания выставки необходимо публично поблагодарить тех родителей, которые приняли участие в создании выставки. Используйте разные средства: вручение дипломов перед праздником или на родительском собрании, красочно оформленный «указ» на видном месте в вестибюле, письма на нарядных бланках.
НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
Методические рекомендации
к организации выставка в детском саду
Цель: Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства. Формировать, понимание того, что народные мастера являются носителями традиций художественного мировосприятия народа, хранителями его вкуса.
Материалы: Подлинные народные игрушки из дерева (богородские, семёновские, городецкие, полхов - майданские), из глины (калининские, дымковские, каргопольские, филимоновские), матрёшки ( семёновские, загорские, полхов - майданские), игрушки детей ханты, ненцев, манси, иллюстрации и фотографии игрушек, книги о народных игрушках, иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам, поговоркам, сказкам по мотивам дымковской игрушки.
Работа с детьми.
Организовывая выставку, следует помнить о главном – подлинности народных игрушек. Независимо от национальной принадлежности, народная игрушка – одна из многих составных частей духовной жизни народа. Воспитатель должен в доступной для детей форме рассказать об истории и этнографии края, чтобы ребёнок мог представить среду, в которой рождалась игрушка. Современные народные игрушки наполнены новым жизненным содержанием, а художники – мастера не копируют старые игрушки, а создают новые, но сохраняют традиции промысла в передаче форм и особенностей росписи. В народной игрушке цвет, как правило, имеет символическое значение. Так в росписи каргопольской игрушки зеленый цвет означает землю, природу; белый - правду, добро, нравственную чистоту; черный - горе, зло, неправду; красный - красоту, здоровье, силу, огонь, славу; голубой - небо.
Подготовка к выставке включает разные виды детской деятельности.
Кроме занятий информационной направленности (просмотр видеофильмов по теме и рассказы педагогов), дети занимаются продуктивной деятельностью: лепят и расписывают собственные игрушки из глины по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек; расписывают плоские силуэты из бумаги, используя характерные орнаменты.
Воспитатели организуют игры с движущимися народными игрушками (богородские игрушки,семёновские и городецкие каталки), проводят дидактическую игру «Составь узор». Народные игрушки используются в театрализованных играх, а свистульки - в исполнении некоторых произведений детского музыкального оркестра.
Работа с родителями
Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум "Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины (других пластических материалов) и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.
На семинаре можно показать видеофильмы "Сокровищница народного искусства», "Народная игрушка» и другие.
Работа с педагогами.
В ходе подготовки к выставке для педагогов проводится консультация "Использование народной игрушки в изодеятельности», "Народная игрушка и дидактическая игра». Возможно совместное изготовление панно из солёного теста и глины по мотивам дымковской игрушки для использования в интерьере детского сада.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО РОССИИ
Цель. Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, знакомить с особенностями в составлении узоров, подборе цвета на примере разных видов росписей (городецкой, хохломской, жостовской, гжельской и др.). Формировать у детей эстетический вкус, учить высказывать свое отношение к увиденным вещам.
Материалы: подлинные предметы городецкой, хохломской, жостовской, гжельской росписей, павловопосадские платки, иллюстрации или фотоматериалы по теме, глина, поворотный круг, деревянные изделия (неокрашенные), жестяной поднос, книги и буклеты о декоративно-прикладном искусстве России.
Работа с детьми. Перед посещением выставки рассмотрите с детьми предметы декоративно-прикладного искусства на «полочке красоты» в группе.
Затем проведите детей по выставке и предоставьте им возможность самостоятельно рассматривать экспонаты. Потом спросите, что им больше всего понравилось. Поинтересуйтесь, что знают дети о материале, из которого сделаны предметы. Покажите глину, деревянные изделия, жестяное изделие. Спросите, знают ли дети, как называется то или иное изделие и почему. Особое внимание уделите декору. Объясните, что «декор» - это «украшение». Декоративное искусство служит для украшения предметов быта - мебели, посуды, жилища и др.
Скажите, что декоративное искусство появилось очень давно: как только люди научились делать посуду, шить одежду, строить жилище, они стали их украшать. Только сначала украшения имели другой смысл: они служили для защиты от злых духов и при влечения духов покровителей. Люди изображали то, что было для них важно: солнце, растения, животных но не так, как видели, а с помощью специальных значков. Предложите детям угадать, что изображает тот или иной элемент росписи.
(Круги изображают солнце, тонкие линии травы и т.д.) В зависимости от того, сколько экспонатов вам удастся собрать, для отдельных промыслов можно выделить отдельные экспозиции:
«Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Голубые цветы Гжели», «Жостовский поднос», «Керамика И фарфор», «Павлово-Посадские платки», «Уральская роспись», «Вологодские кружева», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» и другие.
Организация и посещение выставки проходит на фоне самых разных видов детской деятельности по теме. Воспитатели рассказывают детям о декоративно-прикладном искусстве и организуют просмотр видеофильма «Декоративно-прикладное искусство России».
Дети осваивают элементы народного искусства в собственной продуктивной деятельности - лепят посуду по мотивам произведений народных мастеров и расписывают бумажные трафареты.
Воспитатели проводят дидактические игры «Собери узор из частей» по всем видам росписи.
Интересной формой работы является сервировка стола предметами декоративно-прикладного искусства, например, ко Дню именинника или для «Сладкого вечера».
Также предметы декоративно-прикладного искусства могут использоваться для оформления интерьера группы.
Работа с педагогами. В ходе подготовки к выставке можно провести семинар-практикум «Сувениры из меха» и изготовить поделки из меха, бисера и кожи по мотивам декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Воспитателям предлагается посмотреть видеофильмы «Народные промыслы», «Искусство народов Севера». Проводится консультация «Использование предметов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми».
Работа с родителями. Для родителей можно провести мастер-классы по теме, во время которых они получают возможность вместе с детьми лепить и расписывать предметы декоративно-прикладного искусства. Можно организовать просмотр видеофильмов по теме.
(Дошкольное образование №3 1-5 февраля 2010)
|