Главная страница

План работы на 2013 год воспитателя старшей группы Тарасовой Л. Р. 2013 год. Характеристика воспитанников


Скачать 302.54 Kb.
Название План работы на 2013 год воспитателя старшей группы Тарасовой Л. Р. 2013 год. Характеристика воспитанников
Дата 12.02.2016
Размер 302.54 Kb.
Тип План работы


Утверждаю

Зам. директора приюта «Надежда»

Сафина Р.В.

План работы на 2013 год

воспитателя старшей группы Тарасовой Л.Р.

2013 год.

Характеристика воспитанников

За 2012- 2013 учебный год в приюте прошли реабилитацию 95 детей. На начало года списочный состав воспитанников старшей группы 15 человек. Из них поступили: по акту ОВД 7- несовершеннолетних, по заявлению матери- 5, по ходатайству органов опеки- 2 детей, по постановлению КДН и ЗП- 1 ребенок. Все воспитанники имеют статус, как дети, в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной поддержке государства. Адаптация детей в новом коллективе прошла в основном спокойно, без осложнений. Первоначальное медико-психологическое диагностирование, показало, что уровень развития детей составляет 64%. В основном дети находятся на разных уровнях развития с функциональной недостаточностью нервной системы, незрелостью эмоционально-волевой сферы. У многих детей отмечается быстрая утомляемость, низкая работоспособность, неадекватное поведение. Практически всем детям требуется обучающая помощь. Уровень познавательной сферы, навыков и умений ниже условно возрастной нормы, что соответсвует 50 %. У всех детей в той или иной степени невысокий уровень и речевого развития (52%). Наблюдается нарушение звукопроизношения, , неумение детей пересказывать, обедненный словарный запас, недостаточно развита эмоционально-волевая сфера (57, 5%, дети не способны к длительным волевым усилиям и сосредоточенности. На момент поступления здоровье многих воспитанников ослаблено, запущено: заболевания органов зрительного аппарата, органов пищеварения. 9 из 15 воспитанников имеют ΙΙ группу здоровья, остальные 6- ΙΙΙ группу здоровья. Согласно диагностической работе, на первом социально-медико-психолого-педагогическом консилиуме совместно со специалистами приюта были разработаны индивидуальные программы реабилитации для каждого ребенка в отдельности и рекомендован уровень образовательной программы.

Основной целью нашей работы является создание условий для адаптации, коррекции и реабилитации детей. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Адаптация ребенка в условиях приюта и социализация в окружающей среде; 2. Развитие и коррекция познавательных процессов; 3. Формирование навыков учебной деятельности; 4. Воспитание навыков культуры поведения, самообслуживания 5. Развитие кругозора, обогащение игрового опыта. 6. Укрепление здоровья, формирование привычки здорового образа жизни

Социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека. Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Поэтому подготовка детей к жизни вне приюта, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном приюте для несовершеннолетних. Это долговременный, непрерывный процесс. который в конце срока реабилитации конкретного ребенка дает ощутимый результат.
Определение темы методической проблемы воспитателя, постановка цели и задач воспитательной работы на 2013 год.
Методическая проблема воспитателя: «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

Пояснительная записка.

Актуальность темы методической проблемы. В последние годы в России наблюдается стремительный рост асоциальных явлений среди несовершеннолетних детей. Это говорит о том, что начинается процесс деградации значительной части молодых граждан, которые могли бы составить элиту государства… Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков. Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие. Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденция: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, проституция и суицид среди несовершеннолетних. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности родителей, педагогов, руководителей. Понимание этого происходит на всех уровнях официального сознания России. Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления - задачи государственной важности, от решения которых зависит судьба общества в целом. В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности детских социальных учреждений. Такие учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Ведь плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизни, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем. Поэтому основная работа педагогов и психологов с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), коррекции уже имеющихся отклонений, в формировании у воспитанников жизненных ценностей и приоритетов.

 Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении
добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

 Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

       В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех

этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь. Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, педагог, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

В связи с актуальностью данной проблемы, проблемы воспитания девиантных подростков, мною была определена тема методической проблемы " Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации ".

Цель методической проблемы состоит в реализации процессов профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Цель конкретизируется в следующих задачах:


  1. Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования;

  2. Формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций, обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;

  3. Ознакомление воспитанников с их правами и обязанностями, создание у детей позитивного отношения к обществу; обучение поведенческим навыкам безопасного поведения в окружающем мире.



  1. Развитие  и  саморазвитие личности  и  ее  способностей  в  соответствии  с  индивидуальными  возможностями  каждого  воспитанника.

  2. Формирование  у  каждого  воспитанника  опыта  творческой,  социальной  активности  в  реализации  своих  способностей,  накопление  воспитанниками  опыта  общения  и  взаимодействия,  основанного  на  гуманистических  отношениях.

  3. Ориентирование  детей  на  общечеловеческие  ценности,  образующие  основу  воспитания  в  русле  отечественных  культурных  традиций.

  4. Достижение  оптимального  уровня  воспитанности  несовершеннолетних.

Для этого неоходимо: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения. Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте. Рассмотреть технологию работы психолога с девиантными подростками в условиях прюта. Совместно с психологом провести диагностику девиаций среди подростков в условиях приюта. Определить методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками.

Для решения поставленных задач планирую использование методов обследования ситуации: I. Общенаучные методы: а) теоретический анализ педагогической литературы; б) педагогическое наблюдение. II. Частично-научные методы: а) психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения (беседы, тесты, наблюдения); б) метод обработки результатов обследования.

Социальный приют для детей и подростков «Надежда»- это государственное учреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимся без присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь? Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинское обслуживание - в общем, возможность жить и учиться. Приют дает детям надежду на светлое и счастливое будущее.

Опыт работы социального приюта «Надежда» показывает, что формирование у детей жизненных ценностей во многом определяет развитие их поведенческих навыков. Неправильные представления

о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому воспитатель социального приюта должен прежде всего выяснить, что знают сами

дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, эгоцентризма.

Предварительный анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилась серьезная воспитательная работа, морально-нравственные представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос: «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос

«Что значит быть добрым?» отвечают: «Это - место в автобусе уступать», «Быть хорошим». Конечно, решить подобную задачу ребенку из семьи «группы риска» трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них жизненных ценностей и развития поведенческих навыков.

Такая категория детей, требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.В целом, главной задачей в работе с детьми группы риска является создание лучших условий для их развития и получения ими образования, построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. Для решения этой задачи необходимо тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.), взаимодействие разных специалистов на уровне села муниципалитета, района, города и т.д.

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.

Изучая нравственные нормы социального общества, ребенок способен преломить моральные законы человеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознании нравственной ценности тех или иных поступков, их последствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.

Основные направления работы :


Направления комплексной работы

по методической проблеме






Работа с педагогическим коллективом.




Работа с родителями воспитанников.



Сотрудничество со школами, правоохранительными органами, ЦРБ, органами соц. защиты, СОК «Олимп», ОДМС «Мечта».







Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у несовершеннолетних.

Работа с детьми и подростками.





Ознакомление с формами поведения. Пропаганда морально-нравственных качеств личности человека.




Жизнедеятельность воспитанников (в соответствии с планом работы приюта)

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что у детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Педагогическая реабилитация детей и подростков в условиях социального приюта осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера, направленных на получение необходимых знаний и навыков, школьного образования. Данная работа предполагает направленность на развитие личности и преодоление нарушений адаптации воспитанников в среде сверстников.

Строится с учетом следующих принципов:

  • достижение максимального эмоционального комфорта;

  • всестороннее развитие личности детей в ходе воспитательной работы;

  • формирование временной перспективы в сознании воспитанников;

  • организация групп “семейного”типа, разновозрастных (6-7 человек), моделирующих семью.

В ходе воспитательных мероприятий, проводимых в приютах, ставятся следующие задачи:

  • помощь детям и подросткам в становлении их самосознания, в понимании собственных особенностей, своих “сильных” и “слабых” сторон, жизненных целей и перспектив;

  • формирование положительного опыта общения у воспитанников: формирование представлений о групповых нормах общения, навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами;

  • развитие и начальные этапы коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей;

  • создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования; расширение кругозора детей;

  • формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;

  • обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;

  • ознакомление их с правами и обязанностями взрослого человека, создание у детей позитивного отношения к миру взрослых и обществу.

Воспитательная работа в приюте предполагает различные формы ее проведения:

  • фронтальное занятие (познавательного характера);

  • индивидуальные занятия-беседы;

  • выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками;

  • тематические прогулки;

  • практические занятия по формированию определенных умений и навыков;

  • неформальные встречи, беседы и др.


Педагогическая реабилитация воспитанников осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера, направленных на получение необходимых знаний, умений, навыков для социализации ребенка в современном обществе. Формирование представления детей о жизненных ценностях происходит во время проведения специальных занятий, с использованием различных методов и приемов работы: художественное слово, сюрпризный момент, мозговой штурм, проблемная ситуация, инсценирование. Среди используемых методов и приемов для подростков, приоритетными являются игровые и проблемные методы, что позволяет сделать процесс воспитания комфортным для детей и поисковым для подростков.

Воспитательно-реабилитационный процесс несовершеннолетних осуществляется на основе диагностики, проводимой, педагогами, психологами и медицинскими работниками.

Кроме того, основные принципы воспитательной работы реализуются в ходе ежедневных мероприятий, режимных моментов, трудовой и учебной деятельности и т. д.

Содержание воспитательной работы представлено в ежемесячных перспективных планах приюта и в тематических, перспективно- календарных планах воспитателей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.




Виды деятельности

Сроки

выполнения


Анкетирование, тестирование детей и подростков для выявления знаний по проблеме.

19.04.13., 02.05.013.,

04.08.013.,12.10.013.,

26.10.013., 09.11.013.


Проведение индивидуальных занятий, бесед и консультаций для детей и подростков по их запросу.



по запросу


Работа по усовершенствованию мероприятий по пропаганде З.О.Ж, по профилактике употребления ПАВ.



18.01.13., 23.03.13.,

07.04.13.,11.08.13.,.,

09.11.13.


Совместная разработка занятий с целью оказания помощи в преодолении эмоционально-личностных трудностей в жизни подростка, профилактика правонарушений.




по запросу


Профориентационная работа с подростками.


28.03.13.,19.05.13


Организация коррекционно-воспитательного процесса по предупреждению аддитивного поведения воспитанников, по профилактике асоциального образа жизни.



По запросу


Проведение коррекционно-развивающих занятий (бесед, дискуссий, диспутов, агитбригад и т.д.) по по формированию жизненных ценностей и развитию поведенческих навыков воспитанников.




По клендарно-перспективным планам


Коррекционно-развивающая помощь: социальная, нравственная, педагогическая, трудовая; духовно-нравственная реабилитация воспитанников.




в течение года


Комплексная помощь: компенсация родительской заботы и моральной поддержки.


по запросу

Социальный приют для детей и подростков «Надежда»



Социальный приют для детей и подростков «Надежда» можно охарактеризовать так:

  1. Оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

  2. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  3. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.

  4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

  5. Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте. Содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

  6. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

  7. Решение вопроса о возвращении детей родителям или их законным представителям на основании Распоряжений органов опеки и попечительства, или вышестоящих органов, осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений.

  8. Осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания, внедрение в практику прогрессивных форм и методов социальной реабилитации детей и подростков и др.

Жизнедеятельность организована так, чтобы ребенку было комфортно в приюте. Со всеми детьми проводится полноценная коррекционная работа. Дети максимально готовятся к самостоятельной жизни, получают образование.

Принципы организации приюта «Надежда»:

  • формирование групп с учетом возрастных особенностей;

  • организация семейного быта;

  • переход работы взрослого и детского коллективов на уровень сотрудничества;

  • трудовая адаптация через самообслуживание;

  • постприютная адаптация по принципу: выпускник – полноправный член своей социальной семьи.

Созданы условия, максимально приближенные к домашним. Каждый ребенок включается в семье в систему игровой, учебной и трудовой деятельности. Вырабатывается и реализуется индивидуальная программа развития ребенка.

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

КОЛЛЕКТИВОМ.



Виды деятельности

Сроки

выполнения


Участие в медико-социально-психолого-педагогических консилиумах.



По плану.


Выступления на педагогических собраниях по своей проблеме, согласование с коллективом комплексного подхода в коррекционной работе с воспитанниками.




В течение года.


Принятие участия в совместной разработке реабилитационно-воспитательных программ,

в составлении индивидуальных планов реабилитации.




По плану.


Диагностическая работа, составление мониторинга и обсуждение на педсовете.



По плану.


Оказание помощи в организации и проведении различных мероприятий.



По запросу.

Работа с родителями.
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью- основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков. Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью- это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи.

Особое внимание следует уделить семьям «группы риска», в которых наблюдается нарушение функций, когда семья находится на кризисном этапе развития. Данный этап характеризуется утратой или снижением эффективности семейных функций.

К категориям «семей, оказавшихся в социально опасном положении» можно отнести:

  1. Неполные семьи, в том числе, функционально неполные семьи, в которых двое родителей, но различные причины оставляют им мало времени для семьи (выявляются через школы, детские сады, учреждения дополнительного образования);

  2. Семьи, где отношения между родителями напряженные или подано заявление на развод.

  3. Семьи с недавней смертью одного из родственников т.к. негативные последствия отражаются на развитии личности и могут вылиться в депрессию.

В соответствии с этим, можно сформулировать три связанные между собой задачи «раннего вмешательства»:

-систематическое отслеживание статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы;

-создание социально- психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний. (консультационные группы при социальных учреждениях для родителей, работа с детьми в образовательных учреждениях). Решение данной задачи предполагает, что взаимодействие строится по гибким схемам, меняясь в зависимости от реально наблюдаемых отношений семьи;

- создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера. Для разрешения данной задачи особенно эффективно временное помещение детей в социальные учреждения Это позволяет реализовывать коррекционно-реабилитационную работу в отношении детей в течение необходимого периода времени. В то же время специалисты работают с родителями, оказывают необходимую помощь и поддержку.

Главные идеи:

— семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

— ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

— ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

— приют должен помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная целъ:

Осознание родителями значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

— создать условия для активного и полезного взаимодействия приюта и семьи по вопросам воспитания детей;

— позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',

—преодолевать негативные тенденции в воспитании детей в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

— способствовать демонстрации положительного опыта воспитания - детей в семье;

— создавать условия для духовного общения детей и родителей;

— создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Основы организации работы с семьей, оказавшейся

в социально опасном положении.
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

  1. Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

  2. Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

  3. Психолого- педагогический- семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В данном случае мы имеем дело с семьями, проблемными, предполагающими реализацию технологий коррекции, терапии- работу с последствиями.

Однако, не менее важен патронаж семей «группы потенциального риска», в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально».

Специалистами определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями, а именно:

Диагностическая - основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т. е. диагностика системы " семья - дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем;
Педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы - ребенок. Педагог вместе с родителем анализирует ситуацию, намечает программу по повышению педагогической компетенции родителя. Если родитель сам является причиной неблагополучия, то данная возможность открыто не рассматривается. Методы повышения педагогической компетенции родителей: день правовых знаний, родительские собрания, лекторий, семинары, тренинги для родителей, выступление узких специалистов

/ инспектор ПДН, специалист КДН, органов опеки, психолог, психоневролог, и др /;
Социальная - используется в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, необходимо вмешательство внешних сил привлечение органов социальной защиты, оформление опеки и попечительства, организация социально значимой деятельности и пр.;
Медицинская - предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Задача консультирования - разъяснение диагноза, лечение и адаптация здоровых членов семьи к больному. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка, взаимодействие с органами здравоохранения по решению проблем лечения и реабилитации ребенка, система профилакториев и санаториев;
Психологическая - используется, когда причины неблагополучия ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи, психотренги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении- это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ




Виды деятельности



Сроки

выполнения


Консультативная педагогическая помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка: установление позитивных взаимоотношений родителей с ребенком.




В течение года.


Участие на родительских собраниях общеобразовательных учреждений, патронаж семей закрепленных детей, ознакомление с образом жизни семей группы риска.



По запросу.


Просветительская помощь родителям воспитанников: распространение брошюр для родителей:

«Как не проглядеть подростка?», « Красные сигналы опасности!», «Десять заповедей успешного общения с детьми и др.;

создание информационного стенда для родителей воспитанников

с целью ознакомления с познавательной информацией, раскрывающей содержание той или иной проблемы.



В течение года.


Проведение семейных праздников («День Открытых Дверей», дни рождения, чествование победителей, детей, сдавших экзамены, отличившихся в учёбе или труде, и т.п.)





По плану


Публикация статей для населения, в том числе для родителей из семей «группы риска» на темы воспитания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в районной газете «Вятка».




В течение года.


Индивидуальные занятия с закрепленными детьми и его родителями.


В течение реабилитационного

периода.







ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.
1-й этап. Привлечение матери и отца ребёнка

к коррекционно – развивающим занятиям ребёнка.

2-й этап. Демонстрация матери маленьких, но очень

важных для её ребёнка достижений.

3-й этап. Раскрытие перед родителями возможности

личного поиска творческих подходов к

воспитанию обучению их ребёнка, к правильному

общению с ним.

Индивидуальная работа с воспитанниками.
Диагностика развития личности.
Психолого-педагогическая диагностика - это анализ личности ребенка: выявление его положительных сторон, недостатков поведения, их причин, направленный на решение практических задач - гармонизацию развития личности и повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, семейного воспитания в формировании правильного поведения подростка.

Общей целью диагностической работы является изучение формирования ценностей подростков, раннее выявление признаков и причин проявления девиантного поведения с тем, чтобы осуществить профилактику и коррекцию своевременно.

Для ее достижения ставятся следующие задачи:

- подобрать, адаптировать и апробировать диагностический инструментарий по диагностике ценностей подростков;

- исследовать ценности на уровне нормативных идеалов у подростков из полных и неполных семей, т.е. их представления о том, как нужно поступать, лежащие в основе жизненных принципов поведения;

- исследовать ценности на уровне индивидуальных приоритетов у подростков из полных и неполных семей, т.е. ценности, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности;

- исследовать смысложизненные ориентации подростков из полных и неполных семей;

- исследовать особенности ценностной сферы подростков из полных и неполных семей;

- на основе полученных результатов исследования развития личности воспитанников подвести анализ диагностической работы.

Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме очень разнообразен. Для диагностических целей планирую использовать диагностические методики, которые по признанию современных исследователей имеют достаточно разработанную теоретическую основу и эффективны для изучения ценностей, как групп, так и отдельных индивидов. Это опросник ценностей, разработанный Ш. Шварцем для изучения ценностей личности: Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) - адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика , диагностика личностного развития детей подросткового возраста по Прихожан А. М(.диагностические методы, направленные на изучение развития личности в подростковом и раннем юношеском возраста), карта учета подростка с девиантным поведением, Карта Стотта, опросник Басса-Дарки, Личностный 16-факторный опросник Кеттелля и др.

Исследование необходимо для определения состояния психики подростка для выявления причин частных трудностей в обучении (неуспеваемости по отдельным предметам), нарушений поведения и социальной адаптации в целом.

Что касается трудностей в обучении, то они вполне возможны и в том случае, когда ребенок учится в соответствующей школе, но имеет ряд индивидуальных особенностей психики, препятствующих усвоению отдельных предметов (нерезко выраженные нарушения пространственной ориентировки, моторики; недостаточная мотивация и пр.). Выявление конкретных причин трудностей в обучении поможет найти индивидуальный подход к ребенку, «подстроиться» к его возможностям, а в том

случае, если нарушения устранимы, провести коррекционную работу.

Очень важно своевременно выявить причины нарушений поведения. Как известно, они могут быть биологического и социального характера; нередко неблагоприятные социальные факторы усиливают действие биологических (например, психопатоподобных нарушений при умственной отсталости). Зачастую нарушения поведения подростков с отклонениями в развитии связаны с чувством собственной неполноценности, ущербности. Таким образом, необходимо исследовать не только самого ребенка (особенности эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных

отношений), но и микросоциальную среду — семью, класс. Большое значение может иметь диагностика взаимоотношений с педагогами. Правильно проведенный анализ причин нарушений социальной адаптации поможет в разработке программы коррекционных мероприятий.

Что касается процедуры исследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство «Я», «независимости» от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.

Таким образом, при психолого- педагогическом исследовании особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии планирую учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.