Главная страница

Доклад:«Система повышения мотивации на уроках русского языка и литературы»


Скачать 111.6 Kb.
Название Доклад:«Система повышения мотивации на уроках русского языка и литературы»
Дата 06.03.2016
Размер 111.6 Kb.
Тип Доклад

Доклад:«Система повышения мотивации на уроках русского языка и литературы».

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей познавательной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отече­ственные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность учащегося в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направ­ленность внимания и мысли. Обратимся к ключевому для нашего исследования понятию – понятию мотива. Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приво­дить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Почему снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в лицее? Все учащиеся, когда идут учиться в лицей хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес учащегося к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для учащегося, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации учащихся - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у учащихся подросткового возраста.

Важнейшая задача преподавателя состоит в том, чтобы обучить учащихся способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

На сегодня государство требует от выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому учащемуся выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Система повышения познавательной мотивации может быть представлена на уроках в виде схемы:




Разнообразные

формы и методы

работы на уроке




Дифференциро-

ванный подход



Мотивация

Индивидуальный подход




Благоприятный

психологический

климат





В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы учащиеся выполняют разные проекты: история словарей ,виды письма, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. 

Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка учащиеся выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.

Включая эти приемы в образовательный процесс преподаватель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта учащихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объема предъявляемой учебной информации;

  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса учащегося к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала учащегося и преподавателя.

  • включение учащихся и преподавателей в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности учащегося.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических. Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. Ощущение ситуации успеха позволяет учащимся поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению. Многие великие педагоги особое внимание уделяли методу игры. В.А. Сухо­млинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ре­бенка…». Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет учащимся, неуспешным в письменной заданиях, проявить себя в устной работе.

Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет учащемуся, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет учащимся поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.

Игровая учебная деятельность.

  1. Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или иг­рать просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые раз­ные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множе­ство было всем известно и четко ограничено.

  2. Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая за­кономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по по­рядку: один, два, три…четыре).

    • Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)

    • Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)

    • Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, кото­рое вместе с числительным три образует название художественного про­изведения).

    • Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, про­должая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)

  1. Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех осталь­ных. Участник должен пояснить ответ.

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)

  • золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)

  • лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

  • рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зо­диака)

  1. Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

  2. Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

  3. Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)

  1. Игры в случайность (игра “Что? Где? Когда?”, “Ромашка”)

  2. “Да-нетка”

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:– связывать разрозненные факты в единую картину;– систематизировать уже имеющуюся информацию;– слушать и слышать соучеников.

  1. “Автор”.

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили учащимся эту тему?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили учащимся необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

  1. “Фантазёр”.На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы


Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

1.Привлекательная цель

Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

2.Отсроченная отгадка

3.Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)

4.Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается учащимся задать дораскрывающие ее вопросы)

5. Своя опора (учащиеся составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)

6. Повторяем с контролем (учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Сложное предложение”.)

7. Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? )

8. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:

1.Лови ошибку (учащиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)

2.Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Григорию Мелехову. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

3.Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.

Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)

7. Резюме – учащиеся письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка преподавателю.)

8. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учащихся в своей лингвистической компетенции.

9. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

10. Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Учащимся нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

11. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для учащихся проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

12. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у учащихся эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

Что вы уже знаете об этой теме?

Подберите слова об этом или на эту тему…….

Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

Вывод:  таким образом, учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.