|
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития (зпр)
Диагностическое обследование в условиях специального
дошкольного образовательного учреждения для детей
с задержкой психического развития (ЗПР)
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.
Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
второй младшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ
Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129__________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________
Левшество в семье _________________________________________________________________
Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Психомоторное развитие ребёнка:
держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:
гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________
Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________
Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА
Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПРИЯТИЕ
ЦВЕТ
(ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ)
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок понимает разницу между цветами.
К процессу деятельности индифферентен.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может
назвать правильно хотя бы один из цветов.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4
основных цвета. Может выделить заданный
цвет из множества цветов.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребёнок сличает и называет основные цвета, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак
|
4 балла
|
|
|
|
ФОРМА
(«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК», «ДОСКИ СЕГЕНА»)
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок не справляется с заданием даже с
обучающей помощью.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок использует силу, положительного
результата не всегда добивается; помощь
использует не в полном объёме.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок использует силу, выполняет зада-
ние с различными видами помощи.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребёнок действует путём целенаправленных
проб. Результат деятельности положитель-
ный.
|
4 балла
|
|
|
|
ВЕЛИЧИНА
(ПИРАМИДКА)
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок не справляется с заданием даже с
обучающей помощью.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок выполняет задание с различными видами помощи.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок складывает пирамидку без учёта
величины, но обучается и добивается поло-
жительного результата.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребёнок самостоятельно складывает
пирамидку с учётом величины методом
проб и примеривания колец.
|
4 балла
|
|
|
|
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
(Разрезная картинка)
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения.
|
4 балла
|
|
|
|
ПАМЯТЬ
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок запоминает и воспроизводит одно
или несколько слов после повторного прочте-
ния педагогом.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок запоминает и воспроизводит только
одно слово после однократного прочтения
педагогом.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок запоминает и воспроизводит 2 - 3
слова после однократного прочтения педаго-
гом.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребёнок запоминает и воспроизводит 4 слова
после однократного прочтения педагогом.
Ребенок способен запомнить двустишия и
воспроизвести их по требованию.
|
4 балла
|
|
|
|
начало учебного года
|
|
ДОМ
|
СЛОН
|
МЯЧ
|
МЫЛО
|
Привнесения
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
середина учебного года
|
|
ДОМ
|
СЛОН
|
МЯЧ
|
МЫЛО
|
Привнесения
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
конец учебного года
|
|
ДОМ
|
СЛОН
|
МЯЧ
|
МЫЛО
|
Привнесения
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
|
количество баллов
|
начало учебного года
|
середина учебного года
|
конец учебного года
|
Ребёнок способен запомнить один знакомый
предмет.
|
1 балл
|
|
|
|
Ребёнок способен запомнить 2 - 3 знакомых
предмета.
|
2 балла
|
|
|
|
Ребёнок способен запомнить 1 - 3 изображения
конкретных предметов.
|
3 балла
|
|
|
|
Ребенок запоминает и находит 1 картинку
среди 10.
|
4 балла
|
|
|
|
|
|
|