Главная страница

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития (зпр)


Скачать 0.65 Mb.
Название Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития (зпр)
страница 1/10
Дата 05.03.2016
Размер 0.65 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.


Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

второй младшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ
Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129__________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье _________________________________________________________________

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Психомоторное развитие ребёнка:
держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________
Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________


Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПРИЯТИЕ


ЦВЕТ

(ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ)


количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок понимает разницу между цветами.

К процессу деятельности индифферентен.


1 балл










Ребёнок различает 4 основных цвета. Может

назвать правильно хотя бы один из цветов.


2 балла










Ребёнок соотносит и дифференцирует 4

основных цвета. Может выделить заданный

цвет из множества цветов.

3 балла










Ребёнок сличает и называет основные цвета, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак

4 балла












ФОРМА

(«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК», «ДОСКИ СЕГЕНА»)

количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок не справляется с заданием даже с

обучающей помощью.


1 балл










Ребёнок использует силу, положительного

результата не всегда добивается; помощь

использует не в полном объёме.

2 балла










Ребёнок использует силу, выполняет зада-

ние с различными видами помощи.


3 балла










Ребёнок действует путём целенаправленных

проб. Результат деятельности положитель-

ный.

4 балла











ВЕЛИЧИНА

(ПИРАМИДКА)

количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок не справляется с заданием даже с

обучающей помощью.

1 балл










Ребёнок выполняет задание с различными видами помощи.


2 балла










Ребёнок складывает пирамидку без учёта

величины, но обучается и добивается поло-

жительного результата.

3 балла










Ребёнок самостоятельно складывает

пирамидку с учётом величины методом

проб и примеривания колец.

4 балла












ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

(Разрезная картинка)

количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут.


1 балл










Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут.


2 балла










Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога.

3 балла










Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения.


4 балла












ПАМЯТЬ



СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ


количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок запоминает и воспроизводит одно

или несколько слов после повторного прочте-

ния педагогом.

1 балл










Ребёнок запоминает и воспроизводит только

одно слово после однократного прочтения

педагогом.

2 балла










Ребёнок запоминает и воспроизводит 2 - 3

слова после однократного прочтения педаго-

гом.

3 балла










Ребёнок запоминает и воспроизводит 4 слова

после однократного прочтения педагогом.

Ребенок способен запомнить двустишия и

воспроизвести их по требованию.

4 балла













начало учебного года




ДОМ

СЛОН

МЯЧ

МЫЛО

Привнесения

1
















2
















3



















середина учебного года




ДОМ

СЛОН

МЯЧ

МЫЛО

Привнесения

1
















2
















3



















конец учебного года




ДОМ

СЛОН

МЯЧ

МЫЛО

Привнесения

1
















2
















3




















ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ


количество баллов

начало учебного года

середина учебного года

конец учебного года

Ребёнок способен запомнить один знакомый

предмет.

1 балл










Ребёнок способен запомнить 2 - 3 знакомых

предмета.

2 балла










Ребёнок способен запомнить 1 - 3 изображения

конкретных предметов.

3 балла










Ребенок запоминает и находит 1 картинку

среди 10.

4 балла









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10