|
План-конспект классного часа любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. Луций Аней Сенека
Утверждаю
Старший воспитатель 1 учебного курса
«______»__________________ 2013 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Любят Родину не за то, что она велика,
а за то, что она своя.
Луций Аней Сенека
Тема классного часа: «Великий подвиг русского народа. Победа в Отечественной войне 1812 года».
Тип урока: КЛАССНЫЙ ЧАС
Деятельностная цель: воспитание гражданина; развитие у суворовцев чувства гордости за своё Отечество; формирование установок на уважительное отношение друг к другу; взращивание у воспитанников ощущения причастности к своей стране и чувства ответственности за благополучие своей Отчизны.
Образовательная цель: знакомство с историей Российского государства, которое включает в себя и патриотизм.
Формирование УУД учащихся: положительного отношения к учению и познавательной деятельности; стремления приобретать новые знания, умения, навыки и активно совершенствовать уже имеющиеся; освоения новых видов деятельности и участия в творческом созидательном процессе; осознания учащимся себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры.
Личностные действия учащихся: восприятие сообщений (слушание воспитателя и других суворовцев; беседа ведущего занятие с учащимися; усвоение информации; получаемой от источников); сбор и подготовка материалов по предлагаемой воспитателем теме; устное или письменное изложение усвоенного материала; выполнение различных задач и упражнений (как индивидуальных, так и групповых) в ходе занятия.
Регулятивные действия учащихся: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с воспитателем и одноклассниками) необходимых операций, действий по плану; контроль за процессом и результатами деятельности (внесение необходимых корректив); адекватная оценка суворовцами результатов собственной когнитивной деятельности; осознание учащимися трудностей, возникающих в процессе обучения и стремление самостоятельно найти их причины и пути преодоления.
Познавательные действия учащихся: слушание излагаемого воспитателем и другими воспитанниками материала, извлекая нужную, способствующую личностному развитию информацию; выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения учебных задач следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; умение делать обобщения получаемого материала и формировать выводы по итогам учебного занятия.
Коммуникативные действия учащихся: диалог с воспитателем или другими воспитанниками по интересующим учащегося вопросам и участие в общей беседе (обсуждении); формулирование собственной точки зрения по поводу излагаемого материала и умение высказывать её перед аудиторией; построение оригинальных монологических высказываний; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Этап урока
|
Действия воспитателя
|
Деятельность суворовцев
|
УУД
|
Цели и задачи урока
Организационный
момент
(1-2 минуты)
Постановка цели и задач урока, учебной деятельности учащихся.
Этап актуализации знаний.
2.
Фронтальная беседа с суворовцами
Рефлексия.
|
Проверка наличия л/с и готовности суворовцев к классному часу.
Слайд 1.
Называет
тему классного часа.
Темой нашего классного часа будет Отечественная война 1812 года и произведения, запечатлевшие это событие.
Слайд 2.
В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этим знаниям люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня они ведут свой род. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять беде, если она случилась, и как выйти из беды со славою и честью.
Слайд 3
В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее.
И сегодня мы с вами будем говорить о тех, кто выстоял во время этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю, кому посвящены многие замечательные произведения нашей литературы.
Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.
(В. Коротич)
Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы.
Воспитатель формулирует вопрос:
Давайте вспомним их имена: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.
Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли художников, писателей и поэтов.
Ф. Н. Глинка писал в это время:
Теперь ли нам дремать в покое
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов.
Величайший гуманист Л. Н. Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.
Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военнаначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.
Слайд 4
БАРКЛАЙ-де-ТОЛЛИ Михаил Богданович (1761—1818), князь, российский полководец, генерал-фельдмаршал.
Родился 24 декабря 1761 г. в имении Памушисе Лифляндской губернии. Внук бургомистра Риги, сын офицера российской армии. Происходил из шотландского рода, в XVII в. переселившегося в Прибалтику. Поступил на военную службу в 1776 г. При штурме Очакова 17 декабря 1788 г. Барклай-де-Толли проявил храбрость и хладнокровие, за что получил чин секунд-майора. После этого участвовал в русско-шведской войне 1788—1790 гг.; командовал батальоном Петербургского гренадерского полка во время войны с Польшей За взятие Вильно (ныне Вильнюс) был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени и очередным повышением в звании. В январе 1807 г. в сражении при Прёйсиш-Эйлау был тяжело ранен в правую руку, затем лечился в Мемеле, где его посетил Александр I. С этого времени Барклай пользовался личной благосклонностью императора. В 1809 г. Барклай стал генералом от инфантерии, главнокомандующим русскими войсками в Финляндии и генерал-губернатором этой провинции, а в 1810 г. был назначен императором на пост военного министра.
С 12 марта 1812 г. — он командующий 1-й Западной армией. Отступление от границ в начале Отечественной войны1812г. Барклай объяснял так: «Участь империи зависела от сохранения армии, мне вверенной... Я утомлял и удерживал неприятеля». В день Бородинского сражения (26 августа 1812 г.) Барклай, по собственному признанию, «искал смерти — и не нашёл». Под ним было убито пять лошадей.
Героизм Михаила Богдановича отметили орденом Святого Георгия 2-й степени. «Провидение пощадило жизнь, которая меня тяготит», — писал он Александру I вскоре после битвы.
К концу войны награды буквально осыпали его: прусская лента Черного орла, шпага с алмазами и лаврами, чин генерал-фельдмаршала, пост главнокомандующего армией. Однако к началу 1818 года здоровье полководца настолько ухудшилось, что он испросил разрешение императора отправиться на лечение в Германию. Скончался 14 мая 1818 г. в пути под Инстербургом.
Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А. Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион.
Слайд 5
- Сообщение суворовца о Багратионе.
БАГРАТИОН Пётр Иванович (1765— 1812), князь, российский военачальник, герой Отечественной войны 1812 г. Родился 11 ноября 1765 г. предположительно в городе Кизляре в семье грузинских князей из старинного рода Багратиони. В 17 лет Багратион был определён на военную службу, принял участие в экспедициях против чеченцев. В одном из боёв получил тяжёлое ранение и оказался в плену, но горцы вернули его без выкупа из признательности к отцу Багратиона, оказавшему им какую-то услугу. Багратион участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 гг. и польской кампании. Во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова он командовал авангардом русской армии. Считался любимым учеником Суворова, в 1799 г. ему присвоили звание генерал-майора. В войнах с Францией 1805 г. и 1806—1807 гг. Багратион успешно командовал арьергардом русской армии, отличился и ряде сражений, в том числе и под Аустерлицем.
В Бородинском сражении (26 августа 1812 г.) войска Багратиона защищали левый фланг русской позиции, на который в начале боя пришёлся главный удар наполеоновской армии. Князь лично водил свои части в контратаки и был тяжело ранен осколком гранаты в берцовую кость левой ноги. Умер от полученного ранения 24 сентября 1812 г. в селе Симы Владимирской губернии. В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле.
Слайд 6.
Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы, легендарный атаман Платов. Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.
(Сообщение учеников о Ермолове, о Раевском)
РАЕВСКИЙ Николай Николаевич (1771— 1829), российский генерал от кавалерии.
Родился 25 сентября 1771 г. в селе Болтышка Киевской губернии. Происходил из дворянской семьи, состоял в родстве с Г. А. Потёмкиным— сподвижником Екатерины II. В возрасте трёх лет был записан в лейб-гвардии Преображенский полк. В 1786 г. начал службу в чине прапорщика и принял участие в войнах, которые вела Россия в конце XVIII в., — с Турцией, Польшей, Персией. В 1792 г. стал полковником. Павел I в 1797 г. отправил Раевского в отставку; в 1801 г. отставной полковник отклонил предложение вернуться на службу в чине генерал-майора. Лишь в 1805 г. Раевский вернулся в действующую армию и участвовал в военных действиях против наполеоновских войск в 1805—1807 гг.; в 1808 г. получил звание генерал-лейтенанта. Он сражался на полях русско-шведской и русско-турецкой войн. Во время Отечественной войны 1812 г. генерал командовал 7-м пехотным корпусом. 10 июля под деревней Салтановкой лично, со своими сыновьями, он повёл в контратаку вверенную ему часть. Раевскому пришлось принять участие в битвах под Смоленском, при Бородине, затем под Малоярославцем и Красным. Умер 28 сентября 1829 г. в родном селе.
Слайд 7.
ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1772— 1861), российский военный и государственный деятель.
Родился 4 июня 1772 г. в Москве в небогатой дворянской семье. Образование получил дома и в Благородном пансионе при Московском университете. С детства записанный в армию, в 1792 г. начал действительную военную службу в Нежинском драгунском полку в звании капитана. В 1794 г. участвовал в войне против Польши, в 1796 г. воевал в Персии и вскоре был произведён в подполковники. Увлёкшись просветительскими идеями французских республиканцев, Ермолов был арестован по делу офицерского политического кружка и после недолгого заключения в Петропавловской крепости сослан в Кострому. После смерти Павла I он был прощён и продолжил службу, но начальство его недолюбливало за «дерзость» и независимость. Ермолов участвовал в военных кампаниях против Франции в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии, был произведён в генерал-майоры
В 1816 г. его назначили командиром Отдельного Грузинского корпуса и главнокомандующим гражданской частью на Кавказе и в Астраханской губернии. В 1831—1839 гг. Алексей Петрович состоял членом Государственного совета, во время Крымской войны был избран начальником ополчения в семи губерниях. Он считался одним из самых известных острословов своего времени, оставил после себя мемуары с детальным описанием военных событий. Умер 23 апреля 1861г. в Москве и по завещанию похоронен в Орле, в церкви Троицкого кладбища, рядом с отцом.
- Звучит отрывок из стихотворения “Генералам 12 года” М. Цветаевой: (26 декабря 1913 Феодосия)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!.......
…В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Но всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова.
Сообщение ученика о Кутузове.
Слайд 8.
КУТУЗОВ (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат. Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге и стал командиром роты Астраханского пехотного полка С 1762 г. служил идъютантом генерал-губернатора Ревеля (ныне Таллин); принимал участие в военных действиях в Польше, участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. В 1774 г. под Алуштой Кутую1 получил пулевое ранение в висок и | потерял правый глаз. После лечения за границей шесть лет служил под командованием А. В. Суворова, занимаясь организацией обороны крымского побережья. В 1784 г. Кутузов был произведён в генерал- майоры и вышел в отставку, а в 1787 г. назначили генерал-губернатором Крыма. Во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Кутузов получил второе тяжёлое пулевое ранение в голову, а также отличился при штурме крепости Измаил, был отмечен высокими наградами и получил чин генерал-лейтенанта.
По заключении Ясского мира его неожиданно назначили посланником в Турцию. По возвращении в Россию Кутузов стал директором Сухопутного шляхетского кадетского
корпуса в Петербурге. При императоре Павле 1Кутузова назначали на высокие посты, ему поручали ответственные дипломатические миссии. Взошедший на престол Александр сделал его губернатором Петербурга.
Во время Отечественной воины 1812г. (20 августа 1812г.). Кутузов стал главнокомандующим российской армии и после изгнания Наполеона получил орден Святого Георгия 1-ой степени, а также титул князя Смоленского. Он выступал против преследования Наполеона в Европе, но был назначен главнокомандующим объединенных русской и прусской армий. Перед началом кампании заболел. Скончался 28 апреля 1813 года в Бунцлау (ныне Болеславец, Польша).
Гибельной для захватчиков стала “малая война”, под которой Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов.
Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем. Такими были Фёдор Потапов и старостиха Василиса Кожина.
Сообщение ученика – о В. Кожиной).
Слайд 9.
КОЖИНА Василиса (даты жизни неизвестны), легендарная партизанка периода Отечественной войны 1812 г. Поскольку имя старостихи Василисы обросло легендами, трудно отделить факты от фантазии. Василиса Кожина жила на хуторе Горшково Сычёвского уезда Смоленской губернии. Её муж, Максим Петрович Кожин, был в селе старостой; семья состояла из пятерых детей и свёкра со свекровью. Когда на территории уезда появились французы, Кожина собрала команду из подростков и деревенских женщин, вооружённых косами и вилами. Партизаны вели борьбу с мародёрами, заманивали их в засаду, а потом окружали и брали в плен. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали. Пленных французов они сопровождали в Сычёвку. Кожина однажды убила косой пленного французского офицера, пытавшегося протестовать против её распоряжений. После окончания боёв она была награждена медалью и 500 рублями.
Героем партизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт.
Сообщение ученика - о Давыдове.
Слайд 10.
Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 1784 года июля 16-го дня.
Давыдов, как и все дети, с младенчества своего оказал страсть к маршированию, метанию ружьем и прочее. Страсть эта получила высшее направление – в 1793 году от нечаянного внимания к нему графа Александра Васильевича Суворова, который при осмотре Полтавского легкоконного полка, находившегося тогда под начальством родителя Давыдова, заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: "Ты выиграешь три сражения!"
1812 год… Денис Васильевич Давыдов, Николай Васильевич Кудашев, Александр Иванович Чернышев, Платов Матвей Иванович и многие другие генералы и офицеры.
Они были командирами конных партизанских отрядов, – с их помощью возникли партизанские отряды крестьян. Ни днем, ни ночью не давали они покоя войскам Наполеона. "Великая армия" в стычках с партизанами потеряла почти столько же солдат, сколько и в бородинском сражении.
Дениса Васильевича Давыдова называли отцом партизанской войны. Было "отцу" тогда 28 лет. Об истреблении противника на дорогах он задумался, когда солдаты в Бородине разбирали избы, чтобы строить укрепления. Офицер Давыдов с небольшим отрядом гусар и казаков отправился в мир неожиданностей, опасностей, где все решала быстрота и храбрость. О делах отряда – захваченных обозах, о множестве пленных, среди которых был и французский генерал, об истреблении мародеров, грабивших деревни – обо все этом Денис Васильевич написал книгу. 3 ноября 1812 года Д. Давыдова призвали к М.И. Кутузову. Когда он вошел, светлейший сказал: "Я еще лично не знаком с тобою. Но прежде знакомства хочу поблагодарить тебя за молодецкую твою службу". Он обнял его и добавил: "Удачные опыты твои доказали мне пользу партизанской войны, которая столь много вреда нанесла, наносит и нанесет неприятелю"
Жизни баловень счастливый,
Два венка ты заслужил;
Знать, Суворов справедливо
Грудь тебе перекрестил!
Не ошибся он в дитяти:
Вырос ты – и полетел,
Полон всякой благодати,
Под знамена русской рати,
Горд, и радостен, и смел.
Удальцов твоих налетом
Ты, их честь, пример и вождь, –
По лесам и по болотам,
Днем и ночью, в вихрь и в дождь.
Сквозь огни и дым пожара,
Мчал врагом, с твоей толпой
Вездесущ, как божья кара,
Страх нежданного удара
И нещадный, дикий бой!
Денис Давыдов стал прототипом Денисова в Романе Толстого “Война и мир”. Именно в его отряд попал младший из Ростовых – Петя.
Воспитатель формулирует вопрос:
Как вы думаете гибелью Пети какую автор старается выделить центральную идею? (антигуманистическую идею войны: она не щадит даже совсем юного, почти мальчика, героя).
Чтение отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: эпизод гибели Пети Ростова.
Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках.
Слайд 11.
К теме Бородинской битвы неоднократно обращался и М.Ю. Лермонтов в своих стихотворениях. Давайте вспомним что это за стихотворения и когда они были написаны.
Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. К 20-летию победы в Отечественной войне 1812 года поэт пишет стихотворение “Два великана”, где в сказочно-былинной манере – встречаются два великана для великой битвы.
В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. И в этом же юбилейном году появляется стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Но а в этом году мы отмечаем 200 летие Бородинской битвы.
(звучит отрывок из стихотворения)
Воспитатель формулирует вопрос…
Как прославлен подвиг русских героев?
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Подвиг русских героев “грозы 12 года” давно прославлен в нашей стране. Еще в 1912 году, в честь 100-летия Отечественной войны, художник Ф.А.Рубо создал замечательную панораму “Бородинская битва”. А в 1962 году неподалеку от станции метро “Кутузовская” был торжественно открыт музей-панорама “Бородинская битва”. Там и разместилось отреставрированное бессмертное полотно Рубо.
Слайд 12.
В 1968 году при въезде в Москву со стороны Смоленска, у Поклонной горы была установлена Триумфальная арка. Первоначально арка была деревянной (1813-1814), а в 1834 году была построена в камне (архитектор О.И.Бове). На арке выбиты слова М.И. Кутузова: “Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.
Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Слайд 13.
Александрийский Столп был возведен в 1834 г. в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Высота Столпа вместе со статуей - 47,5 м Диаметр Столпа - 3,66 м.
Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.
Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.
Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.
Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения - а вдруг колонна однажды упадет. Чтобы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.
Колонна прекрасно просматривается и через арку Главного штаба с улицы Герцена, и с набережной реки Мойки.
На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Однако до воплощения замысла должны были пройти годы. Русский народ упорно собирал деньги на постройку храма Христа Спасителя. В Москву деньги везли отовсюду. Существовала даже легенда: воры остановили сани в глухом лесу, но, узнав, что возница везет деньги на строительство храма, отпустили мужика с миром да еще и свое, награбленное ранее, ему отдали. Храм строился почти полвека (архитектор – К.А.Тон). Наконец в 1883 году произошло освящение храма. Это было грандиозное белокаменное сооружение, его золотые купола были видны повсюду. Высота его от основания до купола – более 103 метров. На мраморных плитах выбиты имена павших за Отечество героев 1812 года. Судьба этого великолепного, построенного на народные деньги храма, сложилась трагически. В 1931 году прошел слух, что храм взорвут. И вот грохот взрыва оглушил собравшихся людей. Но когда рассеялось облако пыли, людям явилось чудо – храм стоял целым и невредимым. И только после неоднократных взрывов чудо исчезло.
Прощай, Хранитель Русской Славы,
Великолепный Храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!..
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина!
Исчезли мраморные доски
И с ними славных имена…
Прошли годы. И снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. Памятник в честь славной победы русских героев вновь радует нас своей красотой.
О славе и доблести нашей армии говорит и величайший памятник Музей российского оружия. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.
Заключение.
Формулирует вопрос…
Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.
Использованная литература и дополнительные материалы для проведения урока
Стихи "Идя на подвиг", автор В. Коротич.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино".
Стихотворение "Генералам 12 года", автор М. Цветаева
Отрывок из стихотворения Д. Давыдова,
Доклады учащихся.
|
.
Доклад старшего вице - сержанта о прибытии на классный час и о расходе личного состава.
слушание излагаемого воспитателем материала, просмотр презентации.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцами;
усвоение новой информации и обобщение полученной ранее
Чтение суворовцем описания Бородинского поля. (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцем-докладчиком
принятие и сохранение суворовцами учебной информации
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцем-докладчиком
принятие и сохранение учащимися учебной информации
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцами-докладчиками
слушание излагаемого воспитателем и другими воспитанниками материала
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцами-докладчиками
слушание излагаемого воспитателем и другими воспитанниками материала
Суворовец читает стихотворение
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцем-докладчиком
принятие и сохранение учащимися учебной информации
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцем-докладчиком
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме суворовцем-докладчиком
принятие и сохранение учащимися учебной информации
участие в коллективном обсуждении
участие в коллективном обсуждении,
усвоение новой информации и обобщение полученной ранее
формулирование собственной точки зрения по поводу излагаемого материала и умение высказывать её перед аудиторией; анализ и синтез получаемой информации.
|
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине, защитникам государства, ее народу, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка
Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее защитникам.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.
|
Руководитель занятия _______________________________________________________________________ М. Юфанова
|
|
|