|
План-конспект бинарного урока по биологии и химии. Тема урока: Пищеварение в желудке Цели урока: Образовательные: Повторить пищеварение в ротовой полости
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Тема урока: Пищеварение в желудке
Цели урока:
Образовательные:
Повторить пищеварение в ротовой полости
Изучение внешнего и внутреннего строения желудка;
Выяснение процесса пищеварения в желудке;
Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;
Разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока.
Развивающие:
развитие практических умений и навыков определения функций ферментов желудочного сока;
Воспитательные:
Воспитание и формирование здорового образа жизни
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. Таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка».
2. Модель человека (внутренние органы).
3.Компьютер
4. Электронная доска.
5.Указка.
6.(на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.
7.Карточки.
Оформление доски:
1. Тема урока.
План урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Практическая часть
Обобщение и подведение итогов
Домашнее задание
Организационный момент.
1. Приветствие
2. Проверка отсутствующих и готовности к уроку
3. Сообщение темы и целей урока
1. Проверка домашнего задания.
Ребята, сегодня нам с вами предстоит следующий этап переваривания пищи – переваривание пищи в желудке. Но для этого необходимо вспомнить материал предыдущего урока. Итак, начинаем!
Класс получает карточки-задания, а два человека будут работать у доски.
Проверка домашнего задания.
Химия:
(у доски)Определите к какому классу неорганических соединений относятся вещества: HClO; K; HNO3; Fe2О3; Cu(ОН)2; Al(OH)3; Al2O3; KMnO4, SO3
Al2(SO4)3; KOH; FeCl3; N2; Cu(NO3)2; Al;N2O5; HBr; K2Cr2O7
Карточки:
Дайте определение понятия «кислоты»; из приведённых веществ выпишите кислоты CuSiO3, HNO3 ,Fe(ОН)3, НCl, CaSO4,N2O3,KOH,Na2CO3, H2CrO4
Дайте определение понятия «оксиды», из приведённых веществ выпишите оксиды K2SiO3,Cu(OH)2,NO,HCl,CuSO4,Al2O3, FeO,H2CO3,KOH,HNO3
1 уровень. Вставьте пропущенное слово ( работа у доски )
Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.
Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________ , затем_________________ .
Последними вырастают зубы ________________ .
Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .
Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .
Важную роль в ротовой полости играет _______________ .
Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .
2 уровень. Выбери правильные ответы
Вход в ротовую полость ограничивают:
Губы;
Зубы;
Слюнные железы.
Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:
Коронка;
Шейка;
Корень.
Под действием ферментов слюны происходит расщепление:
Жиров;
Углеводов;
Белков.
В ротовой полости слюна:
Смачивает пищу,
Убивает бактерии;
Измельчает пищу.
Перистальтика – это:
Переваривание пиши;
Раздражение рецепторов;
Волнообразное сокращение стенок пищевода.
Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:
Безусловных;
Условных;
Приобретённых.
Всего у человека:
23 зуба;
33 зуба;
32 зуба.
Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:
В желудок;
В кишечник;
В 12-перстную кишку
Уровень 4
Какие слюнные железы обозначены на рисунке ?
Каковы функции слюнных желез? Как осуществляется регуляция слюноотделения?
Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».
Уровень № 3
Назовите части зуба обозначенные цифрами.
Каковы функции зубной системы?
3.Какие процессы пищеварения протекают в ротовой полости?
Дополнительный вопрос?
Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?
На выполнение работы вам дается 5 минут.
Время вышло ,сдаем работы. Результаты вы узнаете в конце урока, а теперь настало время изучения нового материала.
Изучение нового материала
Строение желудка.
На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? ( ответы учащихся)
Действительно, осле кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости ( ВИДЕОфрагмент)
А вы знаете, очему желудок называют «хранилищем пищи» ?
( ответы учащихся)
Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.
«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.
Форма желудка у здорового человека может быть различной.
У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);
У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;
У лиц среднего телосложения – форму крючка.
Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.
Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.
Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.
Желудок имеет дно и тело.
Ребята, у вас на столе есть карточки с рисунками, подпишите на них части желудка.
Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Клетки различаются по строению и функциям:
одни выделяют пищеварительные ферменты,
вторые – соляную кислоту,
третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.
Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.
Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.
Первый слой – наружный продольный.
Средний – круговой.
Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.
Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).
С процессами, происходящими в желудке нас познакомит учитель химии – Розанова Татьяна Андреевна.
2). Состав желудочного сока
Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%) и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.
Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.
Желудочный сок
Вода
98-99%
Плотный остаток 1-2%
Органические вещества
Неорганические
вещества
Ферменты
Прочие вещества
-Хлориды
-Фосфаты
-Сульфаты
-Нитраты
-Соли железа
-Соляная кислота
Пищеварительные ферменты
Непищеварительные ферменты
-органические
кислоты
-белки
-слизь
(муцин)
-пепсин
-реннин
-гастриксин
-липаза
-лизоцим
В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции.
По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.
Пепсин и ренин – непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.
1.1.Б. Лабораторный опыт.
Техника безопасности.
Для всех учащихся провести опыт «Действие желудочного сока на белок».
Оборудование: (на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.
Опыт: смешайте содержимое обеих пробирок. Опустите в водяную баню (37-38⁰©) на 15-25 минут. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Тема: «Пищеварение в желудке»
Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический (2 шт), цилиндр мерный на 100мл, пипетки, термометр лабораторный(2 шт), спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, горячая и холодная вода, кипяченая вода, карандаш для стекла.
Реактивы и материалы: 10% раствор гидроксида натрия, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Ход работы:
Налейте в пробирку 1мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
Пронумеруйте пробирки.
В №1 налейте 1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока.
В № 2 --- взвесь белка с добавлением чистой воды
В № 3 --- 1мл свежеприготовленной взвеси белка и столько же желудочного сока.
В №4 ----взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
В №5---взвесь белка с желудочным соком, предварительно прокипяченного.
В №6--- Взвесь белка 1мл +0,5 % р-р соляной кислоты.
В №7---взвесь белка с желудочным соком поставить в стакан с водой при температуре 60-80⁰ С на 10-15 минут (до 30 минут).
Рассмотрите содержимое пробирок №1-№6 и поставьте их в горячую воду, чтобы температура не превышала 37⁰ С на 10-15 минут. По мере остывания добавляйте горячую воду.
Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы.
№
|
Что добавили
|
Что наблюдали
|
1
|
1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока
|
Изменений не происходит
|
2
|
взвесь белка 1 мл с добавлением чистой воды
|
Изменений не происходит
|
3
|
1мл свежеприготовленной взвеси белка + 1 мл желудочного сока
|
Энергичное расщепление
|
4
|
взвесь белка 1мл, желудочный сок 1 мл и раствор щелочи
|
Расщепление крайне слабо,щелочь нейтрализует кислоту
|
5
|
взвесь белка с желудочным соком по 1 мл, предварительно прокипяченного
|
Разбухание белка соляной кислотой, пепсин уничтожили кипячением
|
6
|
Взвесь белка 1мл +0,5 %р соляной кислоты
|
Разбухание белка
|
Вывод:
1.В состав желудочного сока входит фермент пепсин ( только при температуре тела-37⁰ С). Под действием пепсина белки распадаются на более простые соединения.
2.Особенное значение принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
3.Действие пепсина уничтожается кипячением.
4.Фермента, действующего на углеводы нет.
О значении желудочного сока мы с вами выяснили, теперь переходим к изучению его компонентов.
Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.
Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.
Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.
Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.
Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.
Соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных болезней.
Бактерицидные свойства доказаны опытами. Двух собак кормили мясом с добавкой холерных бацилл. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой.
Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в соке, больше подвергаются опасности заражения!
3).Нервно – гуморальная регуляция желез желудка
Ребята, вы знаете, что железы желудка начинают выделять желудочный сок уже через 5 минут после начала еды, а также при запахе пищи, её виде и даже при разговоре о ней.
Что же влияет на секрецию желудочных желез? Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды? Об этом нам расскажет
Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гуморальные воздействия на секрецию желез».
Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было известно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.
При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.
Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.
Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы происходит при участии коры полушарий головного мозга.
Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам желудка, поддерживая их деятельность.
В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.
Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставляются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).
Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в желудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.
Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность
желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.
Вопросы:
1) Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?
2) Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокоотделение?
В течении 2-3 часов после приема пищи оба механизма – нервный и гуморальный – действует вместе, но первый из них преобладает. Затем нервные воздействия на функцию желудочных желез прекращаются, а гуморальные продолжаются на протяжении еще несколько часов.
В желудке всасываются:
алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.
4).Что нарушает функцию желудка?
Влияние алкоголя на органы пищеварения
В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.
Во – первых, растворенный алкоголь в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.
Во – вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.
В – третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.
И наконец, в – четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.
Закрепление нового материала:
1.Вопросы:
1).Какие изменения происходят с пищей в желудке?
Какова роль соляной кислоты в желудке?
Что входит в состав желудочного сока?
Может ли желудок съесть себя?
Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?
Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны?
Чем объясняется образование различного количества желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?
Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?
Что такое гуморальное влияние?
Попытайтесь доказать вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке?
Домашнее задание:
Параграф 32, вопросы.
Задача на дом: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?
Литература:
Учебник. Биология.8 класс. Колесов, Маш
Дидактический материал. Человек. Книга для учителя. 9 класс. М, Просвещение, 1997г.
http://bank.orenik.ru/Text/t20_135.htm
http://rrc.dgu.ru/res/1september/14-33.htm
http:www.truphonov.ru/truphonov2/terms2/gj.htm
http://www.4mtdic.ru/page-id-407.html
http://www.bibliotekar.ru/447/155/htm
http://www/meding.ru/alcohol/tab25.htm
http://www.5ballov.ru/referats/preview/76833/13
|
|
|