Главная страница

Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости» Тип урока Комбинированный


Скачать 57.23 Kb.
Название Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости» Тип урока Комбинированный
Дата 12.02.2016
Размер 57.23 Kb.
Тип Лабораторная работа

Тема ПИЩЕВАРЕНИЕ

урок 17(2) Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока Комбинированный

Цель: Знакомство со способами регуляции процесса пищеварения. Развитие навыков самостоятельного проведения эксперимента и заполнения таблицы отчета о проделанной работе. Развитие навыков построения монологического высказывания с опорой на таблицу с информацией. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Оборудование: Карточки-инструкции к лабораторной работе по количеству учащихся. Тесты по количеству учащихся хорошо справившихся с работой на предыдущем уроке.

Для лабораторной работы на каждом столе: накрахмаленная салфетка, 2 ватные палочки, раствор йода в кювете, пинцет, стакан с водой.
ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з. Анализ работы, выполненной в конце прошлого урока. Учащиеся, хорошо справившиеся с работой на предыдущем уроке, выполняют тест на проверку знаний. Остальные, вместе с учителем, устно проводят работу над ошибками.

  2. Новая тема. Работа с текстом учебника по установлению строения ротовой полости. В рабочей тетради на печатной основе учащиеся делают подписи к рисункам «Схема строения зуба» и «Типы зубов». Дополнительная информация: Зубная эмаль – единственная и самая твердая ткань человеческого тела, которая не регенерирует, она образована кристаллами фосфата кальция, который растворяется в кислой среде, образующейся в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Пульпа вырабатывает щелочной раствор, просачивающийся наружу по порам зуба, который необходим для нейтрализации разрушающей зуб кислой среды, образуемой бактериями, живущими на зубах. Обсуждение прочитанного (Слайды 1-3).

Работа с рисунком «Язык. Зоны вкуса». Только смоченная слюной пища может вызывать вкусовые ощущения на вкусовых сосочках языка.

Мы рассмотрели механическую обработку пищи в ротовой полости. Помните, чем лучше измельчена пища, тем быстрее она будет переварена ферментами. Плохо пережеванная пища способствует заболеваниям желудка.

Химическая обработка пищи в ротовой полости связана с деятельностью слюнных желез. У человека в ротовую полость открываются 3 пары крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и много мелких слюнных желез есть в слизистой оболочке ротовой полости. Изучите влияния слюны на углеводы самостоятельно выполнив лабораторную работу. По окончании работы изучите таблицу на обороте инструктивной карточки.

Работа с инструкциями

Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); условный слюноотделительный рефлекс (в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители). Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка. Процесс глотания – перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка.

  1. Закрепление. Беседа по слайду 4. Составьте устно рассказ 1 вариант (для слабых учащихся) - механическая обработка пищи в ротовой полости, 2 вариант - химическая обработка пищи в ротовой полости.

  2. Д/З §31-32 до пищеварения в желудке.

Карточка-инструкция
Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»

Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы.

Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.
Ход работы

  1. В центр накрахмаленной салфетки нанесите немного слюны и с помощью ватной палочки напишите букву А.

  2. На накрахмаленную салфетку в верхнем правом углу с помощью второй ватной палочки смоченной водой нанесите букву Т.

  3. Сверните салфетку пополам и погрейте 2-3 минуты между ладонями.

  4. Промойте салфетку в кювете с раствором йода (используйте пинцет).

  5. Опишите что наблюдаете, сделайте вывод.

  6. Изучите таблицу на обороте карточки.



Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

………………………………………………………………………………………….

Карточка-инструкция
Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»

Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы.

Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.
Ход работы

  1. В центр накрахмаленной салфетки нанесите немного слюны и с помощью ватной палочки напишите букву А.

  2. На накрахмаленную салфетку в верхнем правом углу с помощью второй ватной палочки смоченной водой нанесите букву Т.

  3. Сверните салфетку пополам и погрейте 2-3 минуты между ладонями.

  4. Промойте салфетку в кювете с раствором йода (используйте пинцет).

  5. Опишите что наблюдаете, сделайте вывод.

  6. Изучите таблицу на обороте карточки.




Что делали?

Что наблюдали?

Вывод



Состав слюны

(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)

ферменты и вещества

функция

лизоцим

обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)

птиалин

фермент, расщепляющий полисахариды до дисахаридов (мальтозы)

мальтаза

фермент, преобразующий мальтозу (солодовый сахар) в глюкозу

муцин

вещество, обволакивающее пищевой комок и способствующее его проглатыванию (смазка)

?

фермент, расщепляющий крахмал

Слюна состоит на 99,4% из воды и имеет слабощелочную реакцию. Она нейтрализует кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.



……………………………………………………………………………………………

Состав слюны

(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)

ферменты и вещества

функция

лизоцим

обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)

птиалин

фермент, расщепляющий полисахариды до дисахаридов (мальтозы)

мальтаза

фермент, преобразующий мальтозу (солодовый сахар) в глюкозу

муцин

вещество, обволакивающее пищевой комок и способствующее его проглатыванию (смазка)

?

фермент, расщепляющий крахмал

Слюна состоит на 99,4% из воды и имеет слабощелочную реакцию. Она нейтрализует кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.


Тест для проверки усвоения домашнего материала

  1. Определите последовательность отделов пищеварительной системы

А рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник

Б рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник

В рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник

Г рот – пищевод – кишечник – желудок – глотка

  1. У человека двенадцатиперстная кишка расположена за …

А пищеводом

Б желудком

В тонкой кишкой

Г толстой кишкой

  1. Протоки печени открываются в …

А двенадцатиперстную кишку

Б тонкую кишку

В желудок

Г пищевод

  1. Процесс физической и химической обработки пищи – это…

А измельчение пищи

Б растворение пищи

В пищеварение

Г проглатывание пищи

Рассмотрите рисунок, замените цифры подписями