|
Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости» Тип урока Комбинированный
Тема ПИЩЕВАРЕНИЕ
урок 17(2) Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»
Тип урока Комбинированный
Цель: Знакомство со способами регуляции процесса пищеварения. Развитие навыков самостоятельного проведения эксперимента и заполнения таблицы отчета о проделанной работе. Развитие навыков построения монологического высказывания с опорой на таблицу с информацией. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.
Оборудование: Карточки-инструкции к лабораторной работе по количеству учащихся. Тесты по количеству учащихся хорошо справившихся с работой на предыдущем уроке.
Для лабораторной работы на каждом столе: накрахмаленная салфетка, 2 ватные палочки, раствор йода в кювете, пинцет, стакан с водой.
ХОД УРОКА
Проверка д/з. Анализ работы, выполненной в конце прошлого урока. Учащиеся, хорошо справившиеся с работой на предыдущем уроке, выполняют тест на проверку знаний. Остальные, вместе с учителем, устно проводят работу над ошибками.
-
Новая тема. Работа с текстом учебника по установлению строения ротовой полости. В рабочей тетради на печатной основе учащиеся делают подписи к рисункам «Схема строения зуба» и «Типы зубов». Дополнительная информация: Зубная эмаль – единственная и самая твердая ткань человеческого тела, которая не регенерирует, она образована кристаллами фосфата кальция, который растворяется в кислой среде, образующейся в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Пульпа вырабатывает щелочной раствор, просачивающийся наружу по порам зуба, который необходим для нейтрализации разрушающей зуб кислой среды, образуемой бактериями, живущими на зубах. Обсуждение прочитанного (Слайды 1-3).
Работа с рисунком «Язык. Зоны вкуса». Только смоченная слюной пища может вызывать вкусовые ощущения на вкусовых сосочках языка.
Мы рассмотрели механическую обработку пищи в ротовой полости. Помните, чем лучше измельчена пища, тем быстрее она будет переварена ферментами. Плохо пережеванная пища способствует заболеваниям желудка.
Химическая обработка пищи в ротовой полости связана с деятельностью слюнных желез. У человека в ротовую полость открываются 3 пары крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и много мелких слюнных желез есть в слизистой оболочке ротовой полости. Изучите влияния слюны на углеводы самостоятельно выполнив лабораторную работу. По окончании работы изучите таблицу на обороте инструктивной карточки.
Работа с инструкциями
Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); условный слюноотделительный рефлекс (в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители). Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка. Процесс глотания – перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка.
Закрепление. Беседа по слайду 4. Составьте устно рассказ 1 вариант (для слабых учащихся) - механическая обработка пищи в ротовой полости, 2 вариант - химическая обработка пищи в ротовой полости.
Д/З §31-32 до пищеварения в желудке.
Карточка-инструкция
Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»
Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы.
Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.
Ход работы
В центр накрахмаленной салфетки нанесите немного слюны и с помощью ватной палочки напишите букву А.
На накрахмаленную салфетку в верхнем правом углу с помощью второй ватной палочки смоченной водой нанесите букву Т.
Сверните салфетку пополам и погрейте 2-3 минуты между ладонями.
Промойте салфетку в кювете с раствором йода (используйте пинцет).
Опишите что наблюдаете, сделайте вывод.
Изучите таблицу на обороте карточки.
Что делали?
|
Что наблюдали?
|
Вывод
|
………………………………………………………………………………………….
Карточка-инструкция
Лабораторная работа №2 «Пищеварение в ротовой полости»
Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы.
Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.
Ход работы
В центр накрахмаленной салфетки нанесите немного слюны и с помощью ватной палочки напишите букву А.
На накрахмаленную салфетку в верхнем правом углу с помощью второй ватной палочки смоченной водой нанесите букву Т.
Сверните салфетку пополам и погрейте 2-3 минуты между ладонями.
Промойте салфетку в кювете с раствором йода (используйте пинцет).
Опишите что наблюдаете, сделайте вывод.
Изучите таблицу на обороте карточки.
Что делали?
|
Что наблюдали?
|
Вывод
|
Состав слюны
(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)
|
ферменты и вещества
|
функция
|
лизоцим
|
обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)
|
птиалин
|
фермент, расщепляющий полисахариды до дисахаридов (мальтозы)
|
мальтаза
|
фермент, преобразующий мальтозу (солодовый сахар) в глюкозу
|
муцин
|
вещество, обволакивающее пищевой комок и способствующее его проглатыванию (смазка)
|
?
|
фермент, расщепляющий крахмал
|
Слюна состоит на 99,4% из воды и имеет слабощелочную реакцию. Она нейтрализует кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.
|
……………………………………………………………………………………………
Состав слюны
(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)
|
ферменты и вещества
|
функция
|
лизоцим
|
обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)
|
птиалин
|
фермент, расщепляющий полисахариды до дисахаридов (мальтозы)
|
мальтаза
|
фермент, преобразующий мальтозу (солодовый сахар) в глюкозу
|
муцин
|
вещество, обволакивающее пищевой комок и способствующее его проглатыванию (смазка)
|
?
|
фермент, расщепляющий крахмал
|
Слюна состоит на 99,4% из воды и имеет слабощелочную реакцию. Она нейтрализует кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.
|
Тест для проверки усвоения домашнего материала
Определите последовательность отделов пищеварительной системы
А рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник
Б рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник
В рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник
Г рот – пищевод – кишечник – желудок – глотка
У человека двенадцатиперстная кишка расположена за …
А пищеводом
Б желудком
В тонкой кишкой
Г толстой кишкой
Протоки печени открываются в …
А двенадцатиперстную кишку
Б тонкую кишку
В желудок
Г пищевод
Процесс физической и химической обработки пищи – это…
А измельчение пищи
Б растворение пищи
В пищеварение
Г проглатывание пищи
Рассмотрите рисунок, замените цифры подписями
|
|
|