|
Урок 16(1 ) Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Тип урока Изучение нового материала
Тема ПИЩЕВАРЕНИЕ
урок 16(1) Значение и состав пищи. Органы пищеварения.
Тип урока Изучение нового материала
Цель: Повторение схемы строения пищеварительной системы Хордовых. Знакомство со строением стенки пищеварительного канала. Развитие зрительной и оперативной памяти учащихся. Развитие навыков построения монологического высказывания с опорой на готовый план-конспект. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.
Оборудование: Готовый план-конспект урока (формат А-4) по количеству учащихся
ХОД УРОКА
-
Актуализация знаний: Вводная беседа. – Каково значение пищи? Проще говоря, зачем люди едят? – Из чего состоит пища? Учитель суммирует ответы, подводя к понятию питательные вещества. - Как питательные вещества, поступающие в наш организм с пищей, попадают к клеткам, деятельность которых и обеспечивает рост и жизнедеятельность всего организма? – Представьте ситуацию: человек ест куриный бульон и при этом прекрасно себя чувствует, но стоит ему ввести этот же самый бульон в кровь и он может погибнуть от заражения крови, почему? – Т.е. прежде чем пища попадет в кровь, чтобы быть перенесенной к тканям и клеткам, она должна быть определенным образом обработана. Этим занимается в нашем организме пищеварительная система. Она состоит из тех же отделов, что и у других Хордовых животных, изученных вами ранее. Вспомните эти отделы.
Новая тема: Вы, верно назвали отделы, теперь попробуйте их найти на таблице (демонстрируется немая схема, слайд 1). Учитель корректирует ответы учащихся.
Прочитайте текст учебника и объясните разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества».
У вас на столах есть готовый конспект сегодняшнего урока, прочитайте подзаголовок «Питательные вещества» и объясните, по какому принципу эти вещества разделили на две группы. Какое бы вы дали определение слову пищеварение? Учитель суммирует предложения учащихся и диктует под запись формулировку определения.
Прочитайте подзаголовок «Строение системы органов пищеварения» и назовите, из каких частей она состоит. Используя рисунок 2 (слайд2), расскажите, как устроена стенка пищеварительного канала. Проверьте себя по слайду 3, а также прочитайте здесь дополнительную информацию. Прочитайте текст учебника и выпишите в тетрадь этапы процесса пищеварения.
Теперь пользуясь записями в тетради, схемами и конспектом попробуем устно дать развернутый ответ на тему «Значение и состав пищи. Органы пищеварения».
Закрепление: Отложите в сторону конспект, закройте тетради и учебники, возьмите чистый лист бумаги и напишите такой же рассказ самостоятельно.
Д/З §29-30
план-конспект урока «Значение и состав пищи. Органы пищеварения»
Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности.
Питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины, необходимые для организма и входящие в состав пищевых продуктов.
Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом без изменений их химической структуры.
-
Жиры, белки и углеводы имеют крупные молекулы, поэтому, чтобы попасть во внутреннюю среду организма, они подвергаются химическому расщеплению на более мелкие составляющие – пищеварению.
Строение системы органов пищеварения
-
Органы пищеварительного канала (общая длина 8-10м)
ротовая полость
глотка
пищевод
желудок
тонкий кишечник
толстый кишечник
анальное отверстие
Мелкие пищеварительные железы располагаются в слизистой оболочке пищеварительного канала
-
Крупные пищеварительные железы (расположены вне пищеварительного канала, имеют специальные протоки, ведущие в полость пищеварительного канала)
-
Три пары слюнных желез и поджелудочная железа (их соки содержат ферменты, катализирующие гидролиз белков, жиров и углеводов, после гидролиза питательные вещества становятся растворимы в воде и могут усваиваться организмом)
Печень (желчь, вырабатываемая печенью, не содержит ферментов, а способствует превращению жиров в мельчайшие капли; жиры становятся доступными для расщепления).
Строение стенки пищеварительного канала
снаружи-соединительная ткань
под ней – слой гладких мышц, сокращение которых обеспечивает перистальтическое движение .
внутри – слизистая оболочка, образованная эпителиальной тканью, имеет складчатую поверхность для увеличения площади всасывания и содержит много пищеварительных желез.
|
|
|