Главная страница

Урок 16(1 ) Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Тип урока Изучение нового материала


Скачать 31.71 Kb.
Название Урок 16(1 ) Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Тип урока Изучение нового материала
Дата 12.02.2016
Размер 31.71 Kb.
Тип Урок

Тема ПИЩЕВАРЕНИЕ

урок 16(1) Значение и состав пищи. Органы пищеварения.

Тип урока Изучение нового материала

Цель: Повторение схемы строения пищеварительной системы Хордовых. Знакомство со строением стенки пищеварительного канала. Развитие зрительной и оперативной памяти учащихся. Развитие навыков построения монологического высказывания с опорой на готовый план-конспект. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Оборудование: Готовый план-конспект урока (формат А-4) по количеству учащихся

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний: Вводная беседа. – Каково значение пищи? Проще говоря, зачем люди едят? – Из чего состоит пища? Учитель суммирует ответы, подводя к понятию питательные вещества. - Как питательные вещества, поступающие в наш организм с пищей, попадают к клеткам, деятельность которых и обеспечивает рост и жизнедеятельность всего организма? – Представьте ситуацию: человек ест куриный бульон и при этом прекрасно себя чувствует, но стоит ему ввести этот же самый бульон в кровь и он может погибнуть от заражения крови, почему? – Т.е. прежде чем пища попадет в кровь, чтобы быть перенесенной к тканям и клеткам, она должна быть определенным образом обработана. Этим занимается в нашем организме пищеварительная система. Она состоит из тех же отделов, что и у других Хордовых животных, изученных вами ранее. Вспомните эти отделы.

  2. Новая тема: Вы, верно назвали отделы, теперь попробуйте их найти на таблице (демонстрируется немая схема, слайд 1). Учитель корректирует ответы учащихся.

Прочитайте текст учебника и объясните разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества».

У вас на столах есть готовый конспект сегодняшнего урока, прочитайте подзаголовок «Питательные вещества» и объясните, по какому принципу эти вещества разделили на две группы. Какое бы вы дали определение слову пищеварение? Учитель суммирует предложения учащихся и диктует под запись формулировку определения.

Прочитайте подзаголовок «Строение системы органов пищеварения» и назовите, из каких частей она состоит. Используя рисунок 2 (слайд2), расскажите, как устроена стенка пищеварительного канала. Проверьте себя по слайду 3, а также прочитайте здесь дополнительную информацию. Прочитайте текст учебника и выпишите в тетрадь этапы процесса пищеварения.

Теперь пользуясь записями в тетради, схемами и конспектом попробуем устно дать развернутый ответ на тему «Значение и состав пищи. Органы пищеварения».

  1. Закрепление: Отложите в сторону конспект, закройте тетради и учебники, возьмите чистый лист бумаги и напишите такой же рассказ самостоятельно.

  2. Д/З §29-30


план-конспект урока «Значение и состав пищи. Органы пищеварения»
Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности.

Питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины, необходимые для организма и входящие в состав пищевых продуктов.

  1. Вода, минеральные соли, витамины усваиваются организмом без изменений их химической структуры.

  2. Жиры, белки и углеводы имеют крупные молекулы, поэтому, чтобы попасть во внутреннюю среду организма, они подвергаются химическому расщеплению на более мелкие составляющие – пищеварению.

Строение системы органов пищеварения

  1. Органы пищеварительного канала (общая длина 8-10м)

    • ротовая полость

    • глотка

    • пищевод

    • желудок

    • тонкий кишечник

    • толстый кишечник

    • анальное отверстие

Мелкие пищеварительные железы располагаются в слизистой оболочке пищеварительного канала

  1. Крупные пищеварительные железы (расположены вне пищеварительного канала, имеют специальные протоки, ведущие в полость пищеварительного канала)

    • Три пары слюнных желез и поджелудочная железа (их соки содержат ферменты, катализирующие гидролиз белков, жиров и углеводов, после гидролиза питательные вещества становятся растворимы в воде и могут усваиваться организмом)

    • Печень (желчь, вырабатываемая печенью, не содержит ферментов, а способствует превращению жиров в мельчайшие капли; жиры становятся доступными для расщепления).

Строение стенки пищеварительного канала

  • снаружи-соединительная ткань

  • под ней – слой гладких мышц, сокращение которых обеспечивает перистальтическое движение .

  • внутри – слизистая оболочка, образованная эпителиальной тканью, имеет складчатую поверхность для увеличения площади всасывания и содержит много пищеварительных желез.