Главная страница

Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков


Скачать 42.69 Kb.
Название Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков
Дата 10.03.2016
Размер 42.69 Kb.
Тип Документы

Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков.
Толерантность в переводе с английского языка- возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как терпимость по отношению к другому.

Толерантность- искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса.

В нашем отделении могут встречаться дети разных национальностей, из семей с разными материальными возможностями. Нужно учить детей уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное - это личность, права человека, его самоуважение.

В процессе проведения соответствующей воспитательной работы педагогом должны решаться следующие задачи:

- воспитание личности, осознающей достоинство человека;

- воспитание терпимости;

- воспитание гуманного человека;

- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

В ходе бесед дети могут в игровой форме, доступной для их возраста, получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их культуре.

Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у детей стремление к защите прав других детей.

Необходимо говорить с детьми о толерантном отношении, обращаясь к таким нравственным категориям, как справедливость, совесть, милосердие…

Современные дети должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам, которые закреплены в ряде юридических документов.

Работу по формированию толерантности можно начать с организации вечеров, где в тёплой атмосфере формируется желание подарить людям радость.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям также должно быть направлено на воспитание у детей чувства уверенности к себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения. Ведь дети могут извлекать из них уроки нравственного поведения, делать соответствующие выводы, которые хорошо запоминаются, так как они ассоциируются детьми с любимыми персонажами. Желательно анализировать такие произведения, в которых участвуют герои разных национальностей. Педагог должен обращать внимание детей на их добрые дела и поступки.

Воспитанию доброго отношения к сверстникам способствует и участие в совместных делах: конкурсах, соревнованиях, играх. В ходе организации коллективных дел между детьми могут возникнуть конфликты. Важно, чтобы педагог всегда был готов обсудить их, подводя ребят к мысли, что любая проблема разрешена. Вместе с тем, необходимо, чтобы дети и сами пытались найти способы решения возникшей проблемы.
Примерные алгоритмы разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Определите проблему и признайте её существование. Попросите детей, которых касается эта проблема, вместе обсудить своё поведение.

  2. Составьте представление о том, что случилось. С этой целью проведите беседу с участвовавшими в конфликте детьми и очевидцами события. Дайте возможность высказаться всем по очереди, не прерывая их. Там, где это уместно, подбодрите ребёнка, погладив или обняв его, так как это также может смягчить чувство гнева или вины. Однако важно всё время оставаться нейтральным.

  3. Продумайте ряд решений. Спросите непосредственно участников конфликта, которые смогут предложить свои решения.

  4. Обоснуйте выдвинутые решения. Объясните, что нередко могут существовать несколько справедливых  способов разрешения конфликта. Поощряйте детей к обдумыванию эмоциональных последствий этих решений и напомните об аналогичном прошлом опыте.

  5. Выработайте план действий. Добейтесь общего согласия по одному из предложенных решений.

  6. Выполните это решение.


К сожалению педагог может встретиться с дискриминационным поведением детей. В этом случае педагогу следует решительно осудить такое поведение и дать ясно понять, что оно совершенно неприемлемо.

Педагог может выразить явную поддержку ребёнку, который стал объектом оскорбления, не критикуя его при этом за гнев, страх, замешательство, но проявляя твёрдость по отношению к ребёнку, совершившему дискриминационный поступок. Педагог должен помочь понять детям, оказавшимся в роли жертвы, что негативная реакция на их пол, внешность, неполноценность, язык, расу или другие аспекты вызвана предрассудками.

Естественно, что в ходе разрешения возникших разногласий педагог будет критиковать кого-то из детей. Важно, чтобы эта критика была конструктивной, не направленной на конкретную личность, а обращённой к трудной ситуации. Смысл конструктивной критики можно выразить так: «У нас есть проблема, давай найдём её решение».

  Чересчур обобщающая критика, особенно включающая ярлыки (ты лентяй, ты глуп) и так далее, а также слова всегда, никогда, как правило, обидны и не соответствуют действительности. Такая критика унижает достоинство человека и не может быть им принята без ущерба для собственной личности. Дети, которых постоянно заставляют чувствовать себя глупыми, начинают воспринимать эту оценку всерьёз. Не желая оказаться униженными они отказываются от решения трудных для себя задач. Уход от ситуации становится для них основным способом психологической защиты: не выполнять домашнее задание, грубить…

  Оскорбительная критика вызывает обиду, злость и желание ответить тем же. Дети начинают защищаться, оправдываться, отвечать резкостью на резкость, критикой на критику, криком на крик, что, естественно отрицательно сказывается на формирование доверия между детьми и педагогом.

  Для того чтобы дети чувствовали себя непринуждённо, нужно:

- дать им понять, что педагог такой же человек, как и они сами;

- тщательно объяснить каждый вид работы;

- снабжать детей информацией не только по конкретным видам работы, но и по смежным проблемам, касающихся жизни ребят.

   Педагогам следует по возможности каждый день уделять несколько минут обсуждению местных событий и новостей из средств массовой информации. Это позволит взглянуть на проблематику прав человека менее формальным образом и само по себе может стать своего рода обучением.