Главная страница

Час общения в 7 классе «Что такое права человека»


Скачать 44.52 Kb.
Название Час общения в 7 классе «Что такое права человека»
Дата 29.02.2016
Размер 44.52 Kb.
Тип Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Час общения в 7 классе

«Что такое права человека»

Cоставила Ликшина А.Д., учитель истории и обществознания

Ноябрь 2013
Час общения в 7 классе

«Что такое права человека»
Цель: дать представление о том, что такое права человека, познако­мить с основными документами о правах человека.

Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, права ребенка, геноцид, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ре­бенка.
Ход часа общения


  1. Работа над понятием «Права человека»

Вопросы по разделу «Права человека»:

- Что подразумевается под понятием «права человека»?

- Какую роль играют права в жизни человека?

- Зачем надо изучать права человека?
1. Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, дан­ные природой, Богом; моральные права и т.п. Но перед тем как соста­вить список прав человека и обсудить, какую роль они играют в жизни человека, проведите с учащимися или дидактическую игру «Права че­ловека» или другую — «Словесные ассоциации»:

• запишите на доске слова «права человека»;

• просите учеников назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации;

• запишите список слов на доске;

• сделайте «оценку» словам;

• из общей оценки сделайте вывод.

Вывод: права человека — это совокупность правил, которые присуши природе человека и без которых он не может существовать; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности.
2. Реализация прав должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

3. Отвечая на третий вопрос о значении прав человека в жизни лю­дей, ученики могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

II. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.
1. Разбейте класс на группы по 5—6 человек. Прочитайте учащимся следующий сценарий: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Вам надо создать идеальное общество. Вы должны составить список прав граждан создаваемого вами общества. Каждый ученик должен написать для себя 3 основных права». Затем учащиеся обсуж­дают эти права в своей группе, после чего они выбирают 10 прав, ко­торые, по их мнению, являются наиболее важными, и цветными фло­мастерами записывают их на листе бумаги. Все группы по очереди представляют список своих прав. По мере представления работ уча­щихся учитель на контрольном листе выписывает те права, которые повторяются в группах.

Когда все группы учащихся представят свои варианты, а учитель заполнит контрольный лист, начинается следующий этап работы. Учитель просит детей сгруппировать написанные на контрольном ли­сте права по значимости. Таким образом, класс составил список прав человека своего сообщества.

2. Затем учитель знакомит учащихся со Всеобщей декларацией прав человека, рассказывая историю ее создания.

Следует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философ­ские учения.

Рассказывая о современном периоде, остановитесь на создании ООН. Официальная дата создания Организации Объединенных Наций 24 октября 1945 г. Цель ООН состоит в том, чтобы объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принци­пах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния.

Обозначьте, что Всеобщая декларация прав человека была проте­стом против ужасных зверств, совершенных во время Второй мировой войны. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Отметьте, что Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях.

Продолжая рассказ об истории создания Всеобщей декларации прав человека, остановитесь на следующем этапе, что в 1966 г. с це­лью повысить эффективность Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным к исполнению документом.

3. В конце беседы по разделу Всеобщая декларация прав человека следует еще раз прочитать Всеобщую декларацию прав чело­века и сравнить ее с контрольным листом.

• Какие права человека включены в оба списка?

• Какие права человека, упомянутые во Всеобщей декларации, внесены в ваш список?

• Какие права человека из вашего списка включены во Всеобщую декларацию?

• Какие права человека вы хотели бы включить дополнительно во Всеобщую декларацию прав человека?

• Какие три права в контрольном листе вы считаете наиболее важ­ными? Почему?

• Повлияла ли нынешняя ситуация в России на ваш выбор прав?

• Почему велико значение Всеобщей декларации прав человека?