Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Педагогический проект
Автор:
Канашова Снежана Петровна,
учитель технологии, I квалификационной категории
г. Лабытнанги 2013 г.
Содержание
Введение
|
3
|
Глава I
|
Анализ состояния решения проблемы развития творческих и исследовательских способностей обучающихся в психолого-педагогической практике
|
7
|
1.1.
|
Определение понятия «творческая деятельность », «творчество»
|
7
|
1.2.
|
Общая характеристика творческой одарённости
|
8
|
1.3.
|
Методы развития творческих и исследовательских способностей учащихся
|
10
|
Глава II
|
Разработка технологии управленческого содействия развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.
|
11
|
2.1.
|
Проработка проектного метода обучения, как деятельностного подхода в обучении.
|
11
|
2.2.
|
Психолого-педагогические барьеры при взаимодействии субъектов образовательного процесса в проектной деятельности и пути их преодоления
|
12
|
2.3.
2.4.
2.5.
|
Разработка методического комплекса для осуществления проектной деятельности учащихся
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Заключение
Список литературы
Приложение
|
14
15
16
16
|
|
«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда.»
П. Р. Атутов
|
Введение
Работа посвящена разработке технологии (управленческому содействию) развития творческих и исследовательских способностей школьников в образовательной области «Технология» в рамках реализации ФГОС.
Развитие современного общества во многом зависит от общественного сознания, которое формируется разными социальными институтами, в том числе семьёй и школой. В связи с этим педагоги-практики особенно остро ставят вопросы, как сегодня обучать и воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня, какие знания, умения и навыки для вхождения в новое сообщество ему необходимо дать. Действительно, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией и воображением. Учёные определяют модель выпускника как «личность общественно значимого достигателя» (Н.В. Немова), направляющего свою деятельность на успех, а не на избегание от неудач.
Необходимо отметить, что современная педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на деятельностный подход к получению знаний. ФГОС подразумевают в корне изменить подход к обучению. Именно поэтому, говоря о системе образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. С учётом требований ФГОС основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
В ходе творческой и исследовательской деятельности у детей не только развиваются качества творца и созидаются новые общественно значимые ценности, но и осваиваются способы овладения данным видом деятельности.
В педагогической и психологической науках проблемам организации и управления исследовательской деятельностью (в том числе и детей) посвящено ряд трудов (В.И. Андреев, Л.М. Бреховский, А.В. Волков и др.), где определены различные дидактические единицы, виды и принципы организации, цели и задачи, содержание исследовательской деятельности.
Однако в них проблема развития исследовательских способностей учащихся не решается в целом, не представлена как технология, в которой просматривались бы в единстве и содержательный, и управленческий аспекты. Анализ теоретического обоснования проблемы и реальное положение дел в школе выявили противоречия:
между потребностью общества в выпускниках школы, обладающих высоким уровнем исследовательских способностей, и реальной позицией массовой школы и учителя в российской педагогической традиции ориентированного на подготовку простого потребителя знаний;
между необходимостью развития творческих и исследовательских способностей учащихся и отсутствием организационно-педагогических условий для решения данной проблемы в образовательных учреждениях.
Таким образом, выявленные противоречия обозначили проблему - каким должно быть управленческое содействие развитию творческих и исследовательских способностей учащихся в условиях основного общего образования.
Актуальность проекта, как для педагога так и для школы в целом заключается в том, что при подготовке обучающихся к исследовательской деятельности нет чёткой и поэтапной структуры обучения. Зачастую каждый педагог, как научный руководитель исследовательской работы, разрабатывает свой план действий, или же осуществляет подготовку в условиях, ограниченных временными рамками. Данный проект предполагает разработку технологии управленческого содействия развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся.
Основание для реализации инновационного педагогического проекта: тьюторское сопровождение одарённых детей в рамках реализации проекта «Модель организации работы с одарёнными детьми в МОУ СОШУИП №3 «Интеллект, поиск, творчество», в условия реализации Федеральных образовательных стандартов.
Участники реализации инновационного педагогического проекта:
Администрация, учитель технологии МОУ СОШУИП №3 и специалисты учреждений-партнёров по договору.
Учреждения-партнёры по реализации проекта с указанием их функций:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Сказка» - социальный заказ на изготовление кукол по сказкам.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Волшебница» - социальный заказ на изготовление изделий для интерьера игровой комнаты.
Обучающиеся МОУ СОШУИП №3, изучающие предмет «Технология» и занимающиеся в группе внеурочной деятельности по образовательной области «Технология».
Целевая группа инновационного проекта:
Школьники в возрасте 10-17 лет
Цель:
Разработка технологии управленческого содействия развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся.
Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся в образовательной области «Технология».
Задачи:
Анализ состояния решения проблемы развития творческих и исследовательских способностей обучающихся в психолого-педагогической практике.
Разработка чёткой и поэтапной структуры управления творческими и исследовательскими способностями обучающихся.
-
Формирование и развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности, способности к самостоятельному поиску методов решения исследовательских и практических задач.
Разработка программ внеурочной деятельности по образовательной области «Технология» для обучающихся средней и старшей школы.
Формирование банка творческих, исследовательских, социальных и практико-ориентированных проектов учащихся.
Глава I. Анализ состояния решения проблемы развития творческих и исследовательских способностей обучающихся в психолого-педагогической практике
Определение понятия «творческая деятельность», «творчество»
Современная психология выделяет различные вида творчества. Кроме таких общепризнанных видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное, выделяется творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. В связи с этим приведём обобщённое определение понятия «творчество», на которое будем опираться в дальнейшем. Под творчеством понимается совокупность приёмов, методов действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
Общая характеристика творческой одарённости
Творческий познавательный процесс опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счёт вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса (Г. Д. Чистякова).
Особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определённого момента решения. Используемые воображением ассоциации и аналоги приводят к порождению новых оригинальных комбинаций им сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж. Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из неё вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить её в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и лёгкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей.
Определение понятия «исследовательские способности»
Как в педагогике, так и в других областях научных знаний нет чёткого определения понятия «исследовательские способности». Так, анализ энциклопедических, философского, психологического и педагогического словарей показал отсутствие в них определения понятия «исследовательские способности». Вместе с тем, в педагогической, философской, психологической и социологической литературе широко используется понятие «исследовательская деятельность» (В. И.Андреев, Л. М. Бреховский, А. В. Волков, В. Н. Дружинин, А. В. Хуторской и др.) Мотивацию человека достигать цели через потребности можно зафиксировать в цепочке из трёх ступеней (рис. 1).
Потребности, как недостаток чего-либо
Потребности, как недостаток чего-либо
Возникновение новых потребностей и повторение цикла
РЕФЛЕКСИЯ
Результаты удовлетворения потребностей: удовлетворение; частичное удовлетворение; отсутствие удовлетворения
ЦЕЛЬ
Поведение или действие
Побуждение или мотив
Потребности, как недостаток чего-либо ЗНАЧИМЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ИЛИ СТИМУЛЫ
Рис. 1 Мотивация поведения человека через потребности
На рисунке в общем виде представлено, как формируется мотивация личности общественно значимого достигателя: возникшая потребность, как недостаток чего-либо побуждает личность к действию и требует этих действий с определённой целью, в результате чего потребности могут быть удовлетворены, частично удовлетворены их удовлетворение отсутствует. На втором этапе – этапе рефлексии – личность анализирует, что привело её к полученному результату, что в нём (в результате) устраивает или не устраивает, далее идёт формирование новых потребностей и повторение цикла.
Данный рисунок показал мотивацию поведения человека через потребности, где существенную роль играют значимые вознаграждения или стимулы, т.е. если деятельность человека на достижение потребностей будет стимулироваться, то она будет успешной.
Исследовательскую деятельность учащихся многие учёные склонны считать эвристическим обучением (В. И. Андреев, В. Н. Веденский, А. В. Хуторской, Л. В. Чупрова). На основе понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная творческая деятельность», «интуиция», «эвристика», учебно-исследовательская деятельность» можно определить понятие «исследовательская деятельность», которое характеризуется:
Преднамеренностью (желание достичь определённого результата) и использованием педагогом преимущественно средств косвенного и перспективного управления;
Наличием проблемной ситуации или задачи исследовательского типа, максимальным использованием самоуправление и самообразования личности;
Субъективной новизной и оригинальностью продукта деятельности (то, что исследовал ученик, является новым, прежде всего для него);
Личной значимостью продукта деятельности и появлением интуитивных приёмов деятельности.
Методы развития творческих и исследовательских способностей учащихся
В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в развитие ребёнка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идёт о способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать её, о способности к творчеству и др. Основная причина этого заключается в том, сто ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной, и порой единственной. Именно поэтому внедряются психологические методы: творческое задание – учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые; постановка проблемы или создание проблемной ситуации – представление учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы; дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме; создание креативного поля – учащимся предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности, развернуть другую, более интересную – креативную деятельность.
Метод проектов – это организация целостного процесса исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.
Глава II Разработка технологии управленческого содействия развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся на уроках технологии и внеурочной деятельности
Проработка проектного метода обучения, как приоритетного метода в развитии творческих и исследовательских способностей обучающихся
Авторы современной примерной программы предметной области «Технология» (в соответствии с ФГОС) предлагают для развития творческих и исследовательских способностей учащихся использовать метод проектов. С этой целью в ней предусмотрены 5 проектов, которые школьники выполняют в течение года. Возрождая метод проектов, возникает необходимость разносторонней подготовки учителя, проработка вопросов о способах организации работы над проектом и контроля и др.
Схема 1. Основные аспекты в работе учителя при организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Основные аспекты в работе учителя при организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
|
объект проектирования (исследования)
|
возможные источники информации, их доступность для учащихся (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, интернет-ресурсы, список рекомендуемой литературы, варианты общения с образовательными и другими учреждениями и т.д.)
|
возможность эффективного методического сопровождения
|
форму реализации проекта индивидуальный групповой, коллективный)
|
сроки выполнения
|
варианты оценки, защиты и презентации проекта
|
Психолого-педагогические барьеры при взаимодействии субъектов образовательного процесса в проектной деятельности и пути их преодоления
Овладение проектной деятельностью нередко вызывает затруднения у учащихся. Необходимо определить проблемные зоны, выявить трудности, барьеры, организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы минимизировать блокирующее влияние барьеров. Анализируя структуру проектной деятельности в процессе взаимодействия её субъектов позволяет нам выявить следующие психолого-педагогические барьеры:
Схема 2. Психолого-педагогические барьеры при взаимодействии субъектов образовательного процесса в работе над проектом.
ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ ЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
|
|
Ценностно-мотивационные барьеры – обусловлены несформированностью, искажением потребности в деятельности или её отсутствием в конкретной ситуации. Именно они являются исходной точкой деятельности, играют ключевую роль в структуре деятельности.
|
Когнитивные барьеры – обусловлены недостаточностью необходимых средств реализации деятельности, а также несформированностью определённых операциональных умений и навыков. Под их влиянием мобилизируются энергетические ресурсы субъекта.
|
Индивидуальные барьеры – препятствия, связанные с влиянием некоторых индивидуально-психологических особенностей субъекта.
|
Барьеры типа «учитель-ученик» - противоречия, возникающие в системе «учитель-ученик» в ходе учебно-воспитательного процесса.
|
Барьеры творческой негибкости – неумение мыслить и решать задачи творчески.
|
Коммуникативные барьеры – возникают как обусловленность межличностной коммуникации, обусловленной несформированностью определённых коммуникативных умений и навыков.
|
Психолого-педагогические барьеры возникают на всех этапах проектирования. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе проектного обучения становится действенным если методические приёмы, используемые учителем, имеют гуманистически ориентированный характер, обеспечивают ситуацию психологического комфорта, возможность эмоционального и познавательного раскрепощения школьников, где каждый может выразить себя, самоутвердиться в творчестве, самостоятельности, в активной жизненной позиции, испытать радость от познавательной совместной деятельности, труда, игры, общения.
Проектный метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, содержащую в себе вопрос, затруднение, которое необходимо преодолеть. Поэтому деятельность субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в проектной деятельности развёртывается на всех её этапах: организационно-подготовительном (планирование работы над проектом, анализ проблемы), технологическом, заключительном (анализ и обобщение результатов, презентация полученных результатов работы над проектом).
Избежать негативного проявления барьеров возможно при условии чёткого планирования педагогом своей деятельности, знания учащихся класса, их индивидуальных особенностей, стиля познавательной деятельности, уровня готовности к выполнению проектного задания.
Разработка методического комплекса для проектной деятельности учащихся
Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности в предметной области «Технология» для развития одарённости обучающихся 5-9 классов и 10-11 классов. Программа должна соответствовать требованиям ФГОС и обеспечить качественную подготовку обучающихся к проектной и исследовательской деятельности трёх уровней, а так же способствовать творческой самореализации обучающихся и достижения ими высоких результатов в конкурсах и олимпиадах.
Разработка методических материалов для работы над проектами. Методические материалы должны формировать у обучающихся высокий уровень универсальных учебных действий и способствовать развитию творческих и исследовательских способностей.
Разработка контрольно-измерительных и диагностических материалов для оценки качества проектной деятельности обучающихся.
Формирование ЦОР проектной деятельности школьников в предметной области «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.
План реализации проекта
Таблица 1. План-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
№
|
Мероприятие
|
Сроки реализации
|
Результат
|
I. Подготовительный этап сентябрь-февраль 2013 – 2014 года
|
1
|
Анализ состояния решения проблемы развития творческих и исследовательских способностей обучающихся в психолого-педагогической практике
|
Сентябрь
|
Теоретическая часть проекта. Повышение профессиональной компетентности по решению проблемы творческих и исследовательских способностей обучающихся
|
2
|
Разработка методических материалов для осуществления инновационного проектного метода обучения
|
Октябрь-май
|
Практическая часть проекта.
Разработка, апробация и публикация авторских методических материалов
|
2
|
Разработка авторской программы внеурочной деятельности для учащихся 5-9, 10-11 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО
|
Январь-февраль
|
Авторская программа внеурочной деятельности «Проектирование современной одежды» для 5-9 классов
Авторская программа внеурочной деятельности «Социально-значимое творческое проектирование» для 10-11 классов»
|
II. Практический этап - реализация педагогического проекта 2014-2015 учебный год
|
4
|
Реализация проектного метода, как системно-деятельностного подхода в обучении на уроках технологии и внеурочной деятельности
|
Учебный год
|
Технологические карты уроков. Апробация авторских разработок уроков и методических материалов
|
5
|
Разработка творческих проектов учащимися на уроках и внеурочной деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах
|
Учебный год
|
Защита проектов - как итоговая аттестация школьников. Успешное представление проектов на конкурсах и олимпиадах
|
6
|
Обобщение опыта
|
Учебный год
|
Публикация методических материалов в сетевых сообществах, участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классы, семинары
|
III. Заключительный этап – подведение итогов – 2014-2015 учебный год
|
7
|
Подведение итогов
Планирование дальнейшего профессионального развития по вопросам реализации ФГОС СОО в рамках темы проекта.
|
Май
|
Декада «Технологии и искусства»
План реализации проекта на 2016-2017 учебный год
|
Ожидаемые результаты
Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся.
Повышение интереса к исследовательской и проектной деятельности
Разработка авторских программ для организации внеурочной деятельности учащихся 5-9, 10-11 классов, в рамках реализации ФГОС.
Высокие результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах по технологии на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Формирование современной модели выпускника как «личности общественно значимого достигателя».
Заключение
Основанием для реализации инновационного педагогического проекта является тьюторское сопровождение одарённых детей в рамках реализации проекта «Модель организации работы с одарёнными детьми в МОУ СОШУИП №3 «Интеллект, поиск, творчество», в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов.
Работа посвящена разработке технологии (управленческому содействию) развития творческих и исследовательских способностей школьников в образовательной области «Технология» в рамках реализации ФГОС.
Работа направлена на формирование современной модели выпускника как «личности общественно значимого достигателя», направляющего свою деятельность на успех, а не на избегание от неудач.
Педагогический проект «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС» автор: Канашова Снежана Петровна, учитель технологии МОУ СОШУИП №3 г. Лабытнанги 2013 г.
|